Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дороги ведут в РИМ

Сметы будут рассчитывать по–новому.

До конца текущего 2023 года отраслевые компании должны перейти на новый ресурсно–индексный метод (РИМ) ценообразования в строительстве. Напомним: реформу ценообразования пытались сдвинуть с мертвой точки много лет, и вот наконец она перешла на новый уровень. И хотя это пока промежуточный результат, уже можно говорить об основном сформированном тренде – стремлении регулятора сделать процесс ценообразования на объектах госзаказа максимально прозрачным и достоверным.

Регулятором в сфере ценообразования в строительстве является Минстрой России и формируемая им сметно–нормативная база (СНБ), которая применяется при определении сметной стоимости объектов строительства, реконструкции и капремонта. Минтранс России утверждает и ведет отраслевую СНБ для определения стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для отрасли строительства объектов транспортной инфраструктуры эта тема очень актуальна, поскольку в себестоимости строительства автомобильных дорог, например, 85% затрат в общем объеме приходится на строительные материалы.

Сейчас наблюдается тенденция, когда компании не выходят на торги, поскольку сметы контрактов не отражают текущие ценовые реалии и, в частности, подорожание ряда материалов, например металла. Кроме того, в России есть субъекты, где сосредоточены сразу несколько ценовых зон. К примеру, в Красноярском крае 13 ценовых зон, 8 из которых находятся в труднодоступных местах, где отсутствует любое дорожное сообщение. В такой ситуации индексы не смогут корректно отразить все ценовые нюансы. Именно для таких регионов переход на РИМ призван обеспечить более объективное ценообразование.

До последнего времени наиболее распространенным способом определения сметной стоимости в России являлся базисно–индексный метод. Его суть в том, что используются базовые цены, которые умножаются на специальные коэффициенты сметной стоимости и в результате получается текущая цена. Показатели в российской сметно–нормативной базе рассчитаны в уровне цен 2000 года. За это время накопилась огромная разница между конъюнктурой рынка стройматериалов, стоимостью эксплуатации машин, уровнем зарплат и текущим уровнем сметных цен. К примеру, за два десятилетия заработная плата на российских стройках выросла в среднем в 30 раз, стоимость материалов – в 10 раз, механизмов – в 15 раз, рассказал директор департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Александр Вилков. Несколько лет назад регулятор принял решение использовать не один единый индекс, а три – отдельно для зарплаты, строительных материалов и механизмов. Такой подход позволил более реально оценивать стоимость объектов капитального строительства.

Однако наиболее эффективным методом считается ресурсный, при котором сметы рассчитываются на основании текущей рыночной стоимости цен на строительные материалы, ресурсы и механизмы. О переходе на этот более прогрессивный метод определения сметной стоимости регулятор объявил в 2016 году. Но полноценный переход несколько раз откладывался из–за неготовности самой отрасли к таким переменам. Не готов оказался и основной инструментарий, который должен был стать основой изменений. Речь идет о Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Одной из важнейших функций ФГИС ЦС является мониторинг цен на строительные ресурсы, которые используются для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. При этом цены на свою продукцию и услуги должны вносить в систему сами участники строительного рынка – производители и поставщики строительных материалов и ресурсов. Систему запустили еще в 2017 году, однако до сих пор она полноценно не работает, поскольку производители и поставщики буквально саботировали эту работу. По данным на начало апреля 2023 года, наполняемость системы составила 36,3%. Для стимулирования участников рынка с марта 2021 года во ФГИС ЦС введены в эксплуатацию личные кабинеты оптовых поставщиков строительных ресурсов, на очереди – личные кабинеты субъектов РФ и госкомпаний. Более того – планировалось автоматизировать сбор цен от поставщиков, субъектов РФ и госкомпаний, а позднее – и от электронных торговых площадок.

Поскольку эти попытки не увенчались успехом, в 2018 году было принято решение ввести промежуточный этап и работать, используя ресурсно–индексный метод определения сметной стоимости строительства (РИМ). То есть сначала сметчик должен взять текущий уровень цен из ФГИС ЦС, но если в системе нет необходимых цен, то нужно брать за основу показатели недавно утвержденной Федеральной сметно–нормативной базы – 2022 (ФНСБ–2022), а для перехода в цены субъектов использовать обобщенные индексы для групп ресурсов. С началом действия ФНСБ–2022 в феврале 2023 года на новый метод определения сметной стоимости строительства перешли 7 российских регионов. По планам регулятора, до конца текущего года на него перейдут еще 10 субъектов РФ, а также Росатом, РЖД, Росавтодор, Роскосмос, органы исполнительной власти.

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев разъяснил требования к подготовке материалов для перехода на ресурсно–индексный метод ценообразования в строительстве. Он напомнил, что Минстроем России были утверждены 25 методик и 10 изменений, еще 10 проектов методик и один проект готовятся к утверждению. Он отдельно акцентировал внимание на том, что цена, прежде чем быть рассчитанной и опубликованной в каждом субъекте для конкретной ценовой зоны, проходит несколько этапов верификации: сначала агрегируются и учитываются данные как производителей, так и поставщиков, а затем проходит проверка, в том числе сопоставление с индексами к однородным группам.

Говоря о проблеме ФГИС ЦС, представитель Главгосэкспертизы отметил, что существующий механизм наполняемости системы (количество актуальных ценовых показателей строительных ресурсов в разрезе всех регионов) практически исчерпал себя. Напомним, что сейчас наполняемость обеспечивают производители, которые дают цены своих сделок, поставщики, которые могут занести ценовые предложения, и субъекты РФ, которые могут дать данные за поставщиков. По мнению Сергея Лахаева, новым эффективным механизмом по стимулированию наполняемости системы может стать агрегатор торговых площадок, точнее, использование дополнительных данных о реальных сделках с торговых площадок.

О необходимости подобного агрегатора говорилось давно. В частности, такие идеи содержались в плане реформы ценообразования, а также в поручении вице–премьера. Так, в начале 2019 года Главгосэкспертиза заявила о разработке открытой платформы для маркетинговой информации о ценах строительных ресурсов. А электронная площадка, предназначенная для осуществления сделок купли–продажи строительных материалов с использованием ценовых предложений (оферт) вместо конъюнктурного анализа, должна была быть разработана ФАС и Минстроем России еще до 2022 года.

С этим механизмом связана идея заключения строительных контрактов по принципу open book («открытая книга»). Этот подход сейчас также обсуждается профессиональным сообществом в узком кругу. Суть этой ценовой модели реализации строительных проектов заключается в том, что подрядчику оплачиваются все его заранее согласованные (допустимые) затраты, а также вознаграждение и, в отдельных случаях, дополнительное поощрение за достижение или превышение целей проекта. Основные преимущества такой модели – возможность формирования объективного бюджета реализации строительных проектов на всех этапах жизненного цикла, открытая система закупок, возможность глубокого контроля за затратами на реализацию проекта и рациональный подход к срокам производства работ.

Интересно, что уже есть попытки реализации такого подхода: в Москве в настоящее время по этому принципу строятся два социальных объекта. «Наша задача – завершить проекты, проанализировать этот опыт и на основе его создать методологию, чтобы ввести этот инструмент в широкую практику», – прокомментировал этот эксперимент генеральный директор АНО «Развитие социальной инфраструктуры» Юрий Кондуров (один из заказчиков). Таким образом, регулятор системно продолжает политику, направленную на получение объективной, достоверной цены контрактов по объектам государственного заказа.

Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР».



просмотры:

3402

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться