Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Власть и бизнес: идти рука об руку

В Москве прошел Национальный промышленный саммит, речь на котором шла о промышленной политике в новых реалиях

Представители органов власти, руководители системообразующих предприятий и ведущие эксперты проанализировали сегодняшнюю обстановку в ведущих отраслях экономики, обсудили первоочередные шаги по развитию и усилению кооперации между государством и бизнесом для обеспечения ускоренного импортозамещения высоких технологий в системообразующих областях. Обсуждались злободневные вопросы: возможен ли уход от импортозависимости в высоких технологиях в условиях экономической блокады, возможно ли обеспечение высокими технологиями гражданского сектора промышленности, как стимулировать инвестиционную активность в условиях санкционного прессинга.

Особый интерес вызвали выступления руководителей ведущих предприятий транспортного машиностроения, попавших, как известно, под санкционные ограничения одними из первых.

Алексей Рахманов, генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), напомнил, что уже после введения первых санкций против России в 2014 году принципы участия в международной торговле нуждались в пересмотре. «Россия теряла 100 млрд долл. на том, что мы отдавали все наши природные ресурсы по схеме Free on Board, – сказал он. В итоге мы отдали рынок зарубежным производителям судового оборудования. Мы сделали полшага для разработки новой концепции двигателей, но не вложили ни копейки в локализацию производства здесь, – отметил глава ОСК. – Мы многое отдали на откуп странам, которые теперь пытаются из нас веревки вить. К счастью, не все забыто, руки помнят, глаза горят, поэтому все, безусловно, можно вернуть на круги своя». Но для этого, по мнению главы ОСК, нужно действовать системно, сочетая рыночные механизмы и жесткое государственное управление.

Ситуацию в отрасли генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации оценил оптимистично: «Зная, что догоняющий никогда не будет первым, и понимая, что мы где–то пропустили какие–то технологические переделы, надо встать во главе изменений и использовать новые подходы более эффективно». По мнению Алексея Рахманова, промежуточные решения сейчас возможны, но на будущее мы должны понимать, что наши конкурентные преимущества будут лежать в нестандартных областях – в безэкипажности, в использовании новых транспортных коридоров.

Как считает Кирилл Липа, генеральный директор Трансмашхолдинга (ТМХ), из той сложной экономической ситуации, в которой Россия оказалась под санкционным давлением и из–за решений иностранных «партнеров», уже сейчас необходимо делать выводы.

«Сегодня, когда необходимо предпринимать решительные действия, нужно максимально использовать оставшиеся пока возможности для докапитализации тех институтов развития, которые призваны поддерживать инвестиционные процессы в технологическую базу, – отметил Кирилл Липа. – Сейчас предлагается докапитализация Фонда развития промышленности на 200–250 млрд руб., но реально требуются триллионы. Для сравнения: только один ТМХ за последние пять лет инвестировал в развитие производства и технологий 50 млрд руб., а на ближайшие пять лет в инвестпрограмму уже закладывается 80 млрд.

В текущих сложных экономических условиях проверяется вся наша экономика, наша способность эффективно взаимодействовать на всех уровнях. Сегодня наблюдается уникальное сплочение заказчиков ТМХ – РЖД и других крупных компаний. За прошедшие полгода было решено больше вопросов, чем, наверное, за 5 лет.

В основе наблюдаемых сегодня на мировом уровне событий, без всякого сомнения, лежит стремление к победе в глобальной экономической конкуренции. Когда–то Россию усиленно звали в ВТО, но очевидно, что не для нашего благополучия. Просто приглашавшая сторона была уверена, что по установленным в организации правилам она нас обыграет и только преуспеет. Когда стало понятно, что по этим же правилам на том же уровне можем преуспеть мы сами, правила начали менять. Первоначально у ТМХ была кооперация с Alstom, мы произвели определенную технику, но никогда не ставили целью переориентацию на их технологии. Тогда мы изучили опыт, получили финансирование и развили компетенции до такого уровня, что всю линейку подвижного состава выпускаем сами. Время и текущие события показали, что подход был верным.

Сейчас история с кооперацией повторяется, но в центре внимания партнеры из Азии. Интерес азиатских партнеров – сделать свою промышленность и экономику эффективными, успешными и перспективными. Но не нашу. Это нужно учитывать и сделать выводы, чтобы не повторять ошибок, допущенных в прошлом».

С таким выводом трудно не согласиться. По мнению председателя совета директоров «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) Александра Мишарина, Правительством России для компании уже сделано немало. Так, предоставлена возможность авансирования исполнения контрактов, обеспечено увеличение заказа для СТМ на уровне даже более высоком, чем в 2021 году.

Сегодня важно обеспечить технологическую устойчивость и независимость экономики. Системная политика РЖД в части импортозамещения позволила железнодорожному транспорту оказаться среди наиболее устойчивых к санкционному давлению отраслей.

Целесообразно дополнительное финансирование государственных программ и исследований по дизелестроению и созданию асинхронных приводов (в части замещения тиристоров) для железнодорожного подвижного состава. Это позволит устойчиво работать и сформировать экспортоориентированные высокотехнологичные отрасли. Тем более что для российской продукции остаются открытыми рынки Индии, Латинской Америки, Африки.

Уязвимое место транспортной системы России – отсутствие федеральной транспортной сети со скоростью движения 300–400 км/ч. Внедрение высокоскоростных поездов, разрабатываемых в рамках Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (создан совместно с РЖД в 2019 году), принесет значительный мультипликативный эффект для машиностроения, создания новых компонентов, электроники, а также позволит улучшить экономику перевозок. Автомобильная промышленность, как и другие системообразующие отрасли, в полной мере столкнулась с такими проблемами, как разрушение кооперационных и логистических цепочек, санкционные ограничения, уход партнеров по совместным предприятиям, ограничение международных платежей.

Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ», рассказал о работе компании в новых условиях и предложениях для стабильной работы отраслей промышленности, направленных в Правительство РФ. «Много лет автопром выстраивал партнерские отношения с зарубежными поставщиками. В одночасье это партнерство было прекращено, невзирая на действующие контракты. Параллельно с внутренними программами технологического развития нам потребовалось оперативно замещать традиционных поставщиков на производителей из других стран. Столь стремительное и существенное по объемам замещение требует от нас значительных усилий», – отметил он.

По словам генерального директора «КАМАЗа», сложности возникли и в сфере логистики. Смена поставщиков и отказ европейских перевозчиков от сотрудничества с Россией потребовали от компании смены маршрутов и увеличения грузопотоков по азиатскому направлению. Кроме того, введенные против ряда отраслей промышленности и отдельных компаний санкции сильно ограничили компанию в международных расчетах. Предложения «КАМАЗа» по решению этих сложных проблем были направлены в Правительство России. «Уже принятые меры позволили стабилизировать ситуацию и дать нам возможность работать в целом в плановом режиме», – подчеркнул Сергей Когогин.

В условиях беспрецедентного санкционного давления и новых геополитических вызовов площадка Научно–промышленного саммита – это эффективный инструмент для выстраивания диалога между Правительством РФ, бизнесом, научно–экспертным сообществом и различными ветвями власти. Судя по реакции участников встречи, такой диалог состоялся, власть и бизнес услышали и поняли друг друга. А это самое главное.

Ирина ПОЛЯКОВА,

обозреватель «ТР», кандидат экономических наук



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться