Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Главный фасад страны

 |  Логистика

В Верхней палате парламента обсудили стратегические подходы к развитию Северного морского пути

Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова провела заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, корпораций, ученые, эксперты.

Участники заседания обсудили стратегические подходы к развитию Северного морского пути (СМП), рассмотрели вопросы перехода к круглогодичной навигации по трассе, обновления ледокольного флота в России, развития портовой и телекоммуникационной инфраструктуры, а также укрепления кадрового резерва для достижения поставленных целей.

От СМП к БСМП

«В условиях современных геополитических вызовов и угроз развитие СМП обретает новый смысл. На фоне санкций, введенных недружественными странами, мы должны более оперативно решать вопросы перехода к круглогодичной навигации на СМП, что позволит быстрее переориентировать экспортные и в целом транспортные потоки с запада на восток. Президентом РФ поставлена задача об увеличении к 2024 году грузооборота по СМП до 80 млн тонн в год», – сказала Галина Карелова. Влияние санкций неминуемо приведет к смещению покупателей из Европы в Азию, что характерно и для арктических проектов, в этой связи обеспечение круглогодичной навигации в восточном направлении приобретает особую актуальность.

Необходимо создавать современную портовую инфраструктуру, повышать эффективность работы арктических морских портов и портопунктов. Однако в целом темпы обновления инфраструктуры в отдельных регионах пока недостаточны, что может стать серьезным сдерживающим фактором достижения целевых показателей грузоперевозок по СМП, считает сенатор.

Алексей Чекунков подчеркнул, что в последние годы значение СМП неуклонно росло. Прежде всего Севморпуть обслуживает экономику российской Арктики, где реализуются экономические проекты, составляющие до 20% российского экспорта и дающие до 10% ВВП страны. Это такие субъекты, как Ямал, Норильск, Мурманск, Якутия. От СМП зависит реализация новых инвестиционных проектов. Стоимость товаров, идущих на экспорт, превышает 50 млрд долларов.

Уже в самое ближайшее время Севморпуть может стать значимым международным транспортным коридором в силу естественного географического расположения: он на 40% короче, чем традиционный путь через Суэцкий канал. В целях безопасности на трассе осуществляются ледовая проводка и ледовое обеспечение.

Объем перевозок по СМП неуклонно растет: в 2021 году грузооборот составил рекордные 35 млн тонн. Для сравнения: рекорд СССР 1987 года – 7 млн тонн. За первый квартал 2022 года по сравнению с первым кварталом 2021 года грузопоток увеличился на 9,3%.

К 2024 году 85% грузооборота обеспечат четыре компании: «Газпромнефть», «Северная звезда», «Новатэк» и «Роснефть». «При выполнении этими компаниями всех планов и наращивании транзитного грузопотока грузооборот по СМП может превысить 200 млн тонн уже до 2030 года, – заявил Алексей Чекунков. – Для достижения реальной конкурентоспособности СМП необходимо завершить масштабную программу по развитию инфраструктуры и созданию ледового флота, что предполагает строительство ледоколов, морских терминалов, обеспечение спутниковой связью, Интернетом, развертывание новых метеорологических мощностей, создание системы спасания».

Специальный представитель государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов сделал акцент на возможном расширении границ СМП, что связано с формированием и перемещением грузопотоков, а также с предложениями арктических и дальневосточных регионов о расширении границ акватории СМП от Мурманска до Владивостока.

В настоящее время акватория СМП представляет собой водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ протяженностью 3030 миль. Предлагается внести в документы стратегического планирования Правительства РФ, связанное с транспортом, понятие «Большой северный морской путь (БСМП)», который включает территории и акватории, примыкающие к СМП, непосредственно связанные с обеспечением его функционирования (перевозка грузов, безопасность мореплавания и т. д.), представляет собой единое транспортно–логистическое пространство с СМП протяженностью 5600 миль.

Учитывая, что развитие СМП неразрывно связано с минерально–сырьевыми ресурсами, спрос на которые будет расти во всем мире, дана оценка итоговой макромодели по влиянию всех арктических проектов, осуществляющих логистику через СМП, на горизонте с 2024 по 2030 год. Добавочный капитал оценивается в объеме 31,5 трлн руб., общий объем налоговых поступлений за этот период составит 13 трлн руб.

Через льды

В настоящее время действующая ледокольная группировка насчитывает шесть единиц: атомные ледоколы «Вайгач», «Таймыр», «Ямал», «50 лет Победы», «Сибирь» и головной атомный ледокол «Арктика». В стадии строительства находятся еще четыре ледокола, в том числе ледокол «Россия» проекта «Лидер». Чтобы до 2030 года обеспечить грузопоток в 200 млн тонн и круглогодичную навигацию в восточном направлении, необходимо построить еще шесть ледоколов.

Ледокольное обеспечение – важнейшая инфраструктурная составляющая СМП. «Поставлена задача: начиная с 2024 года обеспечить круглогодичную навигацию, в первую очередь для компании «Новатэк», – сказал Владимир Панов. – В 2020 и 2021 годах были проведены сверхранние и сверхпоздние рейсы как с ледокольной поддержкой, так и без ледокольного сопровождения. Средняя скорость при проведении этих экспериментальных рейсов составила 8–10 узлов. За счет расстановки к 2030 году пяти ледоколов, включая ледокол «Лидер», будет создан мост, по которому будет осуществляться судоходство грузовых судов высокого арктического класса. Ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» в период 2027–2028 годов будут выведены из эксплуатации, что создает при увеличивающемся грузопотоке по СМП риски необеспеченности с точки зрения круглогодичной задачи. На смену им придут ледоколы «Урал» (2022), «Якутия» (2024), «Чукотка» (2026) и «Россия» (2027)».

Что касается судов снабжения, то за последние 10 лет не было построено ни одного арктического грузового судна, к 2030 году 75% этого флота будут старше 30 лет, поэтому обновление флота судов снабжения является первостепенной задачей.

Грузовой флот высокого арктического класса для вывоза арктических грузов сегодня насчитывает 45 судов, на отечественных верфях строятся еще 32 судна. Для вывоза прогнозируемого грузопотока до 2030 года данную группировку необходимо расширить еще на 55 судов (объем финансирования 1 трлн руб.). Среди них 10 сухогрузов и танкеров в интересах северного завоза, 33 крупнотоннажных танкера и балкерный флот. «Это огромный заказ для судостроения, – отметил Алексей Чекунков. – Приоритет для его исполнения должен быть отдан российским верфям, в случае если отечественных мощностей не хватит, необходима международная кооперация».

Ввод в строй такого большого количества судов потребует увеличения объемов судоремонта, проблема усугубляется тем, что износ мощностей по судоремонту приближается к 80%. По заявкам регионов прорабатываются изменения стандартов Фонда развития промышленности, которые позволяли бы давать займы в поддержку судоремонта, пояснил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. Сенатор Константин Долгов призвал ускорить принятие решения о нулевой ставке НДС для стимулирования судоремонта, поскольку мощности, расположенные в Норвегии, могут очень быстро для нас закрыться в рамках ужесточающихся незаконных санкционных мер.

Также для организации круглогодичного безопасного судоходства чрезвычайно важно прогнозирование метеорологических и ледовых условий, особенно в условиях растущей грузовой базы. Сегодня грузоотправители получают данные с европейских спутников, доступ к которым может быть ограничен. Пока не создана полностью отечественная группировка спутников, позволяющая обеспечивать комплексный мониторинг и прогнозирование ледовой обстановки в акватории СМП. Госкорпорация «Роскосмос» планирует завершить создание группировки радиолокационных спутников до конца 2023 года с гарантийным сроком эксплуатации до 2028 года. Дальнейшее развитие системы предполагает создание и запуск до 2030 года 11 спутников.

Порты и не только

В настоящее время в рамках реализации федерального проекта «Развитие морских портов», а также плана развития инфраструктуры СМП до 2030 года ведется работа по модернизации действующих и строительству новых портов и портовых сооружений. Портовая инфраструктура к 2024 году должна увеличиться более чем в 2,5 раза.

Идет строительство порта «Бухта Север» для проекта «Восток Ойл» мощностью 26,1 млн тонн (2024 год) и терминала «Енисей» для «Северной звезды» – 4,5 млн тонн (2024 год) в Красноярском крае, завершается строительство терминала «Утренний» для проекта «Арктик СПГ 2» мощностью 21,6 млн тонн (2024 год) в морском порту Сабетта (ЯНАО).          

«Для эффективного использования СМП должны быть обеспечены сшивка, интеграция морского транспортного пути и сухопутных транспортных коридоров, подключение федеральной железнодорожной сети к ключевым портам СМП. Для этого важно развитие транспортных подходов, в частности, реализация проекта СШХ–1 и СШХ–2, что позволит соединить порты СМП с системой железных дорог РФ», – подчеркнул Алексей Чекунков.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев сделал акцент на развитии портовой инфраструктуры на побережье Якутии. Порт Тикси – опорный пункт для крупных инфраструктурных проектов в сфере недропользования, энергетики, имеет важное значение с точки зрения укрепления обороноспособности страны, является одним из центров проведения аварийно–спасательных работ в акватории СМП. В советское время в порту Тикси перерабатывался 1 млн тонн грузов в год.

Сегодня износ портового оборудования составляет 90%. Ввиду того, что дноуглубительные работы в порту не проводятся с середины 90–х годов прошлого века, глубины уменьшились с 10 до 5 м. Эту ситуацию нужно срочно исправлять.

Второй по значению – Зеленомысский речной порт в нижнем течении реки Колымы, который имеет возможность принимать морские суда, идущие по трассе СМП. Порт имеет выгодное географическое расположение, нефтебазу.

Его значимость возрастает в связи с доставкой части генеральных грузов через этот порт на Баимское месторождение на Чукотке. Ограничивающий фактор – автодорога между Зеленым Мысом и границей ЧАО, имеющая разрыв протяженностью порядка 60 км. В случае решения этой проблемы транспортное обеспечение крупнейшего инвестиционного проекта – Баимской рудной зоны получит новое звучание, подчеркнул Айсен Николаев.

В целом проекты по развитию якутской Арктики приведут к увеличению грузовой базы, только в Тикси – порядка 20 млн тонн грузов, что повлечет за собой необходимость строительства глубоководного порта Найба.

«Развитие СМП без учета потенциала НАО, без его сырьевой базы просто невозможно», – заявил губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный. Он напомнил слова русского адмирала Степана Макарова: «Если сравнить Россию со зданием, то нельзя не признать, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан...». И это действительно так. Протяженность береговой линии только Ненецкого автономного округа составляет 1000 км.

В центральной и восточной части НАО расположены 97 месторождений, 87 из которых разрабатываются, в общей сложности добыто 300 млн тонн нефти. Активно разрабатываются газовые месторождения с запасами газа более 200 млрд куб. м.

В западной части округа будут реализованы мегапроект, включающий освоение Пижемского месторождения в Коми, которое является крупнейшим в России и мире по ресурсам и запасам титанового и кварцевого сырья, а также уникальным по наличию ценных попутных ископаемых (циркон, железо, базальты, золото, алмазы, РЗМ); строительство железнодорожного подхода Сосногорск – Индига и незамерзающего глубоководного порта Индига, куда смогут заходить суда океанского типа. Реализация этого инфраструктурного проекта позволит освоить Северный Тиман.

Все более важную роль в освоении Севморпути начинает играть глубоководный незамерзающий порт Мурманск. По словам замгубернатора Мурманской области Ольги Кузнецовой, к концу 2023 года необходимо завершить строительство торгового порта Лавна, построить порт по перевалке минеральных удобрений и рефрижераторный контейнерный терминал, который позволит перерабатывать рыбные грузы. Эти порты нуждаются в железнодорожной инфраструктуре, узкое место – завершение ближних железнодорожных подходов к этим портам, работы выполнены на 56%.

Готовность № 1

По прогнозv, с 2024 года вырастет перевозка нефти по СМП. Для повышения безопасности судоходства и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов требуется значительное усиление арктического аварийно–спасательного флота, создание соответствующей инфраструктуры. Об обеспеченности судами аварийно–спасательной готовности в акватории СМП проинформировал Александр Пошивай.

В целях выполнения обязательств РФ по охране человеческих жизней на море и защите морской среды от загрязнения организовано несение аварийно–спасательной готовности к ликвидации разливов нефти силами ФГБУ «Морспасслужба», подведомственного Минтрансу России. Координацию действий морских поисково–спасательных операций осуществляют морские спасательные координационные центры, расположенные в ключевых морских портах. Основные силы и средства сосредоточены в морских портах Мурманск, Архангельск, Петропавловск–Камчатский. Морские аварийно–спасательные подразделения Морспасслужбы круглогодично несут дежурство в Мурманске, Кандалакше, Архангельске, Сабетте, Диксоне, а также в период летней навигации в Нарьян–Маре, Тикси, Певеке и бухте Провидения.

К поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, привлекаются суда аварийно–спасательных формирований, проходящие суда, силы и средства авиационно–космического поиска и спасания. По словам Александра Пошивая, прорабатывается вопрос привлечения к ликвидации разливов нефти атомных ледоколов путем их дооснащения необходимым оборудованием и последующей аттестации аварийно–спасательных формирований на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Минимальный необходимый судовой состав Морспасслужбы для несения постоянной аварийно–спасательной готовности и готовности к ликвидации разливов нефти должен включать 184 судна, в том числе 54 судна в Арктической зоне РФ. В настоящее время на акватории СМП несут службу 8 судов.

В рамках КПМИ до 2024 года будут построены 16 аварийно–спасательных и буксирно–спасательных судов различной мощности. Уже заключены госконтракты на строительство 15 судов, еще одно судно будет законтрактовано в текущем году.

До 2030 года необходимо построить еще 30 судов, в том числе 7 судов за счет средств ФГБУ «Морспасслужба» и 23 судна за счет средств федерального бюджета. Однако необходимые средства в объеме 80 млрд руб. в федеральном бюджете не заложены. Как сказал Александр Пошивай, предложения по финансированию будут сформированы при продлении государственной программы «Развитие транспортной системы РФ до 2030 года».

В целях организации и эффективного реагирования на морские аварии в Арктической зоне федеральным проектом «Развитие Северного морского пути» реализуются мероприятия по созданию современной базы обслуживания флота в Мурманске. С учетом развития Арктической зоны после 2024 года планируется включение в продленную госпрограмму «Развитие транспортной системы РФ» мероприятий по строительству баз в морских портах Певек, Тикси и Диксон. На эти цели потребуется дополнительно выделить порядка 6 млрд руб. Тем самым будут обеспечены аварийно–спасательная готовность и готовность к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в акватории СМП в полном объеме.

В целях развития аварийно–спасательной инфраструктуры и повышения безопасности судоходства Александр Пошивай предложил рассмотреть возможность реализации мероприятий по строительству и содержанию аварийно–спасательного флота Минтранса России и баз техобслуживания в акватории СМП.

Северный завоз: дешевле и быстрее

Севморпуть стал дорогой жизни для почти 3 млн человек, живущих в Арктике. Неуклонно растет объем каботажных перевозок по СМП генеральных грузов, необходимых как для реализации инвестиционных проектов, так и для обеспечения северного завоза. В части флота снабжения необходимо строительство 10 каботажных судов общим дедвейтом 200 тыс. тонн, от которых зависит северный завоз.

В 2022 году Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с госкорпорацией «Росатом» запускает регулярную каботажную линию между Санкт–Петербургом и Владивостоком. Рейс будет выполнять судно Росатома – лихтеровоз «Севморпуть». Грузоотправители европейской части страны будут знать точные даты рейсов, а благодаря субсидированию перевозок стоимость фрахта будет конкурентоспособной.

«В части повышения эффективности северного завоза мы провели детальную диагностику логистических схем организации закупок и доставки товаров для него. Видим большие возможности для удешевления и повышения скорости доставки грузов. В среднем стоимость дизельного топлива, доставляемого в рамках северного завоза, в два раза дороже для конечных потребителей, чем в среднем по России, муки – до 3 раз, угля – до 10 раз, – проинформировал Алексей Чекунков. – Соответственно, мы пересобираем логистические цепочки от производителя до потребителя по всем ключевым группам товаров: топливо, продукты жизнеобеспечения, лекарства, продовольствие, скоропортящиеся товары, строительные материалы для социальных объектов. Готовим федеральный закон, который определяет статус участника северного завоза, категории товаров, приоритетные потоки обслуживания стивидорами, транспортными компаниями. Это сделано для того, чтобы не попасть в ситуацию 2021 года, когда социальные товары были отодвинуты на второй план коммерческими перевозчиками из–за искажения рынков. И, что очень важно, выносим процедуру планирования заказа закупок по северному завозу на прозрачную цифровую платформу, где регионы формулируют спрос, а бизнес – свои предложения, чтобы консолидировать эти потоки, сделать их прозрачными и предсказуемыми, не зависящими от человеческого фактора».

На совещании по вопросам развития Арктической зоны, которое состоялось 13 апреля, Президент РФ Владимир Путин особо подчеркнул: «Сейчас, с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой, необходимо уделять особое внимание: не откладывать их, не сдвигать вправо, а напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам». Этот посыл должен стать основополагающим при реализации всех инвестиционных проектов в Арктической зоне.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»


просмотры:

3488

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться