Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Обзор транспортного комплекса от ГТЛК

ГТЛК представила обзор транспортного комплекса России по предварительным итогам 1 полугодия 2022 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по предварительным итогам 1 полугодия 2022 года и прогноз по динамике их развития, сообщается на сайте компании.

Авиация

Российская авиаотрасль приняла на себя самый сильный удар из-за введенных недружественными государствами санкций, но текущий кризис работу отрасли не остановил.

Так, уже в мае 2022 г. пассажирские авиаперевозки показали тенденцию к увеличению –российские авиакомпании перевезли на 1,4 млн человек больше чем месяцем ранее. По отношению к маю 2021 года объем перевозок снизился на 24%, а в сравнении с аналогичным периодом «пандемийного» 2020 года увеличился почти в 7 раз.

Эксперты фиксируют, что падение рынка по итогам 5 месяцев года замедлилось, началась стабилизация и есть перспективы восстановительного роста, чему способствует сохранение основных направлений выездного туризма, а также непрекращающееся авиасообщение со странами бывшего СНГ.

Внутренние перевозки при этом сдерживает временная приостановка работы аэропортов южной части России, которая привела к переориентации пассажиров на наземный и железнодорожный транспорт.

По итогам 2022 г. на внутренних авиалиниях ожидается достижение запланированного объема пассажироперевозок - 90 млн человек, на международных объем перевозок прогнозируется в размере 10 млн человек.

В горизонте 2023-2030 гг. в случае сохранения внешних ограничений ожидается умеренный ежегодный рост авиаперевозок в пределах 1-3%. К 2025 г. объем авиаперевозок превысит показатель 2021 г. на 2%, а к 2030 г. на 4,6%, но будет все еще ниже показателя 2019 г.

Что касается структуры флота российских авиакомпаний, к 2030 г. доля российских самолетов и вертолетов в общем парке достигнет 81,3% (в 2022 г. – 35,5%). При этом уже через 3 года порядка 30% иностранного парка техники может быть использовано на запчасти.

Успешная реализация политики импортозамещения позволит уже к 2030 году поставить российским авиакомпаниям 1036 новых самолетов и 764 вертолетов.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки в июне 2022 г. ускорили падение. В первом полугодии 2022 г. погрузка сократилась почти на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2021 г., что обусловлено уменьшением экспортных потоков в западном направлении. Так, сократилась погрузка почти всех видов грузов кроме нефти, стройматериалов и черных металлов.

В настоящий момент продолжается масштабная перестройка логистических потоков, идет переориентация экспортных перевозок из стран Европы в Азию, а импортных – вместо Европы в Китай, Индию, Турцию. При этом обостряется проблема «узких мест» на Восточном полигоне. Вкупе это приводит к росту порожнего парка и профициту вагонов на сети.

Ожидается, что в 4 квартале текущего года потенциальное усиление санкционных ограничений может вызвать ускорение сокращения погрузки и рост профицита вагонов.

По итогам 2022 г. отрицательная динамика погрузки сохранится и может достичь до -7% год к году.

Водный транспорт

В мае 2022 г. водный транспорт продемонстрировал тенденцию к росту – увеличился объем грузовых перевозок как морским (+5,6%), так и внутренним водным транспортом (+7,5%). Пассажирские перевозки при этом сократились – на 24% и 12%, соответственно. По итогам 5 месяцев года позитивная динамика по грузовым и отрицательная по пассажирским перевозкам сохранилась.

В сегменте водного транспорта также происходит переориентация грузопотоков - российские компании запустили регулярные морские перевозки в Индию и КНР.

Перевалка грузов в портах России пока снижается - в июне сокращение грузооборота морских портов России несколько ускорилось и составило -3% год к году. По оценке Росморречфлота по итогам 2022 г. объем перевалки грузов в морских портах России останется на уровне предыдущего года или незначительно снизится. При этом ожидается рост производственной мощности российский морских портов в 2022 г. до 1,3 млрд т грузов.

Автотранспорт

Пассажирские перевозки городским пассажирским транспортом в мае 2022 г. выросли в сравнении с маем 2021 г. на 1%, при этом по отношению к аналогичному периоду позапрошлого города их объем увеличился вдвое. Динамика за 5 месяцев года также положительная (+1% год к году). Грузовые перевозки растут чуть медленнее (+0,1% в мае, +1% за 5 месяцев год к году).

Объем продаж грузовых автомобилей в России в июне упал более чем на 40% год к году, а продажи автобусов сократились на 37%, при этом в сравнении с майскими показателями оба сегмента демонстрируют устойчивый рост (+33,3% и +15,8% соответственно).

В целом за 6 месяцев продажи грузовиков сократились на 17%, автобусов выросли на 3%. Уменьшение объемов международных перевозок и снижение торгового оборота могут привести к ухудшению финансового состояния автотранспортных компаний, что вместе с возможными перебоями в поставках комплектующих вызовет замедление обновления парков грузовой техники.

По итогам 2022 г. ожидается падение продаж грузовых автомобилей на 30%. Сокращение продаж автобусов по итогам 2022 г. будет менее резким (-15%), поскольку не так сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться