Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

ИТС: когда санкции в помощь

 |  IT-технологии

Отечественные технологии для цифровизации транспорта

Формат конференции «Цифровизация транспорта 2022», прошедшей в Москве, предусматривал выступления разработчиков инновационных технологий, экспертов в области IT–решений, дискуссии в форме «вопрос – ответ». И надо отметить, что этот формат полностью оправдал ожидания. На конференции были представлены 13 презентаций, свои комментарии высказали более 20 участников мероприятия.

В декабре 2021 года Правительство РФ утвердило стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. За этот период должны быть внедрены технологии искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, систем распределенного реестра, виртуальной и дополненной реальности, информационного моделирования.

Принятие стратегии даст возможность ускорить развитие отечественных цифровых технологий, окажет содействие в быстрой адаптации их к изменениям рынка, на высоком уровне поддержит конкурентоспособность. Таково мнение первого заместителя председателя Общественного совета при Минтрансе России Бориса Лорана.

Он подчеркнул, что пришло время, когда все нужно делать, что называется, бегом. Уровень компетенций и дальновидности у российских специалистов не сравним с западным, потому как там мозги «закислились» от вечного достатка. В России народ более собранный и активный, люди легки на подъем.

Вместе с тем часть нашего профессионального сообщества, которое имеет отношение к принятию решений по внедрению различных инноваций, продуктов, еще не до конца понимает, что происходит. За минувшие 20–30 лет в России неплохо прижились зарубежные решения, технологии. Вне всякого сомнения, все это – отличный показатель прогресса ума за границей. Но постепенно приходит осознание того, что все же свое лучше, независимее, а значит, это свое нужно стремительно развивать, совершенствовать, внедрять.

– Задолго до сегодняшних событий, на протяжении десяти лет, мы мониторили различные решения, специалисты–цифровики были и остаются нашими партнерами, мы стремимся поддерживать многие организации, где, с уверенностью могу сказать, есть собственные разработки, решения, ничуть не уступающие зарубежным, – отметил Борис Лоран. – Правда, много лет мы наблюдаем, с каким трудом эти разработки реализуются. И не потому, что цифровики плохо преподносят свои продукты. Просто есть у нас отдельный контингент чиновников, который развитие этих продуктов по каким–то причинам тормозит. С другой стороны, у нас есть определенные общественные организации, которые до известных событий поддерживали все то, что на деле оказывалось недееспособным. Поэтому сегодня Общественный совет Минтранса ведет жесткий мониторинг таких организаций и стремится определить, на каких основаниях эта поддержка осуществляется.

На сегодняшний день в рамках Общественного совета созданы семь комиссий, при которых функционируют соответствующие рабочие группы. Каждая из них работает по конкретным вопросам каждого вида транспорта, и цифровой составляющей в том числе. Соответственно, если у кого–то из разработчиков есть предложения по цифровизации транспортной отрасли, но они по непонятным причинам не могут быть внедрены, то за содействием можно обратиться в Общественный совет. Все без исключения предложения и разработки будут рассмотрены и при экспертном решении на предмет их жизнеспособности будут поддержаны и получат путевку в жизнь, подчеркнул Борис Лоран.

Практически идентичное мнение высказали и другие эксперты. Нынешняя ситуация в первую очередь дает преимущества не производителям техники, а создателям ПО, технологий, алгоритмов. В условиях санкций эти преимущества значительно возрастают, будет найден собственный путь для их дальнейшего развития, и, как часто бывает, он станет более интересен и уникален, чем западный.

«Современный инструментарий формирования цифровых компетенций специалистов» – такова тема, которую в своей презентации осветила доктор экономических наук, профессор РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова. В числе таких компетенций – информационная грамотность и работа с данными, коммуникации и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность и т. д.

Что касается навыков работы населения России в IT–пространстве, то в топ–5 самых компетентных в процентном отношении входят знатоки работы с текстовым редактором и электронной почтой (порядка 60%), умеющие копировать файлы или папки (чуть больше 50%), пересылать файлы (чуть больше 40%) и делать копирование и вставлять в текст (примерно 35%).

А в топ–5 более «продвинутых» специалистов входят установщики и настройщики ПО (около 10%), создатели презентаций (чуть больше 10%), специалисты по подключению и установке устройств (порядка 20%), способные редактировать фото, видео и работать с электронными таблицами (чуть больше 30%).

Ольга Ефимова рассказала о современных инструментариях формирования цифровых компетенций специалистов. В качестве примера был обозначен проект «Цифровые кафедры», реализуемый РУТ (МИИТ). Цель проекта – в предоставлении студентам возможности проходить профессиональную переподготовку путем получения дополнительной квалификации по IТ–профилю.

Существенную часть своего выступления Ольга Ефимова посвятила системе обучения, выстроенной в академии «Высшая инженерная школа». Образовательные программы академии направлены на подготовку кадров по перспективным областям развития транспорта. В числе приоритетных направлений – транспортные системы агломераций, информационное моделирование, системы мобильной связи и сетевые технологии, IT–сервисы и технологии обработки данных на транспорте, промышленный и транспортный дизайн. Школа ориентирована на развитие транспортных технологий на стыке урбанистики, цифровизации и новых инженерных решений.

По степени актуальности в числе передовых находится также использование криптографии и электронной подписи в транспортной отрасли. Сообщение на эту тему сделал директор по развитию компании «Актив» Владимир Иванов.

Электронная подпись (ЭП) вообще и в транспортной отрасли в частности давно перестала быть чем–то необычным. Придание юридической значимости электронным документам, заключение сделок обусловлено законодательством: № 63–ФЗ «Об электронной подписи», приказами ФСБ РФ № 795, № 796 и рядом других документов.

ЭП – это целостность и неизменность электронного документа, установление авторства, невозможность отказа от этого авторства.

Как отметил Владимир Иванов, ЭП дает возможность подписывать документы вне офиса, хранить и использовать ключи подписи и аутентификации безопасным способом, подписывать электронные документы в автономном режиме или в условиях ограниченной связи, учитывать специфические условия окружающей среды, обеспечивать возможность работы множества пользователей на одном мобильном устройстве и т. д.

О переводе транспортных документов в электронный вид как одной из главных задач Транспортной стратегии до 2030 года рассказал также руководитель направления электронных перевозочных документов (ЭПД) ГК «Астрал», участник рабочей группы Минтранса России по цифровизации документооборота в сфере перевозок Антон Шевченко.

Он, в частности, отметил, что в планах до 2024 года – перевод в электронный вид до 30% документов, а к 2030 году – до 45% снизить долю «серых» грузовых перевозок.

Значимость введения ЭПД в рамках стратегии Минтранса России – это повышение операционной эффективности, то есть увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий, сбор данных для аналитики, открытие возможности к внедрению новых технологий.

«Умный» видеоконтроль за поведением водителя и стилем вождения: разъяснения на этот счет дал управляющий партнер ГК «МОНТРАНС» Станислав Емельянов.

Человеческий фактор играет наиважнейшую роль на дороге. Вместе с тем человек ограничен своими биологическими особенностями. Люди устают, отвлекаются. 93% ДТП происходят из–за невнимательности. Но большую часть происшествий можно предотвратить, если предупредить об опасности хотя бы за полторы секунды до аварии. Сегодня это сделать можно с помощью «помощника», который не спит, не отвлекается и видит в темноте. Это интеллектуальная система оценки состояния водителя MONTRANS DVR – высокотехнологическая система, которая помогает водителю не попасть в ДТП, а также экономить на топливе, расходных материалах, избежать спорных ситуаций при рассмотрении инцидентов.

Систему можно установить на любой транспорт. Она состоит из видеотерминала, который заметит опасность и подаст сигнал тревоги в случае, к примеру, съезда с полосы или встречи с препятствием. За состоянием водителя следит отдельная камера. Она распознает усталость, сонливость, курение за рулем, разговор по мобильному телефону и т. д. Все эти предупреждения выводятся на специальный дисплей. Система дает возможность следить за транспортом в режиме реального времени или просматривать записи в архиве. Можно настроить запись только тревожных событий, видео которых будут автоматически загружаться в облако.

Об эффекте от внедрения цифровых технологий в городской транспорт в постсанкционных условиях рассказал руководитель рабочей группы по исследованию «Умных городов» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ кандидат технических наук Константин Трофименко. Он отметил, что совокупность высоких технологий, появившаяся в городах, в корне поменяла их внешний вид. Такого же эффекта в краткосрочной перспективе ожидают транспорт и его инфраструктура.

Множество существующих и перспективных цифровых технологий на транспорте, обсуждаемых сегодня экспертами, можно свести к нескольким основным группам. Это технологии «умных» транспортных систем и транспортной инфраструктуры, а также системы управления движением и «умные» пассажирские сервисы.

Однако в новых санкционных условиях геополитического противостояния становится актуальным пересмотр подхода к формированию «Умных городов» в целом, и процессам цифровизации транспорта в частности. Речь о 100%–ной проверке безопасности всех внедряемых технологий, необходимости сфокусироваться на полном импортозамещении цепочек софтов и оборудования. Но это не должно повлиять на пробуксовку процесса внедрения ИТС. Напротив, основными заинтересованными сторонами и помощниками в развитии интеллектуальных сервисов должны стать федеральные органы исполнительной власти, подведомственные организации федерального уровня или естественные монополии в сфере транспорта, крупные компании–перевозчики и т. д.

Об актуальности работы системы ГЛОНАСС в новых условиях рассказал главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев.

Система создана на основе импортозамещенных технологий, подчеркнул он. И хотя соответствующими терминалами все еще не оснащена определенная часть транспортных средств, все же более 7 млн зарегистрированы в ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС», система приняла и обработала свыше 14 млн экстренных вызовов, благодаря ей спасены порядка 1,5 тыс. жизней.

ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС» – основа для цифровизации транспортной отрасли страны, создания ИТС, проектирования национальных решений по мониторингу перемещения различных контролируемых объектов.

Как было отмечено, в любой цифровой среде важным, прежде всего, является процесс обмена данными. Для дорожной ситуации доли секунды могут сыграть важную роль и спасти человеческую жизнь. Кстати, система каждые пять секунд обрабатывает один экстренный вызов. Помимо скорости передачи данных, не менее важным параметром является достоверность передаваемой информации.

Михаил Кораблев рассказал также о разработанной АО «ГЛОНАСС» системе доверенного позиционирования и навигации «КОНСУЛ». Она предоставляет навигационные услуги с повышенными параметрами по точности, непрерывности, доступности, достоверности, целостности. Система «КОНСУЛ» может использоваться для навигационного обеспечения беспилотного транспорта, перемещения объектов в морских портах, авиатранспорта и на объектах критической информационной инфраструктуры. Кроме этого, система может быть полезной во всех сферах экономики, где необходимо гарантированно безопасное и высоконадежное навигационное обеспечение.

Сейчас «КОНСУЛ» проходит этап технического проектирования. К 2024 году планируется начать серийное производство радиоэлектронной продукции и приступить к массовому внедрению.

*   *   *

Информационными партнерами конференции выступили газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться