Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В Совфеде РФ

Региону – развитие

 |  Логистика

Приморский край – форпост России в Тихом океане.

В рамках Дней Приморского края в верхней палате парламента состоялось расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике, где обсудили вопросы ускоренного социально–экономического развития региона.

Как сказал губернатор Приморского края Олег Кожемяко, Приморский край был и остается форпостом Российской Федерации в Азиатско–Тихоокеанском регионе. Здесь проживают более 30% численности постоянного населения и занятых в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), при этом край занимает только 2,7% территории макрорегиона.

В крае сильная экономическая база. Приморье – один из наиболее развитых регионов Дальнего Востока, который генерирует более 20% ВРП макрорегиона (по итогам 2021 года – 23,4%, или 1,3 трлн руб.).

Наиболее мощным сектором экономики выступает транспорт (включая торговлю), его доля в ВРП превышает 40%. 

После февраля 2022 года, когда начался масштабный разворот на Восток, бизнес переориентировал грузопотоки через приморские порты. По сравнению с 2018 годом внешний торговый оборот увеличился на 73%, а импорт – в два раза. По итогам прошлого года динамика ускорилась. За год география торговли выросла с 93 до 120 стран–партнеров, внешнеторговый оборот прибавил 20% и составил почти 13 млрд долл.

Грузооборот морских портов Приморского края в 2022 году составил 148,6 млн тонн. Восточный порт обеспечил 55% грузооборота.

Практически на 20% выросли контейнерные перевозки – до 21,5 млн тонн, 60% из них было обработано во Владивостокском морском порту.

Строятся шесть новых портов, модернизируются и расширяются действующие терминалы, создаются «сухие порты». В сентябре откроется порт «Суходол» мощностью 20 млн тонн грузов, что приведет к прирастанию таможенных платежей ежегодно на 200–300 млрд руб.

Суммарно за счет реализации новых проектов мощности Приморского логистического узла увеличатся к 2030 году до 284 млн тонн.

Инвесторы верят в потенциал Приморья. В 2022 году Приморский край занял 15–е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, при этом в экономику края вложены почти 328 млрд руб. Для сравнения: в 2018 году – 144,5 млрд руб.

В край инвестируют более 2 тыс. резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Резиденты вложили более 540 млрд руб. за время действия преференциальных режимов.

На территории Приморского края реализуются инвестиционные проекты, значимые в масштабах всей страны. Один из них – строительство первой в стране верфи крупнотоннажного судостроения ССК «Звезда», на базе которой в Приморье создается судостроительный кластер. 

Регион давно и успешно сотрудничает с Китаем в различных сферах, включая торгово–экономическую. Этому способствуют территориальная близость, наличие в Приморье открытых портов и пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в пределах Приморского края и сопредельных китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь.

Китай занимает позицию главного внешнеторгового партнера Приморья. По данным Дальневосточного таможенного управления, по итогам 2022 года торговый оборот Приморского края с КНР увеличился по сравнению с допандемийным 2019 годом на 76,7%.

«В настоящее время полным ходом идет реконструкция пунктов пропуска, с 2024 года они будут введены в эксплуатацию и станут отвечать самым современным требованиям, что позволит в шесть раз увеличить объем перевозимых грузов, – сказал губернатор. – Необходимо обеспечить подъездные пути к этим пунктам пропуска – это региональные дороги, ведущие к границе с Китаем». Глава Приморья предложил передать подъездные пути в федеральную собственность (на часть дорог готова проектно–сметная документация) или выделить необходимые средства, чтобы синхронизировать работы по реконструкции пунктов пропуска и подъездных путей.

Транспорт является важнейшей сферой хозяйственной деятельности, которая наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизни людей.

По мнению губернатора Приморского края, Дальний Восток в целом и Приморье в частности системно недофинансируются в части структурных проектов, что создает барьеры для реализации инвестиционных проектов и в конечном итоге сказывается на национальных интересах. «Требуются существенные вложения в дорожную инфраструктуру. Необходимо увеличить финансирование строительства и реконструкции дорог, связывающих наши порты с основной опорной дорогой Владивосток – Находка. На этой трассе строится транспортно–логистический центр «Артемовский» – «сухой порт», первая очередь которого будет сдана в 2024 году, вторая – в 2025 году. Это позволит увеличить перевозку контейнеров с 3,5 тыс. до 7 тыс./сут. за счет погрузки на железную дорогу контейнеров, доставляемых автомобильным транспортом. Данная конфигурация позволяет запускать двусоставные поезда по 144 вагона и решает множество проблем. Этот ключевой проект расшивает всю систему. Поэтому выделение денежных средств на строительство автодороги вместе с мостами, порядка 200 млрд руб., поэтапно, даст возможность увеличить поступление таможенных платежей на 500–600 млрд руб. в год», – рассказал Олег Кожемяко.

В регионе более 1600 мостов. В силу того, что по территории края протекает множество рек, ежегодно обрушиваются тайфуны, более 400 мостов находятся в аварийном состоянии. Это существенно сдерживает развитие инвестиционных проектов. «Для нас имеет огромное значение продолжение работ и выделение финансовых средств на строительство новых и реконструкцию существующих мостов», – сказал губернатор. По его словам, 23 проекта строительства и реконструкции мостов готовы, 44 – в стадии прохождения госэкспертизы.

Руководитель региона обратил внимание на необходимость строительства кольцевой дороги вокруг Владивостока и второго моста на остров Русский: «Это расширит возможности Владивостокского морского торгового порта, позволит вывести за черту города порядка 500 тыс. грузовиков. Подготовлено ТЭО, нужен грант государства, который позволит снизить затраты инвестора и сделает концессию приемлемой».

По словам губернатора, увеличивается количество рейсов на Пекин, Харбин, оживает международное сообщение со странами Юго–Восточной Азии, требуется реконструкция второй ВПП.

В Приморском крае готовится проект по социально–экономическому развитию Приморского края с упором на формирование транспортно–логистической инфраструктуры.

Фото: www.council.gov.ru


просмотры:

909

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться