Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Ворота на Восток»

 |  Логистика

В Екатеринбурге создается «сухой порт».

Хотя столица Среднего Урала расположена вдалеке от внешних границ страны, от морей и больших рек, именно такое срединное положение создает региону определенные преимущества в российской транспортно–логистической системе.

Эта отрасль Урала переживает сейчас новый виток развития. Идет интенсивная перестройка рынка, определяются новые логистические цепочки. Запускаются крупные системные проекты, главный из которых – «сухой порт».

Об этом шла речь на недавнем заседании комитета по транспорту и логистике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей.

Создание «сухого порта» – это расширение международной торговли, повышение эффективности и снижение стоимости логистических услуг, обеспечение потребности различных регионов в выходе к морским границам.

Проект «сухой порт» объединяет в единую систему ключевые сортировочные и грузовые станции Свердловской железной дороги, сеть грузовых терминалов магистрали, логистические центры и контейнерные мощности. Концепция предполагает внедрение современных технологий по перевалке, переработке и складированию грузов, а также синхронизацию работы различных видов транспорта.

«Чтобы наш регион всегда был инвестиционно привлекательным, нам нужны не только традиционные форматы работы, но и новые проекты. Такой проект – это «сухой порт». У Свердловской области есть уникальный шанс – стать новым логистическим хабом России, «воротами на восток», – отметил губернатор Евгений Куйвашев.

Говоря о сложившемся в результате санкционного давления положении дел в регионе, министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков обозначил приоритеты трансформации логистических маршрутов. По его словам, транспортный коридор Север–Юг имеет стратегическое значение и является одним из элементов системы национальной безопасности государства. «Сегодня одна из основных задач – не дать изолировать нашу страну от внешних торговых партнеров. Для этого мы перестраиваем логистику, выстраиваем цепочки параллельного импорта, развиваем собственное производство», – подчеркнул министр.

Это тем более важно, так как Средний Урал – один из самых экспортно–ориентированных регионов страны. По данным Уральского таможенного управления, доля экспорта в общем объеме произведенной здесь продукции – более 60%. За прошлый год внешнеторговый оборот составил свыше 13,5 млрд долларов и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5%. Импорт при этом вырос в три раза. Ведущее место во внешней торговле региона занимают Китай (26%) и Казахстан (12%).

Перспективы развития в Екатеринбурге так называемого сухого порта озвучил заместитель областного министра экономики Александр Немтинов. Удачное географическое положение столицы Урала, сформированный здесь за долгие годы логистический потенциал – ключевые условия, благодаря которым Екатеринбург попал в перечень территорий, где будут сформированы «сухие порты». Дальнейшему развитию подлежат транспортная и логистическая инфраструктуры.

«Продление автомагистрали Москва – Казань – Екатеринург до Челябинска и Тюмени, а в перспективе до Иркутска и Владивостока с заходом в Казахстан, Монголию и Китай позволят существенно расширить экономические связи в юго–восточном регионе, подчеркнул Александр Немтинов.

О позитивной динамике и увеличении перевозок по Свердловской железной дороге рассказал заместитель начальника Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Максим Вяткин. Свердловская область на фоне просевшего рынка железнодорожных грузоперевозок смогла частично компенсировать общее снижение, продемонстрировав на региональном уровне рост на 11%. Возросла перевозка строительных и продовольственных грузов, цветных металлов и сырья.

По мнению главы Уральской логистической ассоциации Николая Вяткина, 2022 год стал не самым плохим для логистики. Произошел глобальный пересмотр всех транспортно–логистических цепочек, предприятия и компании активно подстраиваются под новую реальность. Речь прежде всего идет о переориентации основных грузопотоков на восток. Отметим и такой факт: по данным статистики, лидером по объемам кредитования стала именно логистическая отрасль экономики региона.

Так, транспортно–логистический центр (ТЛЦ) «Екатеринбург» будет расположен в районе станции Седельниково, вблизи Екатеринбургской кольцевой дороги, федеральной трассы М5 «Урал» и аэропорта Кольцово. Согласно проекту грузооборот центра к 2030 году составит 6,1 млн тонн в год, а к 2035 году – 10 млн тонн. Здесь предусмотрено предоставление полного комплекса логистических услуг: перевозка, сборка, упаковка, маркировка, консолидация и деконсолидация, погрузка и разгрузка, доставка «до двери».

В Екатеринбурге, недалеко от станции Аппаратная, уже открыли первую очередь транспортно–логистического центра «Уральский», ставшего крупнейшим в Уральском федеральном округе (УрФО). Его запуск позволит сократить время перевозки грузов на уральские предприятия на 30%. Объем инвестиций в проект ТЛЦ «Уральский» составил 12 млрд руб.

И еще одно обстоятельство делает актуальным развитие логистических мощностей региона. Так, с начала 2000–х годов говорится о необходимости освоения восточных склонов Уральских гор. Однозначной, по мнению Руслана Садыкова, является необходимость строительства здесь не только железнодорожных, но и автомобильных магистралей.

Полномочный представитель президента в УрФО Владимир Якушев считает, что появление логистического центра «Уральский» – путь для развития транспортного коридора «Север–Юг». По его словам, ТЛЦ будет способствовать ускорению темпов строительства Северного широтного хода – железнодорожной магистрали протяженностью свыше 700 км. Она соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской магистрали. С появлением СШХ произойдет разгрузка БАМа и Транссиба.

Со строительством железной дороги через Салехард на Ямал пойдут грузы, необходимые для стратегических строек. Железная дорога станет самым коротким путем по доставке грузов туда и обратно. Как отмечают специалисты, в рамках страны это стратегический проект, потому что строительство существенно снизит стоимость доставки грузов.

В середине марта правительство Ямало–Ненецкого автономного округа и ОАО «РЖД» подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве в рамках подготовки к строительству Северного широтного хода. Оно предусматривает создание железнодорожной инфраструктуры для пассажирских и грузовых перевозок. Как отметил при подписании губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, «проект сложный, потому что в нем участвуют разные компании, финансирование идет из разных источников, поэтому важно, чтобы все процессы были синхронизированы».

«Компания и регион проделали уже большую совместную работу, которая позволяет в следующие три года перейти к реализации больших проектов, таких как Северный широтный ход, организации пригородного железнодорожного сообщения. Ямал – абсолютный лидер по развитию пассажирской инфраструктуры», подчеркнул начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.

Но уже сегодня определился перечень проблем, которые могут если не помешать, то серьезно осложнить реализацию этих планов.

По данным руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Уральскому федеральному округу Александра Салаутина, в 2022 году в связи с остановкой перевозок на западном направлении многие перевозчики переориентировались на внутрироссийские маршруты, что повлекло за собой перенасыщение рынка грузоперевозок автотранспортом, снижение ставок на доставку грузов и рентабельности самих перевозок.

Как считает Николай Тушин, когда логистические центры заработают в полную мощность, естественно, грузопоток возрастет. «И это будет колоссальная перегрузка транспортных развязок. Дорожный трафик будет возрастать. Замедление оборота автомобилей приведет к ухудшению финансового состояния транспортных предприятий и, как следствие, повышению стоимости перевозок. И вот эту проблему бизнес может решить только при активном участии власти, административных органов».

Возможны сложности и у железнодорожников. Сейчас направление Екатеринбург – Тюмень работает почти на пределе возможностей. А состояние путей порой требует остановки движения, чтобы привести их в порядок. И возникает дилемма: или, используя сегодняшнюю ситуацию с поворотом на восток, продолжать увеличивать объем перевозок на этом участке, поскольку иных вариантов нет, или в предвидении будущих проблем заняться профилактическими ремонтами.

Впрочем, появилась информация, что рассматривается вариант прокладки нового участка железнодорожной линии Тобольск – Тавда с выходом через Нижний Тагил на Пермь. Это даст возможность снизить нагрузку на Тюменский узел, пустив часть грузов Ямала и Югры, минуя Транссиб, в центральные российские регионы и порты западной части страны. По экспертному заключению, подготовленному по итогам сессии ПМЭФ–2022 «Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы», отмечено, что проект северной части трассы Белкомур Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск) позволит объединить три крупных инфраструктурных проекта: Северный широтный ход, Архангельский производственно–логистический комплекс Минобороны России, Мурманский транспортный узел. Реализация проекта сократит доставку грузов с Транссиба в Мурманск на 360 км.

Однако, если такое решение будет принято, – а противников у него немало, – оно потребует значительных затрат и, главное, времени. Впрочем, уже есть сообщения, что АО «Белкомур» ликвидируется «в целях сокращения затрат бюджета на содержание компании, проектная деятельность которой приостановлена в связи с прекращением осуществления хозяйственной деятельности».

Еще одна проблема, которую необходимо решать срочно и кардинально – кадровая.

И если ситуация с подготовкой специалистов в области логистики как–то решается в вузах, колледжах и на различных курсах, то положение с рабочими кадрами внушает опасения.

Скажем, дефицит водителей–профессионалов в ряде автотранспортных предприятий Свердловской области достигает 20%. Этот негативный тренд начал формироваться еще около 10 лет назад.

«Основные причины – ужесточение требований к водителям, акцент автошкол на выдаче прав категории «B». Кроме этого, за последние годы при переводе Вооруженных сил РФ на профессиональную основу значительно снизилось количество ребят, отслуживших срочную службу в качестве водителей автомобилей. Соответственно, и на гражданском транспортном рынке их стало значительно меньше», – рассказал Александр Салаутин.

Еще один фактор – уменьшение числа водителей из стран ближнего зарубежья, которые работали за небольшую зарплату. Это повлияло на формирование довольно низкого уровня оплаты труда на транспортном рынке. Из–за этих и некоторых других факторов интерес водителей к отрасли перевозок продолжает падать.

Осложняет положение с подготовкой водителей–профессионалов ситуация с материальной базой автошкол, имеющих лицензии на обучение водителей категории «Е». А именно – отсутствие современных грузовых автомобилей для обучения вождению. Водителям приходится учиться на старых советских моделях, а после этого садиться за руль современных грузовиков с новейшими электронными системами.

«Иногда сами водители боятся таких ситуаций и не хотят работать на новейшей технике – высокая степень ответственности за транспортное средство, дорогостоящие грузы, и т. д. Их приходится по сути готовить заново. Поэтому надо учиться на современной технике, то есть на том, на чем дальше планируют ездить», – добавляет Александр Салаутин.

Как отмечала недавно наша газета, с января по сентябрь 2022 года Урал показал существенный рост контейнерных перевозок в сторону черноморских портов – на 35%, экспорт вообще кардинально переориентировался на это направление (плюс 76%). Кроме того, серьезно приросли в объемах погранпереходы в Китай: на 89 и 75% соответственно, импорт и экспорт. Этому во многом способствует географическое положение региона: многие грузоотправители меняют схемы отправки товаров, отдавая предпочтение срединному пути.

Тенденция эта, судя по всему, будет сохраняться. И потому у «сухого порта» в Екатеринбурге объемы работ будут только увеличиваться, и столица Урала вполне может стать «воротами на восток».

Евгений УШЕНИН, собкор «ТР» Екатеринбург.



просмотры:

986

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться