Ликвидация последствий крушения танкеров в Керченском проливе продолжается
Следим
за Ситуацией
Глава государства держит на контроле ситуацию с разливом нефтепродуктов в Черном море. Работает правкомиссия под председательством вице–премьера Виталия Савельева по координации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе. Министр транспорта РФ Роман Старовойт в круглосуточном режиме контролирует ход работ, которые проводят Росморречфлот и Морспасслужба. На месте активно включились в работу региональные власти и волонтеры.
Судьба танкера «Волгонефть–239», который стоит на мели у мыса Панагия в Темрюкском районе Краснодарского края, определена. Из него в прошлые выходные уже началась откачка. После окончания этих работ судно разберут и утилизируют.
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Продолжается разогрев мазута для поддержания рабочей температуры, необходимой для перекачки.
Специалисты Морспасслужбы 20 января закончили очистку воды от мазута внутри кольца обваловки, сделанного вокруг танкера. Продолжаются работы по сбору мелких фракций.
В искусственной бухте, которую создали около кормы танкера «Волгонефть–239», воду от нефтепродуктов дополнительно обрабатывают сорбентами. Основные выбросы мазута, которые произошли после повреждения корпуса севшего на мель танкера, уже собрали. Теперь воду вокруг судна и вдоль берега с внутренней стороны вала регулярно обрабатывают сорбентом, чтобы убрать маслянистые пятна, появляющиеся на поверхности. Порошок, который рассыпают, – смесь из торфа и биопрепарата. Вместе они быстро обволакивают и впитывают пленку и фрагменты нефтепродуктов. После специальные бактерии перерабатывают мазут и разлагаются, не нанося вреда экологии. Параллельно продолжается перекачка нефтепродуктов из танкера в битумовозы. Работы идут круглосуточно.
Для мониторинга акватории на предмет загрязнения, локализации и ликвидации пятна нефтепродуктов в районе кормовой части танкера «Волгонефть–239» находятся суда Морспасслужбы.
Продолжается работа по определению дальнейшей судьбы затонувшего танкера «Волгонефть–212». Водолазные группы Морспасслужбы обследуют состояние фрагментов танкера на предмет возможных утечек мазута, когда это позволяет сделать погода. Проводится герметизация корпуса, новых выходов топлива не зафиксировано.
Специалисты также проводят замеры остаточных толщин наружной обшивки корпуса, оценивают прочность конструкции и возможности ее подъема максимально безопасным для окружающей среды способом.
Эта часть судна лежит на глубине 20 м. На электронных картах место отмечено навигационными знаками. Данные в гидрографическую службу передали специалисты Морспасслужбы, которые еще в конце декабря обнаружили точное место затопления кормы танкера. Тогда же водолазы провели первые обследования судна. В ближайшее время на воде установят специальные знаки.
Желтые конусы и специальная фигура – топовый крест – будут означать, что этот участок акватории закрыт для прохода над ним судов. От берега кормовая часть танкера «Волгонефть–212» находится на расстоянии примерно 6 морских миль, или 11 км.
Параллельно ведется работа с научными кругами и экологами – обсуждение возможных вариантов подъема и утилизации танкера. Мнения всех сторон обязательно будут учтены при разработке проектной документации, которой сейчас занимается специализированный научный центр, отмечают в Минтрансе России.
В лабораториях вузов и научно–исследовательских институтов проводят испытания с мазутом, песком и морской водой. Специалисты в Москве и Краснодарском крае определяют действенную и безопасную технологию деликатной очистки пляжей и прибрежной зоны Черного моря от этого типа нефтепродуктов.
В лаборатории МГУ проводят биологические испытания с морскими планктонными тест–культурами на водных экстрактах песка и пробах воды, фитотесты на высших растениях.
В сельскохозяйственном техникуме Анапы исследователи изучают свойства мазута и ищут самые эффективные средства для очистки животных и песка. Все для того, чтобы поскорее помочь в уборке побережья и утилизации нефтепродукта.
Ученые работают в мастерской технохимического контроля, которую создали при поддержке программы «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети». Вместе с сотрудниками техникума трудятся их коллеги из МГУ имени М.В. Ломоносова.
Волонтеры продолжают сбор мазута с берегов Черного и Азовского морей. На центральном пляже Анапы для защиты от повторных выбросов нефтепродуктов расширяют применение полипропиленовых сетей.
Единый волонтерский штаб в Витязево продолжает работу. Ежедневно в него обращаются в среднем от 150 до 200 человек со всей страны. Это люди, которые приезжают сами, не в составе организованных групп. Здесь всем желающим оказать помощь в рамках ликвидации последствий ЧС выдают инвентарь и средства индивидуальной защиты, помогают скоординироваться по участкам, где сейчас проводятся работы. Колл–центр «Спасай море» продолжает принимать звонки.
Работают центры по спасению и реабилитации птиц. Например, 7 бассейнов установили в центре реабилитации птиц в селе Витязево. Они предназначены для пернатых, которые уже идут на поправку, чтобы те смогли восстановить навыки плавать и охотиться в воде. Кроме того, ветеринары и орнитологи смогут убедиться, что птица полностью восстановила состояние оперения. Для птиц создадут теплые отмели, а в воду выпустят живую рыбу, на которую птицы будут охотиться. Состояние пернатых проконтролируют ветврачи. Специалисты стараются соблюдать биоритм птиц, для этого установят специальные лампы.
Роспортребнадзор проводит мониторинг воды, а Россельхознадзор и Росрыболовство – загрязнений в рыбе, выловленной в Черном и Азовском морях. Пока отклонений от нормативов не выявлено.