Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Передайте за проезд!»

 |  IT-технологии

Сегодня эта фраза, которую хорошо помнит старшее поколение, навсегда ушла в прошлое

Инновации в платежных решениях на транспорте развиваются несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства: все больше появляется разработок на российских платформах, снижается импортозависимость в сфере высоких технологий. Разработчики в сфере программного обеспечения, объединяясь с банковскими структурами, получают дополнительный финансовый и организационный ресурс для своего развития. Платежные решения все чаще уходят в виртуал, и такое направление характерно уже для многих регионов, а не только для столицы. Именно такие выводы можно было сделать по результатам недавно прошедшего специализированного форума по инновационным платежным решениям на транспорте. Остановимся на наиболее интересных моментах.

Начнем со столичных инноваций. В середине прошлого года было подписано соглашение между мэрией Москвы и Национальной системой платежных карт (НСПК) о развитии системы быстрых платежей (СБП) на московском транспорте. Эта система, с успехом используемая в других сферах, в частности в торговле, пришла и на транспорт.

С помощью СБП платеж напрямую мгновенно зачисляется со счета покупателя на счет продавца. Для оплаты по СБП не нужна банковская карта, достаточно иметь счет в банке.

Для оплаты проезда в смартфоне должно быть приложение банка, поддерживающего технологию с оплатой по СБП. Оплата производится по QR–коду на терминале, после подтверждения платеж проходит мгновенно, а деньги списываются напрямую с банковского счета.

Уже запущены два пилотных проекта платежей при помощи СБП на московском транспорте. Система быстрых платежей заработала в кассах всех станций Большой кольцевой линии метро.

Второй проект – это пополнение парковочного счета в приложении «Парковки России» через СБП, которое сделает оплату дешевле. Комиссия будет составлять всего 0,65% и в дальнейшем будет снижаться, в то время как операторы сотовой связи при пополнении добавляют к сумме платежа до 5,6%, а банки – до 1%, которые оплачивает пользователь.

Для пассажира преимущества СБП очевидны – он получает единый платежный инструмент как для оплаты покупок, так и для транспорта с максимально коротким путем оплаты, но при этом с высокой степенью безопасности. Обеспечивается это благодаря токенизации счета, то есть обмена конфинденциальных данных на специальный обезличенный эквивалент (токен).

Оператор в свою очередь получает дополнительный способ безналичной оплаты, причем моментальной. При этом стоимость операции ниже, чем при карточной оплате, и не требуется специальное оборудование для инициирования платежа.

Внедрение СБП позволит пассажирам московского транспорта вернуться к привычному и удобному варианту оплаты проезда смартфоном. При этом пластиковая банковская карта не понадобится. Пользователи парковок смогут еще и сэкономить на оплате.

До середины 2023 года планируется внедрить оплату проезда по СБП на наземном транспорте. Работать она будет следующим образом: пассажир подходит к валидатору, где высвечивается QR–код, который нужно отсканировать камерой смартфона. Транзакция после подтверждения пройдет автоматически за пару секунд. Также в первой половине 2023 добавится пополнение по СБП карты «Тройка» и социальных карт в мобильные приложения транспортного комплекса.

СБП – российская технология, которая принадлежит Банку России. Это значит, что весь процесс оплаты происходит на территории нашей страны, а значит, нет возможности повлиять на работу сервиса из–за рубежа.

Представители НСПК обратили внимание на еще одну новацию этого года, которая позволит расширить возможности платежных решений на транспорте. Так, с февраля 2023 года банки ПС «Мир» смогут принимать карты платежных систем партнеров (ПСП) в режиме отложенной авторизации, максимальный срок которой теперь увеличен до 15 дней.

Дело в том, что на транспорте есть своя технологическая особенность – отложенная авторизация (списание средств с карты). Это когда терминал регистрирует оплату по банковской карте без запроса в банк–эмитент, который выпустил карту и ведет ее счет. То есть, по сути, пассажир едет авансом. Так это работает во всем мире во всех системах оплаты проезда на транспорте (Москве, Санкт–Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне, Токио, Нью–Йорке). Система устроена таким образом потому, что на маршруте нет возможности быстро отправлять запрос и получать ответ от банков. Именно по этой причине СМС о списании пассажир получает не сразу, а позднее, когда информация из терминала будет передана на сервер банка.

И только по истечении 15 дней (срок более чем достаточный) авторизационные запросы ПСП будут отклоняться ПС «Мир».

Социальная карта москвича имеет широкий функционал, являясь также транспортной картой. Ежегодно ею пользуются около пяти миллионов держателей. Весной 2022 года в рамках программы по импортозамещению в сжатые сроки начался перевод социальных карт на отечественные чипы производства калининградского «Микрона». Выпущенные карты должны были быть интегрированы со всей инфраструктурой: терминалы, валидаторы, считыватели и т.д.

Таким образом, переход на российскую платформу позволил не только сократить сроки изготовления карт, но и обеспечил технологический суверенитет в масштабном социальном проекте России.

Билетное решение «СберТройка» – единственный продукт на рынке с облачной инфраструктурой в платежах, который позволяет внедрить билетную систему в любом регионе в течение месяца. И такую экспансию можно только приветствовать.

Сегодня для 30 млн пассажиров в 25 регионах доступны возможности билетной системы «СберТройка». Для многих льготных категорий пассажиров в России появилась возможность записывать льготные поездки на банковские карты и не возить с собой документы, подтверждающие льготы. Кроме того, по любой региональной карте «Тройка» можно ездить и в других регионах покрытия, а также пополнять баланс в приложениях «Московский транспорт», «Моя Тройка», «Метро Москвы» (это возможно на мобильных устройствах с операционной системой Android и функцией NFC) и в банкоматах Сбера по всей стране.

В Санкт–Петербурге доступна технология оплаты проезда, когда вместо билета пассажиры предъявляют QR–код. Жителям Москвы также доступен маркетплейс по покупке билетов на речной транспорт «Суда Сюда!», запущенный в 2022 году.

Подключение к единой билетной системе дает множество преимуществ пассажирам, льготным категориям граждан, перевозчикам и самим регионам.

Для пассажиров карта становится единой в городском транспорте для всех регионов присутствия, который удобно пополнять через все вышеназванные приложения, «Сбербанк Онлайн» и в 53 тысячах банкоматов Сбера по всей стране.

В некоторых регионах по карте «Тройка» для пользователей доступен специальный более выгодный тариф. Есть возможность привязать льготы к банковской карте. Тогда при оплате транспорта льготнику достаточно иметь при себе только банковскую карту.

Перевозчики получают современное оборудование и программное обеспечение, позволяющие производить автоматизированные расчеты, анализировать и контролировать доходы. При этом нет затрат на внедрение системы, но есть круглосуточная поддержка колл–центра. Поступление информации в режиме реального времени позволяет оперативно корректировать тарифы.

Регионы с помощью билетной системы оптимизируют затраты, платежи становятся более прозрачными, появляется больше возможностей для анализа пассажиропотока и корректировки маршрутной сети.

С помощью мобильных приложений московский транспорт предоставляет новые сервисы, например, такие как «По пути» – сервис перевозок по требованию. Услуги предоставляются жителям Новой Москвы. Заказ комфортного автобуса бизнес–класса малой вместимости осуществляется через мобильное приложение «Московский транспорт». В работе задействованы мобильное приложение пассажира, водителя и панель управления диспетчера. Алгоритм маршрутизации разработан на базе искусственного интеллекта (ИИ). Автобус меняет маршрут «на ходу» в зависимости от появления новых заказов в зоне обслуживания. Алгоритмы ИИ следят за тем, чтобы соблюдалось заявленное время доставки для всех пассажиров. В качестве остановки можно выбрать любую точку в зоне обслуживания сервиса. Среднее время ожидания автобуса и среднее время в пути составляет 15 минут. С мая 2022 года сервис работает на программном обеспечении российской разработки.

За год работы сервиса динамический маршрут оценили более 730 тыс. пассажиров, получившие комфорт такси по цене городского транспорта. Отсюда и высокая оценка – 97% пассажиров оценили поездки на пять баллов.

Разумеется, новые платежные услуги реализуются не только в Москве.

Девиз, под которым развиваются инновации в платежных решениях в Екатеринбурге и области, звучит так: «Одна карта для всего».

Речь идет о единой социальной карте (ЕСК) «Уралочка», с помощью которой можно оплатить товары и услуги, проезд в общественном транспорте, а также получать скидки и бонусы от компаний – партнеров проекта.

На единую социальную карту можно выбрать и записать необходимый билет по разнообразным тарифам ЕКАРТЫ. Проездной действует в ряде городов Свердловской области: Екатеринбурге, Березовском, Верхней Пышме, Первоуральске, Краснотурьинске, Среднеуральске, Нижнем Тагиле, Ревде, Сысерти и поселке Шаля.

На банковских ЕСК транспортное приложение заменяет электронный проездной билет с тарифом «Электронный кошелек». Средства списываются с баланса транспортного приложения.

Проезд в общественном транспорте Екатеринбурга по ЕСК обойдется дешевле, чем за наличный расчет (экономия составит 2/4/6 рублей за каждую поездку в зависимости от выбранного тарифа). Пополнить транспортное приложение можно в личном кабинете, мобильном приложении ЕСК. ЕСК может использоваться во всех видах транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус.

Нефинансовая единая социальная карта действует как электронный проездной на базе ЕКАРТЫ. На такую карту можно перенести уже действующую общегражданскую ЕКАРТУ с текущим балансом либо оформить новую.

При этом стоимость поездки будет ниже обычной – экономия на проезде в общественном транспорте Екатеринбурга может составить до 2340 руб. в год.

Для пополнения транспортного приложения ЕКАРТА есть несколько возможностей. Так, мгновенное пополнение возможно в кассах метро, в пунктах приема платежей Фрисби, отделениях «Почты России», в терминалах Сбербанка.

Отложенный платеж возможен через мобильные приложения ЕКАРТА, сайт Фрисби, GORODPAY, а также личный кабинет держателя ЕСК «ЕКАРТА Урал».

Разработан ряд электронных сервисов, обеспечивающих предоставление данных о льготнике и учет проданных льготных билетов. Сервис взаимодействует с министерством социальной политики региона для формирования реестра граждан, имеющих право на льготный проезд с круглосуточным моментальным доступом к данной информации. Сбор данных о фактически проданных льготных билетах позволяет ускорить процедуру возмещения затрат перевозчику на осуществление провозки льготных категорий граждан. Ранее возмещение осуществлялось раз в месяц, при этом был большой процент отказов. Теперь возмещение будет осуществляться каждые 2 недели и процент отказов в разы снизится за счет предварительной валидации права на предоставление льготы. В планах – довести частоту возмещения до ежедневной.

С 1 января 2024 года льготный проезд в междугородном автобусном и пригородном железнодорожном транспорте будет действовать только для держателей ЕСК.

В перечне возможностей «Уралочки» появится такая услуга, как обеспечение ветеранам права на льготный проезд на всех видах общественного транспорта: автомобильный транспорт общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении, железнодорожный и водный транспорт в пригородном сообщении.

Нижний Новгород был и остается в числе лидеров по разработке и использованию прогрессивных платежных решений на общественном транспорте. Известный процессинговый центр «Ситикард», регистрирующий более 35 млн поездок в месяц и в активе которого 1,4 млн носителей транспортного приложения, родом из Нижнего. Неудивительно, что Нижегородская область стала первым регионом, где всем пассажирам в октябре 2022 года стала доступна оплата виртуальными транспортными картами, поддерживающими все виды тарифов.

Это решение было реализовано в мобильном приложении «Ситикард» для Android–смартфонов с модулем NFC. Чтобы оплачивать проезд, виртуальную карту, как и обычную пластиковую, нужно пополнить, оплатив выбранный тариф. Но в отличие от физической карты пополнение на виртуальную карту записывается мгновенно, а баланс карты в приложении всегда актуальный.

Виртуальная транспортная карта интересна прежде всего для тех пассажиров, которые привыкли использовать банковские платежные сервисы на смартфоне для оплаты разовой поездки. Теперь у них есть возможность оценить и преимущества традиционной транспортной карты, которая позволяет выгодно оплачивать проезд по тарифам с бесплатными пересадками и другими проездными билетами. Новая отечественная разработка станет хорошей альтернативой ушедшим с российского рынка платежным решениям.

Виртуальная транспортная карта будет востребована не только в Нижегородской области, но и в других 25 регионах страны, где работают автоматизированные системы оплаты проезда на программной платформе. Пассажиры смогут удобно и безопасно оплачивать проезд в общественном транспорте, используя смартфон, а не традиционную пластиковую карту.

Ежемесячно в Нижегородской области регистрируется около 25 млн поездок на общественном транспорте, 9 млн из них оплачиваются с помощью банковских карт и платежных сервисов. Около 7 млн поездок в месяц совершается по льготным транспортным картам.

Что же касается первых результатов внедрения виртуальных транспортных карт (ВТК), то за четыре месяца их было оформлено 5 тыс., 100 тыс. поездок были оплачены ВТК, а треть поездок по ВТК были бесплатными по пересадочному тарифу «Электронный кошелек 60 минут». Что и говорить, хорошее начало.

С октября 2021 года оплачивать проезд на общественном транспорте в Перми также можно через мобильное приложение «Транспортная карта Пермь». Имеется два варианта карты – пластиковая и виртуальная. Пополнение карт возможно через систему быстрых платежей, с помощью банковской карты и через приложение «Сбербанк Онлайн».

Виртуальная карта создается прямо в приложении, и регистрация поездки с ее помощью происходит через QR–код. К началу 2023 года уже были оформлены 150 тыс. виртуальных карт, а ежемесячно по ним осуществляются 750 тыс. транзакций.

В заключение хотелось бы сказать, что фраза «Передавайте за проезд» давно ушла в прошлое: с развитием общественного транспорта развиваются и платежные системы на базе современных отечественных технологий. И прошедший год показал, что санкции не могут помешать этому процессу. А значит, на следующем форуме мы услышим о новых решениях. Какими они будут, покажет время.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук


просмотры:

2131

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться