Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эволюция и трансформация

 |  IT-технологии

В России совершенствуется институт строительной экспертизы

Цифровизация стала трендом экономики России и коснулась всех сегментов, в том числе инвестиционно-строительной деятельности. Одним из важнейших элементов этой сферы является институт экспертизы. Сегодня он существенно трансформируется: в активной фазе находится реформа ценообразования, создаются институт экспертной оценки на предпроектной стадии и механизм экспертного сопровождения на стадии проектирования.

ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ
Главгосэкспертиза России активно внедряет в своей работе цифровые технологии, позволяющие повысить качество и скорость работы экспертных организаций. Одной из инноваций стала Единая цифровая платформа экспертизы, которая была запущена в пробную эксплуатацию летом 2020 года.

Как рассказали разработчики, платформа позволяет автоматизировать все основные этапы и процедуры проведения экспертизы, в том числе представление на экспертизу и хранение документации, проверку комплектности поступившей документации, ведение договорных документов, контроль оплаты и др.

Платформа может быть интегрирована в единое информационное пространство строительной отрасли, что позволит экспертным организациям, подключенным к ней, взаимодействовать друг с другом в рамках общего проекта.

ПРЕДИКТИВНАЯ АНАЛИТИКА
Одним из новых сервисов, разрабатываемых в настоящее время Главгосэкспертизой России, является Реестр типовых замечаний, который предоставит расширенные возможности для всех участников строительного процесса, рассказала руководитель Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России Виктория Эркенова.

«Сейчас наша главная задача — создание таких технологий, которые бы полностью исключили ошибки при проектировании. Для этого мы задействуем технологические возможности предиктивной аналитики».
Виктория Эркенова

По словам Виктории Эркеновой, особенность этого хранилища в том, что каждая статья, включенная в реестр типовых замечаний, проходит модерацию профессиональным сообществом, связана с определенным направлением деятельности экспертов и с функциональным назначением объекта, не только соотнесена с федеральными нормативными правовыми актами, но и учитывает особенности регионального регулирования. С помощью реестра будут автоматически выявляться направления, по которым работникам проектной организации необходимо повысить квалификацию, и отображаться объективная картина качества устранения замечаний. Также в сервисе будет формироваться аналитика по правовому регулированию, дополнительно можно будет применить фильтры по субъекту или функциональному назначению объекта.

ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Важнейшей составляющей трансформации системы строительной экспертизы является переход к полноформатному экспертному сопровождению. Задача ставится глобальная — экспертное сопровождение проекта с момента возникновения инвестиционного замысла до ввода объекта в эксплуатацию. В перспективе такая работа подразумевает оценку и анализ эффективности комплексных и инвестиционных проектов, технических решений, сметной стоимости, что гораздо шире, чем традиционный предмет экспертизы. Впрочем, переход от традиционного нормоконтроля к инжинирингу и комплексному сопровождению строительно-инвестиционных проектов не означает участия в проектировании органов экспертизы (это по-прежнему запрещено законом).

«Мы уходим от четкой контрольно-надзорной функции. От экспертизы ждут не ограничений, а создания системы сопровождения строительного процесса, которая сама по себе гарантирует качество проекта».
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов

В настоящее время экспертное сопровождение осуществляется только при повторном проведении экспертизы, напомнил начальник управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Вадим Полянский. По его мнению, для наибольшей эффективности института необходимо ввести «нулевую» стадию экспертизы — оценку задания на проектирование и технико-экономического обоснования, а также распространить практику экспертного сопровождения на стадию проектирования.

ОТ МОСКВЫ ДО АЛТАЯ
О потенциальной востребованности экспертного сопровождения участниками рынка говорит тот факт, что в России уже давно применяется его аналог — предварительная экспертная оценка, проводимая в порядке оказания консультационных услуг. В частности, Мосгосэкспертиза оказывает ее начиная с 2013 года. Такой формат позволяет заказчику обратиться в экспертизу без завершенного проекта и выявить недостатки в планируемых решениях, устранить возможные будущие замечания экспертов до начала проведения государственной экспертизы, а также предотвратить расходование средств на исправление ошибок.

«Мы исходим из того, что инвестор хочет и должен иметь возможность построить качественный и надежный объект по адекватной рыночной стоимости».
Руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева

Практику Мосгосэкспертизы на федеральном уровне подхватили организации госэкспертизы в других регионах. «Пока еще не все участники строительного рынка в полной мере понимают отличия экспертного сопровождения от повторной экспертизы, рассказала директор Государственной экспертизы Алтайского края Зинаида Васильева. — Иногда после полученных разъяснений заказчики расторгают контракты на экспертное сопровождение и заключают договоры на проведение классической повторной государственной экспертизы. И все же число заявок на проведение экспертного сопровождения растет». В других субъектах идея экспертного сопровождения вызвала больший интерес: в Псковской области, например, первые заявки на эту услугу поступили в конце 2019 года.

Полностью статью «Эволюция и трансформация» можно прочитать в №2–3 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: podpiska2007@list.ru


просмотры:

567

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться