Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Погрузка идет ритмично

 |  Логистика

Положительная динамика позволила пересмотреть годовой прогноз в лучшую сторону.

Погрузка на железнодорожной сети за первое полугодие 2023 года составила составила 619 млн тонн, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это хороший результат с учетом того, что за рассматриваемый период железнодорожные перевозки с недружественными странами сократились более чем на 70%. По данным ОАО «РЖД», за этот период увеличилась погрузка зерна (+43,3%), строительных грузов (+6,1%), кокса (+23%), но снизилась погрузка промышленного сырья и формовочных материалов (–12,1%), лесных грузов (–21,6%), химикатов и соды (–9%).

Ключевой особенностью 2023 года является обеспечение растущих объемов грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в условиях выполнения рекордного объема строительных работ, в частности в Центральном транспортном узле, на Восточном полигоне и на направлениях МТК «Север – Юг».

Худший сценарий позади

В годовом исчислении погрузка растет уже несколько месяцев кряду. Драйверами роста стали уголь, зерно и строительные материалы. Больше всего погрузка просела в лесных грузах, промышленном сырье и химикатах. По сравнению с прошлым годом динамика по ряду номенклатур наблюдается положительная, но здесь сказывается эффект низкой базы, ведь в 2022 году из–за санкций экономика нашей страны столкнулась с шоковым сценарием.

В частности, по данным РЖД, погрузка каменного угля за 6 месяцев 2023 года составила 179,1 млн тонн – это на 1,6% больше, чем в январе – июне прошлого года. Погрузка второго по объемам груза на железнодорожной сети – нефти и нефтепродуктов – сократилась на 1,4% и составила 105,5 млн тонн. В то же время объем погрузки строительных грузов за 6 месяцев этого года вырос более чем на 6% и составил 66,3 млн тонн. Погрузка железной и марганцевой руды снизилась на 1,1%, до 57,6 млн тонн. Черных металлов было погружено на 2,5% (почти 34 тыс. тонн) меньше, чем в январе – мае прошлого года.

Россия – одна из немногих стран в мире, которая планирует наращивать добычу угля в среднесрочной перспективе. В Австралии обострилась экологическая повестка, возросли капзатраты на новую добычу, в ЮАР то и дело возникают проблемы с рабочей силой и инфраструктурой, в Колумбии – крупнейшие шахты заинтересованы в сохранении высоких цен, снижая добычу, в Индонезии – снизились качество и калорийность угля. Казалось бы, на этом фоне наша страна имеет все шансы увеличить свою долю на рынке угля в мире.

Однако с 10 августа 2022 года Евросоюз полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись с инфраструктурными сложностями при экспорте и отказами европейских страховщиков работать с ними по всему миру. В результате было зафиксировано значительное снижение вывоза угля в западном и южном направлении.

Особенно непростая ситуация для угольщиков сложилась на Восточном полигоне, где ОАО «РЖД» добились продления действия временных правил перевозок, которые регулируют очередность доступа грузоотправителей к перевозкам по железнодорожной инфраструктуре. Они были введены из–за западных санкций, чтобы регионы, потерявшие европейский рынок, могли восполнить объемы за счет экспорта других номенклатур грузов на восток. В результате угольщикам пришлось потесниться – теперь они на Восточном полигоне едут не в приоритете.

Срок действия временных правил истек 1 июля, но правительственная комиссия по транспорту поддержала их продление до конца года. Соответственно, обозначен новый срок, когда ожидаются коррективы в указанные правила, сообщил заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов. По его словам, в конце года будет рассмотрен вопрос о возможности вернуться к правилам недискриминационного доступа.

Грузоотправители Кузбасса пожаловались, что ОАО «РЖД» в погрузку принимает до 70% от согласованных и утвержденных техническими планами объемов, об этом рассказал губернатор региона Сергей Цивилев на заседании комиссии по энергетике Госсовета.

По данным ОАО «РЖД», в первом полугодии из Кузбасса было вывезено 26,8 млн тонн грузов (100% от соглашения), из Хакасии – 3,1 млн тонн (103,6%), Бурятии – 4,5 млн тонн (112,3%), Тувы – 0,3 млн тонн (101,2%). В числе лидеров – Дальневосточная железная дорога, по которой сегодня на экспорт идет более 2/3 отправок угля. Как сообщил начальник ДВЖД Евгений Вейде, за первый квартал на экспорт было вывезено 6,1 млн тонн угля, большая часть которого приходится на компанию «Эльгауголь» (4,4 млн тонн). Это стало возможным благодаря разработанной компанией «РЖД» технологии организации вывоза угля и увеличению парка локомотивов.

С начала года отгрузка угля в направлении южных портов снизилась на 11%. Как пояснили в ОАО «РЖД», все потому, что движение на этом направлении сейчас крайне интенсивное. Сказывается рекордный объем пассажирских перевозок и переориентация сюда других грузов за рассматриваемый период: зерна (рост в 2,5 раза), удобрений (+16,2%) и т.д. Совокупные перевозки грузов в южные порты выросли на 1,2% – до 40 млн тонн.

Весной и летом в минус железнодорожную сеть традиционно потянули нефтегрузы. Произошло снижение отправок светлых нефтепродуктов за рубеж. Еще один негативный фактор – стагнация экономики в странах ЕС. Для России это означает, что продавать больше топлива в другие страны становится сложнее. Растет сейчас разве что экспорт российской нефти в Китай. Но основные его объемы идут по трубе.

Наибольший рост по итогам первых шести месяцев 2023 года показывает зерно. Погружено 15,1 млн тонн. Только в мае отгружено 2,5 млн тонн зерна, что на 56,3% больше, чем в мае 2022–го. 

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), такая динамика связана с высоким урожаем и спросом на внешнем рынке. К примеру, только экспорт зерна по железной дороге из Башкирии вырос в 8 раз! Основными покупателями являются Турция, Саудовская Аравия, Казахстан, Киргизия и Беларусь – в эти страны из республики отправились 159,3 тыс. тонн пшеницы, семян льна, ячменя, зерен гороха и т.п.

В 2023 году в ИПЕМ пересмотрели ожидания с падения погрузки на рост на 1,5–2,4%. Рост грузовой базы будет связан с тем, что в прошлом году вводились беспрецедентные санкции и логистические ограничения, и грузоотправители находились только в начале пути адаптации и выстраивания новых логистических цепочек, пояснили в ИПЕМ.

Гендиректор «Infoline–аналитики» Михаил Бурмистров не столь оптимистичен в своих оценках. Он отмечает, что фактически погрузку вытянули строительные материалы и зерновые грузы. По словам эксперта, рост погрузки строительных грузов наблюдался на фоне активной реализации крупных инфраструктурных проектов. Впрочем, эксперт ожидает даже «некоторого ухудшения по динамике погрузки». По его словам, ключевые сложности для ОАО «РЖД» в части отправки грузов будут связаны с простоями локомотивов в ремонтных депо, брошенными поездами и перегруженностью портов.

Трансформация логистики

В прошлом году изменилась география грузоперевозок и маршрутов, грузы развернулись с запада на восток, и Восточный полигон стал точкой притяжения всех грузоотправителей и клиентов логистического рынка. Объем перевозок по Восточному полигону в прошлом году составил 148,8 млн тонн, а в этом году ОАО «РЖД» планирует перевезти по нему около 160 млн тонн грузов.

Поскольку поток грузов в восточном направлении растет, дальневосточные порты затариваются, вывоз грузов задерживается в направлении не только моря, но и суши. Несмотря на то, что в ОАО «РЖД» прилагают максимум усилий, чтобы не выбиться из запланированного графика, специалисты постоянно сталкиваются с трудностями. К тому же озвученные ранее планы устарели на фоне взрывного спроса на железнодорожные перевозки в ДФО в связи с геополитическими реалиями. И сегодня предстоит масштабная работа, направленная на обновление, расширение и опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры, повышение качества грузовых железнодорожных перевозок.

На реализацию третьего этапа расширения железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) планируется выделить порядка 218 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Помимо этого, ОАО «РЖД» необходимо дополнительно модернизировать инфраструктуру для синхронизации вводимых мощностей на рекордную сумму в размере 1 трлн руб.

В рамках проекта железнодорожникам предстоит построить 277 объектов, в том числе 2,1 тыс. км вторых путей (в основном это БАМ), а также реконструировать 50 станций.

В настоящее время руководством холдинга и Минтрансом России решается вопрос, какими должны быть наполнение и сроки последующей программы модернизации БАМа и Транссиба. В качестве одного из сценариев в 2028 году, в рамках третьего этапа, предлагается довести провозную способность Восточного полигона до 197 млн тонн. В дальнейшем планируется развить ее до 255 млн тонн. Железнодорожники готовы выполнить эту задачу в установленный срок. Но в долгосрочной перспективе для реализации проекта важны гарантии того, что новые мощности будут востребованы. «В рамках третьего этапа развития Восточного полигона было бы правильно закрепить за грузоотправителями возможности и обязанности по перевозке грузов, так называемый принцип вези или плати. Потому что мы должны четко понимать, для кого строим, какие грузы повезем. С технической и технологической точки зрения мы это сделать абсолютно готовы», – подчеркивает генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

В отличие от предыдущих этапов программы развития планируется привлекать и частные средства на основе концессионных соглашений. Уже есть инициатива о применении такой схемы при строительстве дополнительных четырех крупных искусственных сооружений: моста через р. Амур у Комсомольска, Кодарского, Северомуйского и Кузнецовского тоннелей.

«Это наиболее критичные объекты, которые нас будут сдерживать для дальнейшего роста. Они продолжительны по производству строительных работ. Только строительство Северомуйского тоннеля займет 8 лет. Чтобы в будущем существенно нарастить мощности на Восточном полигоне, нужно уже сейчас принимать решение по этим концессиям, начинать проектные работы», – говорит заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов.

ОАО «РЖД» обеспечивает реализацию мероприятий по системному развитию инфраструктуры и логистических сервисов и на маршрутах МТК «Север – Юг». Сегодня по этому транспортному коридору перевозится примерно 15 млн тонн грузов. К 2025 году грузооборот на этом направлении должен вырасти в два раза – до 30 млн тонн, а к 2030 году – до 35 млн тонн.

Россия постоянно работает над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересована в дальнейшем развитии данного коридора.

Повысить конкурентоспособность западного маршрута МТК «Север – Юг» позволит строительство недостающего участка железной дороги Решт – Астара на территории Ирана. Соглашение о реализации этого проекта подписано 17 мая в Тегеране. Таким образом, будет организовано бесперебойное железнодорожное сообщение от Санкт–Петербурга до иранского порта Бендер–Аббас. Это позволит существенно сократить время доставки грузов из России в Иран, страны Южной Азии и Персидского залива.

Чтобы нарастить провозные способности по западной ветке МТК через железнодорожный пропускной пункт Дербент, холдинг «РЖД» продолжает реализацию проектов по развитию инфраструктуры этого пункта пропуска и переводу участка Дербент – Самур на систему тяги переменного тока.

А для увеличения пропускной способности по сухопутным маршрутам МТК Минтранс России ведет реконструкцию пограничных пунктов досмотра. По словам замминистра транспорта РФ Валентина Иванова, на границе с Грузией пропуск грузов скоро увеличится в три раза, с Азербайджаном – в семь раз. На границе с Казахстаном 10 пунктов пропуска находятся в стадии реконструкции, ускоренно строятся новые пункты на железнодорожной инфраструктуре.

Одновременно продолжается работа по развитию восточного маршрута МТК «Север – Юг», который обеспечивает неразрывную рельсовую связь России с Ираном через Казахстан и Туркменистан. Заинтересованность этих стран подтверждена их главами на прошедшем в конце мая форуме ЕАЭС.

Грузопоток по МТК «Север – Юг» к 2030 году вырастет в 3 раза – до 45 млн тонн, а в перспективе потенциальный объем может превысить 100 млн тонн.


просмотры:

1922

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться