Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В интересах граждан, бизнеса и государства

Состоялось итоговое заседание коллегии Минтранса России

В заседании, прошедшем под председательством министра транспорта РФ Виталия Савельева, приняли участие специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, аудитор Счетной Палаты РФ Валерий Богомолов, руководители регионов, предприятий транспортной отрасли, профильных вузов и общественных организаций.

Виталий Савельев в своем докладе подвел итоги работы отрасли в 2022 году и рассказал о планах развития на ближайшую перспективу до 2025 года.

«Несмотря на транспортную блокаду, в 2022 году выполнены все поставленные задачи по обеспечению транспортной доступности территорий России, сохранению и реализации всех взятых на себя обязательств по развитию инфраструктуры, созданию комфортных и доступных условий перевозок пассажиров и соблюдению сроков доставки грузов», – сказал Виталий Савельев.

В 2022 году Минтрансом России обеспечено кассовое освоение средств федерального бюджета в рекордном размере – 2 трлн 58 млрд руб., что составляет 99,91%. Значительные средства в 2022 году были направлены на поддержку транспортной отрасли, в том числе по линии Плана первоочередных мер в условиях внешнего санкционного давления – 527,3 млрд руб.

В 2022 году перевезены 6,9 млрд тонн грузов (–0,4% относительно 2021 года), что связано с общим падением экономической активности.

Объем перевозок пассажиров увеличился на 4,1% и составил 14,3 млрд пассажиров.

В сфере дорожного хозяйства в 2022 году построены и реконструированы 1599 км дорог (+15%). В планах на текущий год – построить и реконструировать 2058 км.

Протяженность построенных и реконструированных федеральных автодорог – 400 км (+37,9%), региональных или межмуниципальных, местных дорог – 1199 км (+8%). На 6% увеличилась протяженность введенных после ремонта федеральных и региональных дорог – 26,8 тыс. км.

За 5 лет объем финансирования дорожной сети за счет дорожных фондов увеличился с 1,6 трлн руб. в 2018 году до 3,2 трлн руб. в 2022 году. При этом 1,5 трлн руб. направлены на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание из федерального бюджета, а 1,7 трлн руб. – из региональных и местных бюджетов.

В 2022 году открыты такие значимые проекты, как движение на 107 км дороги М–12 Москва – Казань, Архангельский мост через р. Шексну, движение по автомобильному переходу через р. Амур.

В 2022 году воздушным транспортом перевезены 95,2 млн пассажиров, и это при условии закрытия 11 аэропортов на юге страны.

«Нам удалось сохранить авиапарк, позволяющий летать как по внутренним маршрутам, так и за границу, – подчеркнул Виталий Савельев. – Сейчас в российском реестре 1257 воздушных судов, из них пассажирских – 1167 самолетов. 14 отечественных авиакомпаний летают в 21 иностранное государство, при этом еще 52 иностранные компании из 27 стран осуществляют перелеты в аэропорты России».

За счет выкупа воздушных судов будет расширяться география полетов отечественной авиации. В 2023 году планируется обеспечить объем перевозок не менее 4,2 млн пассажиров по субсидируемым маршрутам, ввод в эксплуатацию после реконструкции (строительства) 10 взлетно–посадочных полос и 8 вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры.

В целом в стране построены порядка 415 км новых, дополнительных и станционных железнодорожных путей, обновлена контактная сеть на 370 км, дополнительно электрифицированы 258 км и построены 110 объектов искусственных сооружений.

В 2022 году по железной дороге перевезены 1142,5 млн человек, что на 7,9% выше показателя 2021 года.

«В условиях разворота грузопотоков на Восток мы достигли 158 млн тонн провозной способности Восточного полигона. В текущем году планируем выйти на цифру в 173 млн тонн», – сказал министр.

В 2022 году запущено движение по железнодорожной линии к северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево, завершена сбойка нового Керакского тоннеля на Забайкальской железной дороге, открыто двухпутное движение на перегоне Аносовская – Пурикан на БАМе.

Внутренним водным транспортом перевозка грузов составила 116,2 млн тонн (рост на 5,2%).

Перевозки пассажиров по внутренним водным путям составили 9,1 млн человек (рост на 5,8%).

Морской транспорт в 2022 году показал рост перевозки грузов под флагом Российской Федерации до 27,5 млн тонн (рост на 17,3%).

Объем перевалки в морских портах – 841 млн тонн (рост на 0,7%).

Перевозки пассажиров морским транспортом составили 3,4 млн человек.

Общее количество морских портов на конец 2022 года, включая порты новых регионов – Мариуполь и Бердянск, составило 63. При этом в 2022 году введены дополнительные мощности в объеме 36,6 млн тонн.

В 2022 году построены специализированный угольный перегрузочный комплекс общего пользования в Приморском крае, Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, введены мощности морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае.

В 2023 году планируется обеспечить прирост производственной мощности морских портов на 59 млн тонн, пропускной способности внутренних водных путей на 2,9 млн тонн.

В рамках проекта «Развитие общественного транспорта» в 2022 году за счет средств федерального бюджета поставлены 398 транспортных средств в 11 городских агломераций. В 2023 году запланирована поставка в регионы 2725 единиц пассажирского автомобильного транспорта. Дополнительно прорабатываются господдержка транспортного сообщения сельских территорий и закупка более 6 тыс. автобусов в рамках выделенных 50 млрд руб. бюджетных кредитов.

Объем перевозок пассажиров наземным городским транспортом вырос на 2,8%, наземным городским электрическим – на 1,6%.

Произошло увеличение объема перевозок автомобильным транспортом, как пассажирских – на 3,1%, так и грузовых – на 0,3%.

В РФ функционируют 314 пунктов пропуска. В 2022 году выполнены 65 мероприятий по комплексной модернизации, техническому оснащению и оборудованию пунктов пропуска. В 2023 году будут модернизированы 73 пункта пропуска.

В рамках реализации транспортной части КПМИ достигнуты все запланированные показатели 2022 года. С опережением идет строительство трассы М–12 Москва – Казань, завершен ряд значимых проектов в морских портах, в акватории СМП обеспечена перевозка более 34 млн тонн грузов. Перевыполнен план по реконструкции региональных аэропортов, в том числе досрочно сданы 4 объекта на Дальнем Востоке (Сангар, Хандыга, Депутатский, Белая Гора).

Сергей Иванов обратил внимание на то, что так называемая зеленая повестка выступает в качестве ключевого драйвера, открывает новые возможности для выявления наилучших доступных технологий. Он отметил роль Минтранса в реализации механизмов по ускоренному переходу на использование техники, работающей на альтернативных источниках энергии, особенно на общественном городском пассажирском транспорте, строительству зарядной инфраструктуры для электротранспорта в 12 субъектах РФ. По его словам, при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог обычным явлением стали строительство экодуков, проведение компенсационного озеленения, применение вторично использованных ресурсов.

Андрей Белоусов среди первостепенных задач, стоящих перед транспортным комплексом в текущем году, отметил развитие международных транспортных коридоров, обеспечение транспортной безопасности, реализацию планов по цифровизации транспортного комплекса, особенно в части бесшовной перевозки пассажиров и грузов.

Первый вице–премьер также подчеркнул необходимость максимально сбалансированного выполнения заявок на грузоперевозки по железным дорогам, поддержания автомобильных дорог в нормативном состоянии. В части авиации важно обеспечить сохранение воздушного флота и его безопасную эксплуатацию, развитие маршрутной сети, организацию воздушного движения и доступность авиабилетов по социально востребованным маршрутам. В части водного транспорта – стабильное функционирование судоходных компаний в интересах российских экспортеров, в том числе решить вопросы по снабжению их необходимым флотом и страхованию перевозок.

Андрей Кутепов обратил внимание на тот факт, что не все субъекты Федерации к 2024 году смогут обеспечить достижение показателя доведения 50% дорог регионального значения до нормативного состояния.

Сенатор сделал акцент на проблеме сохранности автомобильных дорог и выразил уверенность, что с передачей функций контроля за большегрузами Ространснадзору эффективность работы повысится.

Еще одна болевая точка – аварийные мосты. Не во всех регионах деньги, выделенные на мосты и путепроводы, направляются именно на эти цели, констатировал Андрей Кутепов.

Важный вопрос – модернизация парка воздушных судов региональных и местных воздушных линий, прежде всего вертолетов, которые должны взять на себя транспортные функции в труднодоступных местностях. В ближайшие 2–3 года в первоочередном порядке необходимо заменить значительную часть вертолетов. Для этого нужны новые подходы и эффективные меры господдержки, считает парламентарий. «Совместно с Минпромторгом мы проработали вопрос запуска механизма по аналогии с автотранспортом, разработан проект постановления Правительства РФ», – рассказал он.

Председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил: «В Восточном направлении перевезены более 6,5 млн контейнеров – абсолютный рекорд перевозки. Заработала восточная ветка МТК «Север – Юг». Обозначилась тенденция по увеличению перевозки грузов через сухопутные коридоры с Китаем: в 2022 году приросли на 20%, в этом году рост составляет 40%».

Глава компании особо подчеркнул важность обеспечения транспортной безопасности на российских железных дорогах. В прошлом году компания вложила 55 млрд руб., в этом году – уже 75 млрд руб.

Принятие новой редакции Правил технической эксплуатации железных дорог позволило реализовать ряд перспективных решений: совершенствование технологии вождения соединенных поездов, оборудование системой дистанционного управления маневровых локомотивов, использование виртуальной сцепки и многое другое.

Благодаря принятым правилам недискриминационного доступа более 700 предприятий стали отправлять свою продукцию в восточном направлении, сохранены более 300 тыс. рабочих мест. Период действия этих правил заканчивается 1 июля 2023 года, Олег Белозеров призвал продлить их до конца года.

Требует решения и такая проблема, как искусственное завышение количества заявок на перевозку грузов. Перспективным инструментом привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры является оформление договорных отношений по принципу «вези или плати». Соответствующий законопроект уже подготовлен, сказал Олег Белозеров. Также необходимо продолжить работу по отмене устаревших актов МПС, в 2023 году будут отменены 46 таких актов.

Валерий Богомолов подчеркнул, что Правительством РФ, Минтрансом России и его подведомственными структурами в прошлом году был принят ряд мер по поддержке и развитию транспортной отрасли в условиях введенных ограничений, на эти цели был направлен значительный объем бюджетных ассигнований. «Принятые государством меры позволили не только обеспечить нормативное содержание объектов дорожной инфраструктуры, внутренних водных путей, пунктов пропуска через государственную границу, но и возместить часть доходов, недополученных организациями транспортного комплекса, покрыть их убытки, сохранить рабочие места, избежать существенного падения грузовых и пассажирских перевозок», – отметил он.

О результатах законотворческой деятельности в 2022 году доложил статс–секретарь – заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев. «Законотворческая деятельность в 2022 году была обусловлена беспрецедентными вызовами санкционного шторма, который требовал принятия смелых решений на всех уровнях власти, в том числе законодательной», – заявил он. Все действия были направлены на устойчивое функционирование транспортного комплекса, адаптацию всей правовой системы к новым реалиям. В 2022 году были приняты 19 федеральных законов, причем первый антисанкционный закон был принят через 17 дней после объявления Евросоюзом 25 февраля 2021 года первого санкционного пакета, – сказал он.

Так, № 56–ФЗ дал необходимый инструментарий для эксплуатантов воздушных судов в РФ для работы в новых условиях. № 92–ФЗ обеспечил возможность многократного использования на территории России контейнеров, перевозимых железнодорожным транспортом, на морских судах, судах внутреннего водного транспорта. Предусмотренные этим законом изменения обеспечили также открытие пунктов пропуска в упрощенном порядке.

В 2022 году были приняты 53 акта, направленных на обеспечение транспортной доступности для населения и поддержку организаций транспортного комплекса. Это 2 федеральных закона, 2 Указа Президента РФ, 47 актов Правительства РФ.

В связи с вхождением в состав РФ новых регионов Минтрансом была оказана методологическая помощь органам государственной власти новых регионов при разработке более 120 актов субъектового уровня.

Дмитрий Зверев подчеркнул социальную направленность принятых законов. Речь идет о предоставлении права бесплатного проезда детям в возрасте до 7 лет в пригородных поездах, а также бесплатного проезда для школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей, по платным автомобильным дорогам.

По его словам, приняты или находятся в процессе принятия законы, направленные на комплексное законодательное регулирование в отдельных отраслях, например, в части правового режима искусственных сооружений, перевода на долгосрочные договоры в сфере железнодорожных перевозок, уточнения ответственности участников перевозочного процесса.

Россия присоединилась к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации, положения которой направлены на укрепление антитеррористической защищенности в сфере международной гражданской авиации. Также ратифицировано Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. «В 2022 году приняты решения Правительства о подписании 14 международных договоров, в том числе в области безопасности полетов и воздушного сообщения, автомобильного сообщения, развития пунктов пропуска, морского транспорта», – уточнил замминистра.

Всего в прошлом году были приняты 320 актов Правительства РФ, что на 87 актов больше, чем в 2021 году, и 184 ведомственных акта Минтранса, зарегистрированные Минюстом России. План законопроектной деятельности на 2023 год содержит 37 законопроектов, 4 из которых подписаны Президентом РФ.

В ходе мероприятия состоялось традиционное награждение отличившихся работников транспорта. Виталий Савельев поблагодарил трудовые коллективы всех предприятий и организаций отрасли за бесперебойную работу транспорта в 2022 году и продолжение работы в непростых условиях года текущего.

*   *   *

Накануне состоялось расширенное заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, где были подведены итоги комплексной программы по модернизации общественного транспорта в 2022 году и озвучены планы по мерам и механизмам поддержки на 2023 год. Также были затронуты проблемы цифровой трансформации общественного транспорта и цифровые направления развития отрасли.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

3062

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться