Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Пропадает связь на трассе…

 |  IT-технологии

Смогут ли решить эту проблему вышки сотовой связи нового типа?

Неустойчивая связь в пути доставляет неудобства водителям и пассажирам. Главной причиной недостаточного покрытия на трассах является отсутствие необходимой инфраструктуры. У операторов иногда попросту нет возможности подключить оборудование к электросети и организовать подъезды к местам его размещения в оптимальных точках близ автодорог.

Решить эту проблему предложили в ФГБУ «Научно–исследовательский институт радио» (НИИР), одном из ведущих учреждений в области разработки радиотехники. Его специалисты создали так называемую энергонезависимую опору для установки оборудования связи, которая сможет сама обеспечивать себя электричеством.

Вышку сотовой связи нового типа можно установить даже там, где нет никакой возможности подключиться к электросетям. Телекоммуникационное оборудование, размещенное на такой опоре, будет питаться от нее самой. Вышка оснащена солнечными батареями, двумя ветрогенераторами и аккумуляторами.

В зависимости от модификации энергонезависимая опора может вырабатывать от 0,3 до 5 кВт электроэнергии. Этого достаточно для функционирования базовой станции сотовой связи в стандарте LTE (4G). Аккумуляторы вышки способны работать, не требуя обслуживания, на протяжении 20 лет и находятся под землей в специальном труднодоступном кессоне, а размещенные на опоре солнечные панели имеют антивандальную защиту. Срок окупаемости такой опоры, по данным экспертов, может составить около 4–5 лет.

Энергонезависимые вышки мобильной связи могут стать решением проблемы покрытия сотовой связью отдаленных участков автотрасс. Они, в частности, пригодятся на автодороге А–360 «Лена», протянувшейся на 1157 км от Невера до Якутска. Многие ее участки пролегают через глухую тайгу. Согласно недавним данным Роскомнадзора, на значительной части этой трассы прием сигналов операторов сотовой связи неустойчивый или вовсе отсутствует.

Прототип инновационной опоры установлен на полигоне в подмосковной Балашихе. По словам и. о. генерального директора НИИРа Олега Иванова, изделие прошло все необходимые испытания, серийное производство можно будет запустить, как только учреждение получит заказ.

По мнению экспертов, проблема подключения базовых станций к электросетям не единственная, нужно решать также вопрос организации подъездных путей к местам установки базовых станций. К тому же эксплуатация опор на возобновляемых источниках энергии будет иметь экономический смысл только при наличии надежных и доступных ветрогенераторов и солнечных батарей. Но они в России массово не производятся и достаточно дороги. Для их обслуживания специалистам нужно будет выезжать на далекие расстояния, что также чревато немалыми расходами.

Вот и получается, что на некоторых участках дорог даже в Подмосковье у отдельных операторов отсутствует интернет–связь, а телефонная связь бывает с перебоями. Значит, нет возможности вызвать скорую, эвакуатор или просто понять, где ты находишься.

Задача оснащения федеральных трасс покрытием 4G (LTE) осложнилась из–за западных санкций против России. Возможности работы на российском рынке для международных производителей, таких как Ericsson или Nokia, оказались закрыты. Еще в августе прошлого года глава Минцифры РФ Максут Шадаев сообщил о том, что с 2023 года в России будет введен запрет на установку базовых сетей LTE зарубежного производства. Таким образом стало очевидно, что развернуть до 2024 года сети 4G на федеральных трассах и в населенных пунктах с населением более тысячи человек, как это декларировалось вначале, не удастся.

В связи с изменившейся конъюнктурой рынка и санкционными ограничениями летом 2022 года Минцифры объявило, что вводится мораторий на требование по выполнению этой задачи. Важно теперь оснастить федеральные трассы оборудованием отечественного производства. Такие разработки существуют. Созданием базовых станций 4G в России занимается компания «Спектр», принадлежащая госкорпорации «Ростех».

Еще один проект по оборудованию 4G находится в ведении компании Yadro. ПАО «Ростелеком» планирует получить первые партии базовых станций в 2023 году.

Сергей АЛЕКСЕЕВ

Фото: Автопарк



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться