Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Комплексная оценка

ГТЛК представляет обзор транспортной отрасли России по предварительным итогам 9 месяцев 2022 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по предварительным итогам января – сентября 2022 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Нестабильная экономическая и политическая обстановка в мире продолжает оказывать негативное влияние на российскую авиационную отрасль. Пассажиропоток отечественных авиакомпаний по итогам 9 месяцев 2022 года снизился на 13% в сравнении с предыдущим годом, при этом падение в сентябре относительно августа текущего года ускорилось (20% против 19% соответственно).

Согласно прогнозам Минтранса России, по итогам 2022 года ожидается пассажиропоток на уровне 100 млн человек. Основной фактор – снижение объемов перевозок на международных линиях до 10 млн человек. При этом ожидается увеличение перевозок на внутренних линиях до 90 млн человек.

Общее сокращение перевозок в 2022 году составит 10%.

Согласно ожиданиям Минэкономразвития России, пассажиропоток российских авиакомпаний в ближайшие годы будет расти умеренными темпами, но даже в 2025 году не достигнет уровня 2021–го.

Аналитики фиксируют сокращение производства гражданских самолетов, в то же время производство вертолетов по итогам января – сентября 2022 года увеличилось, что свидетельствует об эффективности действующих государственных программ по поддержке вертолетостроения с использованием механизма льготного лизинга.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки в сентябре 2022 года ускорили падение после замедления негативной динамики в предыдущем месяце. За 9 месяцев 2022 года погрузка сократилась на 3,6% в сравнении с аналогичным периодом 2021–го. Это обусловлено уменьшением экспортных потоков в западном направлении и сокращением перевозок почти всех видов грузов, за исключением строительных материалов.

Наибольшее падение при этом продемонстрировали перевозки зерна, лесных грузов, промышленного сырья. Перевозка нефти и нефтепродуктов показывает нулевую динамику и держится на уровне января – сентября 2021 года.

В настоящий момент эксперты фиксируют стремление грузоотправителей переориентировать часть своей продукции на внутренний рынок. В частности, внутрироссийские перевозки на Восточном полигоне в исследуемом периоде увеличились на 8%.

Для ускорения вывоза грузов на Восток ожидается передислокация вагонов с увеличенной грузоподъемностью.

При этом перестройка логистических потоков, сокращение перевозок и высвобождение части подвижного состава привели к снижению ставок аренды. По итогам 2022 года РЖД прогнозирует снижение погрузки относительно 2021–го на 5%.

Что касается вагоностроения, прогнозируется сокращение сегмента в 2022 году на 20–28%, лидерами производства станут хоппер–дозаторы и полувагоны. Что касается ситуации с кассетными подшипниками, ожидается полная локализация их производства в России уже в следующем году.

Водный транспорт

В сентябре 2022 года объем грузовых перевозок в РФ морским транспортом впервые с апреля сократился (–36%) к показателю 2021–го, а перевозки грузов внутренним водным транспортом снизились незначительно (–0,4%).

При этом за 9 месяцев 2022 года сегмент водного транспорта продолжает расти – увеличился объем грузовых перевозок как морским (+12%), так и внутренним водным транспортом (+0,6%). Пассажирские перевозки показывают разнонаправленную динамику: морским транспортом снизились на 27%, а внутренним водным – выросли на 3%.

Грузооборот морских портов РФ за 9 месяцев текущего года уменьшился на 0,5%: сохраняются сокращение перевалки сухогрузов (–5,5%) и рост перевалки наливных грузов (+4,6%).

В сегменте водного транспорта произошло изменение грузопотоков – российский морской торговый флот переориентировался с запада на восток и юг. Так, количество заходов судов под флагом РФ в порты ЕС в третьем квартале 2022 года снизилось почти в 10 раз к показателю 2021–го. Кроме того, на фоне введенных недружественными государствами санкций грузы переходят на мультимодальные маршруты с участием железнодорожного транспорта и судов класса река–море.

По оценке Минэкономразвития России, к 2025 году прогнозируются уменьшение перевозок грузов морским транспортом на 17,3% (к уровню 2021–го) и рост перевозок грузов внутренним водным транспортом на 16,6%. Для увеличения пропускной способности внутренних водных путей и портов в 2023–2025 годах ожидается выделение государственных и частных инвестиций на модернизацию инфраструктуры и строительство обеспечивающего флота.

Что касается сегмента судостроения, по данным Минпромторга России, на фоне ожидаемого роста перевозок по Северному морскому пути, а также увеличения заявленной потребности в новом флоте со стороны Минтранса и Минсельхоза России необходимые поставки судов к 2035 году увеличились в 1,5 раза – до 1,5 тыс. единиц.

Автотранспорт

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 9 месяцев 2022 года растут – на 1,7% и 0,5% соответственно. Грузовые перевозчики постепенно перестраивают свои логистические цепочки: растет грузопоток в Турцию, Армению, Азербайджан, Грузию, Китай.

По итогам 2022 года ожидается незначительное увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом – на 1%. C учетом темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом к 2025 году на 6,4% (относительно 2021–го).

В сегменте пассажирских перевозок прогнозируется сокращение пассажирооборота в 2022 году: автобусов – на 7%, городского электрического транспорта – на 3%. К 2025 году пассажирооборот автобусов вырастет на 0,3% (относительно 2021–го), городского электрического транспорта – на 2%.

Сохранение на мировом рынке дефицита электронных компонентов для автомобильной промышленности, остановка поставок комплектующих из ЕС и США для производства российской техники, прекращение импорта иностранных транспортных средств, удорожание техники оказывают давление на российский рынок автотранспорта. Объем продаж грузовых автомобилей в России по итогам января – сентября текущего года упал более чем на 18% относительно предыдущего года, а продажи автобусов сократились на 4,3%. Сдерживает влияние негативных факторов на отрасль легализация параллельного импорта.

По итогам 2022 года ожидается падение продаж грузовых автомобилей на 25%. Сокращение продаж автобусов по итогам текущего года будет менее резким (–10%), поскольку не так сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.


просмотры:

1672

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться