Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дорога в пятилетку

О том, что сделано и что намечено дорожной отраслью в ближайшей перспективе

Новый год стартовал, и сейчас самое время оглянуться на дела и события года минувшего. В дорожной отрасли, разумеется. Окончательные итоги реализуемых программ дорожных работ еще подведут специалисты – проанализируют ход дорожного сезона, выполнение производственных задач, использование передовых технологий, уделят внимание проблемным моментам. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить о весьма внушительных результатах дорожного марафона – 2022.

Слагаемые успеха

С опережением велись работы на сети дорог Росавтодора. К концу года после строительства и реконструкции в эксплуатацию было введено 229 км федеральных трасс и почти 4,2 тыс. пог. м искусственных сооружений. Еще более 320 км дорог расширено с двух полос до четырех. Всего отремонтировано 6,1 тыс. км дорог, подведомственных ФДА. Впечатляют результаты дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2022 году было отремонтировано, реконструировано и построено более 16,6 тыс. км дорожной сети. Общая площадь укладки дорожного покрытия значительно превысила план на начало года и составила 134 млн кв. м. С учетом реализации всех программ с федеральным финансированием общая площадь укладки дорожного покрытия в регионах России в 2022 году составила 165 млн кв. м. Это самый высокий показатель в истории дорожного хозяйства страны. Об успехах дорожников говорил на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках итогового мероприятия минувшего года, международного форума и выставки «Транспорт России», заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Достижение таких показателей в дорожном хозяйстве стало возможно и благодаря беспрецедентному финансированию. Объем ассигнований по сравнению с началом года был увеличен на 278 млрд руб., еще почти 33 млрд были доведены Федеральному дорожному агентству на заключительном этапе дорожного сезона. Общий объем ассигнований в 2022 году превысил 1 трлн руб.

Профессионализм дорожников и мостостроителей, грамотная работа по организации производственного процесса и стабильное финансирование позволили сдать крупные объекты с опережением сроков. В регионах продолжались масштабные работы в рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети», составной части нацпроекта «Безопасные качественные дороги», основная цель которого – повышение уровня экономической связанности территорий страны.

Каждый объект – событие

Минувший сезон богат примерами успешного ввода дорожных объектов, в том числе крупных, позволяющих разгрузить городские магистрали, связать территории, обеспечить развитие экономического потенциала регионов. В их числе обходы крупных городов, транспортные развязки и искусственные сооружения. Работы велись на 120 таких региональных и местных объектах, ввод которых намечен на конец 2024 года.

Среди значимых объектов 2022 года – ввод после реконструкции нескольких участков федеральной трассы Р–256 «Чуйский тракт». Первым после проведенной модернизации в мае 2022 года был открыт участок 173–183–й км, расположенный на границе Тальменского и Первомайского районов Алтайского края. Завершение всех работ было запланировано на ноябрь 2022–го, однако их выполнили с опережением графика на полгода. Второй участок Чуйского тракта (216–223–й км), открытый в мае минувшего года, находится в Первомайском районе, на маршруте Барнаул – Бийск. В декабре движение по четырем полосам открыли еще на двух объектах: на отрезке от Новоалтайска в сторону Бийска (212–216–й км) и перед Бийском (341–344–й км).

Другой значимый объект минувшего года – строительство нового этапа третьей очереди обхода Гудермеса в Чеченской Республике (31–34–й км) трассы Р–217 «Кавказ». Работы на первых двух этапах третьей очереди ведутся с 2019 года. Итогом станет разделение потоков автотранспорта по федеральным и региональным маршрутам Ростов–на–Дону – Баку и Ахмат–Юрт – Ойсхара. По Гудермесу проезжают до 30 тыс. автомобилей в сутки. Строительство объездной дороги освободит городские улицы от транзитного транспорта. Увеличится пропускная способность участка трассы Р–217 «Кавказ», которая обеспечивает транспортную связь России со странами Закавказья.

Еще один пример – открытие в конце сентября движения по транспортному обходу с. Тулюшка и д. Трактовая на трассе Р–255 «Сибирь» в Приангарье. Благодаря выполненным работам участок трассы «Сибирь» (1524–1538–й км) переведен из IV и III технической категорий во II. Проект, в частности, предусматривал возведение путепровода через Восточно–Сибирскую железную дорогу, который исключил одноуровневое пересечение автомобильной и железной дорог. Пропускная способность участка федеральной трассы увеличилась в два раза.

В начале октября были введены после капитального ремонта участки трассы Р–504 «Колыма» (90–135–й км и 142–149–й км) общей протяженностью 52 км в Мегино–Кангаласском и Чурапчинском районах Республики Саха (Якутия). В результате капремонта на всем протяжении автодороги от поселка Нижний Бестях до села Чурапча, где раньше был грунтовый тип покрытия, уложили асфальтобетон.

Раньше срока завершены работы по строительству северного обхода Калуги протяженностью 21,7 км. Реализация проекта завершила строительство 84–километровой Калужской кольцевой автодороги. Северный обход обеспечит транспортную доступность нового качества между районами областного центра – время в пути из центра Калуги до разрозненных населенных пунктов городского округа сократилось с 1,5 часов до получаса. Транзитный транспорт, в том числе грузовой, вывели за пределы областного центра.

В Свердловской области было открыто сквозное движение по третьему пусковому комплексу Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД). Дорога объединит в единый транспортный каркас Пермский тракт, трассы М–5 «Урал», Екатеринбург – Шадринск – Курган и Тюменский тракт, а также разгрузит улично–дорожную сеть столицы Урала от транзитного транспорта. Строительство третьего пускового комплекса ЕКАД велось с 2019 года, срок завершения работ согласно контракту – 2024 год, однако благодаря опережающему темпу работ ввод в эксплуатацию запланирован на ноябрь 2023 года.

С опережением, в начале августа запущено рабочее движение по участку II этапа строительства Самарского мостового перехода. Магистральная дорога общегородского значения имеет выход на федеральные трассы в направлении Оренбурга и Казахстана, а также на региональную дорогу Самара – Волгоград. Со строительством нового моста решены проблемы транспортной доступности микрорайона «Южный город», постоянных пробок на единственном старом мосту.

К концу 2022 года в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в субъектах РФ привели в нормативное состояние 37 км мостов и путепроводов. Ремонтные работы велись на 482 мостовых сооружениях, не только крупных, но и небольших, значимых для местных жителей. На эти цели в 2022 году было предусмотрено 32,4 млрд руб., из которых 21,5 млрд – средства федеральной поддержки.

Значимое событие прошедшего дорожного сезона – открытие в Череповце на три года раньше запланированного мостового перехода через р. Шексну в створе ул. Архангельской. Мост протяженностью 1132 м стал частью инфраструктурного каркаса Северо–Западного и Центрального федеральных округов и позволил расширить транспортно–логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь Череповецкой городской агломерации с центральными регионами страны. Это один из самых протяженных вантовых мостов в стране.

Возможность ускорения

Ускоренную реализацию крупных инфраструктурных проектов в минувшем году обеспечило их дополнительное финансирование. Регионы–лидеры получили новые финансовые возможности ускоренной реализации перспективных дорожных программ. Так, 120 млрд руб. из резервного фонда Правительства РФ в 2022 году было направлено на опережающее развитие дорожной инфраструктуры. Благодаря этому удалось ускорить строительство, реконструкцию и ремонт, в том числе капитальный, дорожных объектов в российских регионах. Работы велись на федеральных, региональных и местных автодорогах.

Из них финансовые ресурсы в объеме 86 млрд руб. направлены в 63 субъекта РФ для приведения в нормативное состояние более 2,5 тыс. км региональных дорог. А 34 млрд руб. пошли на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт крупных трасс, в том числе дороги Р–132 «Золотое кольцо» и МТМ «Европа – Западный Китай». Таким образом, всего дополнительную финансовую поддержку получили почти 70 регионов.

Новый импульс строительству дорожных объектов с опережением запланированных сроков, без сомнения, дала дополнительная финансовая поддержка субъектов РФ в объеме 8,3 млрд руб. В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» Правительство РФ направило эти средства на строительство и реконструкцию объектов дорожной инфраструктуры в семи регионах страны: Мордовии, Татарстане, Астраханской, Калининградской, Ленинградской и Пензенской областях, а также в Санкт–Петербурге. Это позволило ввести объекты досрочно.

Планов громадье

Важное событие минувшего года – утверждение Правительством РФ одобренного Президентом России Владимиром Путиным пятилетнего плана дорожного строительства (2023–2027 годы). Программа дорожных работ направлена на опережающее достижение заявленных показателей. Так, ранее планировалось привести в нормативное состояние 85% автодорог в 105 крупнейших агломерациях и более половины дорог в регионах до конца 2024 года. Однако эксперты пришли к выводу, что опережающее финансирование и системная работа, развернутая в последние годы, позволят реализовать планы, за исключением восьми субъектов РФ, уже в 2023 году.

Еще одна задача, поставленная Правительством РФ: к 2027 году привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог России, составляющей 138 тыс. км (из них 63 тыс. – федеральные трассы, 75 тыс. – региональные). В нее входят основные магистрали, по которым доставляются грузы, она охватывает более 100 млн россиян. Таким образом будет достигнута основная цель пятилетнего плана – обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Это даст возможность увеличить скорость движения пассажиров и грузов на всей опорной сети автодорог, что станет дополнительным импульсом для развития экономики страны и приведет к значительному снижению аварийности на трассах. На решении этой амбициозной задачи будут сконцентрированы усилия дорожников страны в 2023 году.

Пятилетняя программа дорожных работ предусматривает строительство и реконструкцию более 4 тыс. км автодорог, еще 3 тыс. км трасс расширят с двух до четырех полос. Планируется ремонт 110 тыс. км дорог, включая 650 мостовых сооружений общей протяженностью 125 тыс. пог. м. Также намечено отремонтировать 63 тыс. км дорожной сети регионов. Общий объем финансирования программы составит 13,2 трлн руб.

В пятилетнем плане большое внимание уделяется развитию стратегических транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», скоростного маршрута Казань – Екатеринбург, которые позволят в условиях внешнего давления перенаправить логистические маршруты в сторону предсказуемых торговых партнеров. Так, продолжатся активные работы, связанные с развитием МТК «Север – Юг». Федеральные дорожники капитально отремонтируют и расширят до четырех полос участки трассы Р–22 «Каспий» в Волгоградской и Астраханской областях. Аналогичные работы проведут на автодороге Р–215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала в Астраханской области и Республике Дагестан. До конца 2027 года планируется открыть движение по транспортному коридору Абхазия – Новороссийск – Крым общей протяженностью 480 км.

Грядущая пятилетка предусматривает модернизацию дорожных коммуникаций Дальнего Востока. Основной акцент сделан на обеспечение круглогодичной связи для жителей всех субъектов РФ, входящих в ДФО. Всего будет модернизировано 675 км автодорог, из которых 245 км – федерального значения, 430 км – регионального. Реконструкция затронет участки трасс Р–297 «Амур», А–360 «Лена», А–370 «Уссури», Р–504 «Колыма».

Масштабная работа продолжится на одном из самых загруженных транспортных узлов нашей страны – Московском. Всего здесь планируется модернизировать 355 км автодорог. В частности, будут расширены участки трасс М–8 «Холмогоры», М–3 «Украина» и М–1 «Беларусь». Предусмотрено развитие транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области. В программу включены 30 федеральных и региональных объектов строительства и реконструкции. Это и Широтная магистраль в Санкт–Петербурге, и участки второй Кольцевой автодороги (КАД–2), трасс А–181 «Скандинавия», А–121 «Сортавала», А–114 Вологда – Новая Ладога, А–180 «Нарва», Р–21 «Кола», М–10 «Россия».

К концу ноября Росавтодор завершил подписание меморандумов о пятилетнем плане развития дорожной сети в регионах. Это всеобъемлющий документ, нацеленный на систематизацию дорожной деятельности, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», согласно которому, как сказано выше, до нормативного состояния должны быть доведены 85% автодорог в крупнейших городских агломерациях и 50% региональных трасс. Кроме того, перед дорожниками поставлена задача добиться нормативного состояния 85% дорог, входящих в опорную сеть.

Ресурсы и возможности

Громадье планов потребует от дорожников мобилизации всех ресурсов, как технологических и технических, так и кадровых. В это непростое время, когда дорожная отрасль, как и экономика страны в целом, столкнулась с новыми вызовами, многое зависит от отечественного научно–технического сектора по производству материалов, оборудования и развитию технологий в дорожном хозяйстве, от реализации импортозамещающих проектов в этой сфере. Предприятия, обеспечивающие отрасль дорожной техникой, довольно быстро перестраиваются, осваивая новые виды продукции, отмечают эксперты. Объем производства дорожных машин за восемь месяцев увеличился более чем на 20%. Решение задач по импортозамещению сегодня становится одним из главных двигателей развития.

Анализ, проведенный Росавтодором в 2022 году, говорит о том, что по отдельным видам

отечественной техники производителями достигнуты хорошие результаты по импортозамещению. Например, доля отечественных комбинированных дорожных машин в дорожном строительстве составляет около 90%, автогрейдеров – 70%, автосамосвалов – 60%. Активно развивается производство дорожных машин и оборудования, наименее представленных на российском рынке. Речь об асфальтоукладчиках и асфальтобетонных заводах. В минувшем году Росавтодор провел апробацию на федеральных трассах отечественного оборудования по производству и укладке асфальтобетона, опыты показали хороший результат. Важно добиться, чтобы на федеральных стройках в рамках госзаказа дорожники работали на отечественной технике, и чтобы создавались новые образцы дорожных машин, которых нет сегодня в линейке выпускаемой продукции отечественных предприятий.

Одним из важных инструментов реализации дорожных программ, безусловно, является применение новых технологий, материалов и инженерных решений. Внедрение инноваций в дорожной сфере способствует сокращению сроков проведения работ, снижению их трудоемкости, повышению производительности труда, качества и долговечности дорожного покрытия. Все это как раз необходимо регионам, чтобы обеспечить выполнение пятилетних планов развития дорожной сети.

Росавтодором ведется планомерная работа по формированию базы для инновационного развития дорожной отрасли: актуализация нормативных документов, апробация новых технологий и материалов. Сформирован их перечень для мониторинга. Собрана и обобщена информация, представленная подведомственными ФКУ за предыдущие несколько лет. Анализ показал, что подавляющее большинство используемых новых технологий и материалов доказало свою эффективность. Постоянно в рамках работ по диагностике трасс проводится выборочное инспектирование участков автодорог, на которых применялись новые технологии.

В 2022 году в Росавтодоре создан Комитет по инновациям, в состав которого вошли представители заказчиков из разных регионов страны, подрядчиков и организаций дорожного хозяйства. В рамках комитета рассматриваются предложения по внедрению инновационных технологий и материалов на объектах дорожного хозяйства и результаты их опытного применения.

Задачу повышения капитальности дорожных одежд специалисты теперь решают в новом нормативно–техническом поле. Расширяется линейка инновационных битумопроизводных материалов. Все большее распространение получают современные технологии стабилизации грунтов и укрепления слоев дорожных одежд, холодного ресайклинга и многие другие. Дорожники стремятся использовать более качественные исходные материалы: щебень, битум, песок и т. д. Переход на новые асфальтобетонные смеси позволяет получать высококачественный материал, соответствующий современным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну.

Строительство и модернизация дорог с такими характеристиками предусмотрены пятилетним планом дорожной деятельности. В итоге должна возрасти скорость перемещения пассажиров и грузов по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития экономики страны. Вот какие амбициозные задачи стоят перед работниками дорожной отрасли. Как видим, возможности для их реализации у дорожников есть. Пожелаем им удачи в новом году.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»

На снимке: строительство третьей очереди обхода Гудермеса


просмотры:

1922

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться