Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Приводной механизм поддержки

Лизинг как индикатор российской экономики

Хотелось бы начать разговор о состоянии рынка лизинговых услуг с определения лизинга как индикатора экономики. И в этом нет никакого преувеличения. Действительно, как только возникают те или иные кризисные явления в экономике, бизнес снижает свою инвестиционную активность. Ведь основная задача в сложный момент – сохранить то, что есть. Но как только ситуация улучшается, тут же вспоминают об инвестициях и росте. При этом получить финансирование у лизинговой компании легче, чем у любого другого кредитора. Таким образом лизинговая отрасль довольно быстро восстанавливается в посткризисный период.

Для информации – в 2014 году рынок лизинга сократился на 13%, в 2015 году – продолжил падение, а в 2016 году рост уже составил 36%, хотя инвестиции в основной капитал в 2016 году еще продолжили падать, но не такими быстрыми темпами. Конечно, текущий кризис сильнее ударит по лизинговой отрасли, но лизинг будет развиваться.

Вопрос в том, насколько глубоко и далеко зайдут ограничительные меры. И здесь важна роль государства в поддержке российской промышленности. А лизинг является инструментом, который хорошо себя зарекомендовал за последние 5–7 лет. На сегодняшний день Минпромторг России реализует более 10 программ поддержки реального сектора экономики с применением лизинга. Причем лизинговые компании по сути являются операторами этих программ.

Государству легче администрировать выдачу субсидий через лизинговую компанию, чем собирать документы с десятков тысяч клиентов.

При этом те программы, которые были до периода ограничительных мер, будут меняться. Если раньше среди требований к российским производителям было условие достаточно высокой локализации на территории РФ, то сейчас это уже потеряло свою актуальность.

Меры господдержки на сегодняшний день достаточно серьезные. Так, помимо субсидирования процентной ставки, есть механизмы, связанные с получением субсидий, например, на авансовый платеж. Есть утилизационные гранты, когда в переработку сдается б/у оборудование и взамен субсидируется стоимость приобретения нового. Есть спецпрограммы по льготному финансированию, льготные ставки по социально значимым проектам.

Лизинг онлайн

Усовершенствование бизнес–процессов при заключении сделок – это отличительная черта современного лизинга.

Цифровизация позволяет лизинговым компаниям не только вести больше проектов при том же количестве персонала, но и существенно сокращать отдельные виды издержек.

Особенно заметно отрасль продвинулась в темпах внедрения электронного документооборота (ЭДО). Средняя доля таких процедур по компании превысила 58%.

К сожалению, ограничением этой современной процедуры является неготовность регистрационных органов принимать подписанные в ЭДО документы. Зачастую для регистрации приобретенного имущества клиента приходится дублировать подписанный электронно документ бумажной копией, что не может не сказаться на скорости проведения регистрации и сделки в целом, особенно если клиент находится удаленно.

Почти у всех прогрессивных участников рынка лизинга в работе находятся проекты усовершенствования личных кабинетов для клиентов, некоторые игроки применяют комплексный подход в коммуникациях с клиентами. Цифровизуется весь цикл сделки от подачи заявки до выкупа предмета лизинга. Для этого отслеживается работа службы продаж, ведется статистика звонков, а также производится анализ общения с клиентами и поставщиками. Заявка клиента также заводится в систему, где производится проверка службами и принятие решения по сделке на разных уровнях.

Опыт работы через личный кабинет и мобильное приложение для клиентов, а также приложение «Осмотр» позволяет всю информацию по договору, все изменения предоставлять в режиме реального времени. И число компаний, работающих в таком формате, растет, увеличивается количество предлагаемых опций.

Сегодня все более важным фактором для клиентов становится скорость принятия решений по сделкам. И без современных технологий не обойтись.

Тенденция сегодняшнего дня – рост спроса на б/у технику. Это означает, что срок полезного использования всей техники будет увеличиваться. В связи с этим возникает вопрос: а есть ли перспективы у операционного лизинга в России в этих условиях?

Опасения напрасны

У любого вида транспорта есть определенный срок эксплуатации. Если взять, например, железнодорожный транспорт, то там сроки лизинга и финансирования – 7–10 лет. При этом срок эксплуатации железнодорожного транспорта составляет более 30 лет. Это значит, что риски эксплуатации достаточно низкие, и лизинговая компания может входить в проект, например, с 10–летним вагоном и даже с 15– и 20–летним. Что касается колесного автотранспорта, то средний срок службы той же строительно–дорожной техники – до 10 лет. На сегодняшний день реально купить, например, грузовик Scania трех– или пятилетний и сдать его на 3–5 лет в лизинг.

Вопрос сохранения операционного лизинга – это в первую очередь спрос. Если есть заказ, то есть спрос на бульдозер или экскаватор на полгода, а такие заказы есть всегда, и в этом случае предпочитают операционный лизинг. Но если предполагается использовать предмет лизинга более длительный период времени, то в приоритете, конечно, финансовый лизинг, когда клиент получит транспорт или оборудование в собственность и будет эксплуатировать в дальнейшем.

При этом большую роль играют дополнительные сервисные услуги, и они оказываются многими лизинговыми компаниями. Хранение шин, помощь на дорогах – уже обычная практика. К этому можно добавить страхование транспорта, тем более что стоимость транспорта значительно выросла, а страховое покрытие осталось прежним. По инициативе лизинговых компаний страховщики предоставляют услуги по дополнительному страхованию транспорта до фактической рыночной стоимости.

Как известно, из–за санкций пострадали все отрасли транспортного комплекса, но в большей степени гражданская авиация. Закрытое небо для международных полетов, ограничения в работе ряда аэропортов на юге и в центре и большое количество самолетов, взятых в лизинг у западных компаний, которые разорвали контракты, – вот основные проблемы, решать которые приходится одновременно.

Поддержка авиации со стороны государства ведется по двум направлениям – помощь компаниям–перевозчикам и отечественному авиапрому. Что касается второго направления, то поддержку спроса на технику, производимую на российских авиапредприятиях, государство осуществляет через лизинговые программы. В конце августа было подписано правительственное постановление, продлевающее действующую программу субсидирования процентных ставок по кредитам, которые лизинговые компании берут для закупки российских самолетов с целью последующей передачи их отечественным авиаперевозчикам.

Благодаря такому шагу указанная программа теперь распространяется не только на кредиты, взятые в 2008–2021 годах, но и на займы, оформленные в текущем году. Согласно решению главы кабмина для ее дофинансирования из федерального бюджета будет выделено примерно 10 млрд руб.

Программа субсидирования процентных ставок лизинговым компаниям, закупающим отечественную авиатехнику, была запущена еще в 2012 году. В ее рамках государство возмещает 90% затрат на уплату процентов по кредитам. В настоящее время в связи с санкционным давлением Запада на Россию в целом и на ее гражданскую авиацию в частности этот инструмент поддержки приобрел особую актуальность.

Продление программы не только позволит сократить издержки лизингодателей, но и частично компенсирует возрастающую финансовую нагрузку на авиакомпании. Таким образом, дополнительные затраты не будут переложены на пассажиров.

Стоит отметить, что в настоящее время по продленной программе субсидируется, помимо прочего, приобретение в лизинг авиаперевозчиками 59 самолетов Sukhoi Superjet, семь из которых построены в 2022 году.

Субсидирование в данном случае необходимо для того, чтобы возможность получать в лизинг воздушные суда отечественного производства стала более доступной для российских авиакомпаний, поскольку лизингодателям, деятельность которых заточена под отечественное авиастроение, для эффективной работы нужны длинные и дешевые деньги.

Между тем в настоящее время в Объединенной авиастроительной корпорации ведется работа по сертифицикации версии «Сухого Суперджета» без зарубежных комплектующих. Получить сертификат на полностью импортозамещенный Sukhoi Superjet New планируется в 2023 году, а запустить в серийное производство с первоначальным объемом выпуска около 20 бортов в год – в 2024–м.

Как сообщал гендиректор ПАО «Аэрофлот» Сергей Александровский, компания собирается законтрактовать 323 российских лайнера, среди которых 73 Sukhoi Superjet, 210 самолетов МС–21 и 40 Ту–214.

Подготовка к эксплуатации российских машин станет главным направлением деятельности Аэрофлота в среднесрочной перспективе. Стратегия компании полностью синхронизирована с программой развития транспортной отрасли РФ до 2030 года, в соответствии с которой за этот период на рынок планируется поставить 142 самолета SSJ–NEW, 270 МС–21–310 и 70 Ту–214. Таким образом, более половины этих транспортных средств получит Аэрофлот.

В рамках программы компании необходимо будет привлечь 3,5 тыс. дополнительных пилотов. Также потребуется восемь полнопилотажных тренажеров, то есть это серьезный импульс для развития компании не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.

В июне перевозчику выделили субсидии на поддержку внутренних рейсов в размере почти 50 млрд руб., и за апрель–май Аэрофлоту направили 10,3 млрд. Кроме того, 15 млрд руб. выделено на возврат билетов группы.

Компания получила все условия для наращивания объемов перевозок, и в ситуации, когда не работают 11 крупных российских аэропортов, а сообщение со многими зарубежными странами прервано, перевозчик сумел переориентировать спрос на другие маршруты.

Сейчас Аэрофлот летает по 111 направлениям – это даже на 18 направлений больше, чем в 2021 году. Загрузка лоукостера «Победа» составляет 95%, Аэрофлота – 91–95%.

Таким образом, поддерживается и развивается отечественный авиапром, на продукцию которого есть спрос со стороны перевозчиков. И это самое убедительное доказательство эффективности лизинга.

А каковы перспективы?

Прогноз относительно перспектив рынка лизинга в транспортном комплексе на ближайшие год–два очень неоднозначный, и его параметры зависят от конкретной отрасли.

К началу 2022 года отечественный рынок лизинга был на подъеме. Этому способствовало постковидное восстановление отечественной экономики – сработал эффект отложенного спроса на лизинг техники. Еще одним фактором, оказавшим влияние на рынок, стал рост популярности лизинга у предпринимателей, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.

По мнению экспертов Национального рейтингового агентства (НРА), к таким преимуществам относятся сниженные или отсутствующие требования по дополнительному обеспечению, свобода предметов лизинга от претензий кредиторов, ускоренная амортизация. Также лизинг стал очень удобной альтернативой покупке транспортных средств и оборудования при их недостатке на рынке из–за разрыва логистических цепочек и в условиях дефицита комплектующих.

В результате, по данным НРА, за 2021 год было заключено 410,5 тыс. договоров лизинга, что на 38% больше по сравнению с предыдущим годом. Бизнесу было передано 564,7 тыс. предметов лизинга, рост составил 44%. Доля объемов лизинга в валовом внутреннем продукте к концу 2021 года достигла 1,7%. По этому показателю Россия приблизилась к значениям, наблюдаемым в странах с развитыми экономиками (США – 2,1%, Германия – 1,9%, Китай – 1,9%).

В НРА считают, что в условиях высокой потребности в модернизации и обновлении основных фондов с высокой степенью износа оптимальная доля лизинга в ВВП должна составлять 3–4%, но достичь этих показателей в ближайшие годы по объективным причинам вряд ли удастся.

По сравнению с предыдущим годом, когда лизинговый рынок демонстрировал активный рост, в этом году количество сделок по понятным причинам сокращается. Эксперты рейтингового агентства полагают, что в 2022–2023 годах рынок лизинга в России ожидает стагнация. В одной точке сошлись товарный дефицит по большинству предметов лизинга, заградительная ставка кредитования в первой половине 2022 года и сокращение инвестиций в основной капитал. С учетом такого тройного удара, по прогнозам рейтингового агентства, количество новых лизинговых договоров в 2022 году может упасть на 40–50%, а количество предметов лизинга – на 45–55%. В базовом сценарии падение лизингового рынка может продлиться до первого квартала 2023 года при условии снижения ключевой ставки и выстраивания новых логистических цепочек при поставках предметов лизинга.

Поддержать лизинговую отрасль может стабилизация денежно–кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки. Помочь отрасли может также привлечение малого и среднего бизнеса на лизинговый рынок. Сокращение количества передаваемых предметов лизинга ожидается в первую очередь в автотранспорте. Это связано с падением реальных доходов населения, сокращением производства автомобилей в мире из–за нехватки полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики.

По оценке НРА, спад может составить до 60%, хотя он может быть частично компенсирован лизингом подержанных автомобилей и возвратным лизингом. Чтобы поддержать отрасль, Минпромторг России с 14 июля возобновил программу стимулирования спроса на отечественные автомобили. Общий бюджет программы составит 20,7 млрд руб. В программах льготного автокредитования будут участвовать все модели УАЗ, Лада, ГАЗ стоимостью до 2 млн руб., электромобили Evolute, для которых будет действовать повышенная скидка 35% от стоимости авто, но не более 925 тыс. руб.

Базовая скидка по программе льготного лизинга составит 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб., и будет распространяться на все легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили российского производства марок УАЗ, «Лада», ГАЗ, КамАЗ, «Урал». Субсидируемая из федерального бюджета скидка составит до 20% от стоимости авто, для Дальневосточного федерального округа – 25% для компенсации стоимости доставки автомобилей из европейской части России.

Минпромторг рассчитывает, что продажи в рамках программ стимулирования спроса составят до конца 2022 года не менее 50 тыс. автомобилей по программе льготного автокредита и не менее 25,7 тыс. автомобилей по льготному лизингу.

Государство, поддерживая все отрасли транспортного комплекса, основной акцент делает на наиболее пострадавших – автопроме и авиапроме. И приводным механизмом этой поддержки является лизинг, доказавший свою универсальность и эффективность.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук


просмотры:

2167

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться