Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Зона особого внимания

В Санкт-Петербурге прошел юбилейный, X Международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

Форум проходил при поддержке и участии Совета Федерации, Государственной думы РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИДа России и других федеральных министерств, региональных органов власти, коммерческих компаний и научно-исследовательских институтов. Организатором выступила Межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников».

За десять лет работы форум «Арктика: настоящее и будущее» собрал неравнодушных людей, болеющих душой за этот уникальный регион, и стал ключевой площадкой для подведения итогов годовой работы по всей арктической повестке: природным ресурсам, экономике, транспорту, климату, экологии, проблемам коренного населения.

НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП
Дискуссионную программу форума открыло пленарное заседание, посвященное приоритетам государственной политики в Арктической зоне РФ, которые закреплены в Стратегии развития Арктической зоны РФ и Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.

Как сказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, в каждом арктическом регионе должны появиться крупные инвестиционные проекты, создающие принципиально новые возможности для роста экономики и улучшения условий жизни людей.

«Ощутимой поддержкой развития региона станет инициатива, по которой 50% налоговых сборов работающего в Арктике бизнеса будут перенаправлены на модернизацию инфраструктуры. Так, если взять только 33 инвесторов, которые в этом году стали резидентами Арктической зоны, то на нужды региона поступит 32 млрд руб. в год».
Александр Крутиков.

В настоящее время мы являемся свидетелями нового исторического этапа развития российской Арктики. Общий объем грузоперевозок по СМП в 2019 году составил более 31 млн тонн грузов. Для сравнения: в 2016 году — 7,5 млн тонн, что впервые превысило показатели советского периода, когда в 1987 году было перевезено по СМП 6,7 млн тонн грузов.

ОТ КОНТЕЙНЕРОВ ДО ПРОЕКТНЫХ ГРУЗОВ
Генеральный директор ООО «КРИСТАЛ АЛЬЯНС» Александр Берсенев рассказал о проекте запуска сезонной контейнерной линии через СМП. Основная идея данного проекта состоит в том, что он должен стать подготовительным этапом перед запуском проекта Росатома по постановке контейнеровозов большой вместимости (5000-6000 TEU) на линию СМП.

Как сказал директор филиала ПАО «ДВМП» в г. Владивостоке Игорь Шарков, компания готова организовать регулярный сервис по доставке проектных (нестандартных, неконтейнеризированных) грузов через СМП с использованием собственного флота с ледовым классом не ниже Arc4 — FESCO ARCTIC LINE. Новый морской сервис на Чукотку будет работать из портов России, Китая и США по маршрутам: Циндао (Китай) — Тайцан (Китай) — Провидения — Певек и Эверетт (США) — Провидения — Певек. Также планируются судозаходы в порт Владивостока и Восточный. Перевозки будут выполняться многоцелевыми судами ледового класса «ФЕСКО Улисс» и «ФЕСКО Парис» с июля по октябрь включительно. В планах — расширение сервиса на запад (Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург).

ОТ НАУКИ ДО ПРАКТИКИ
О цифровых моделях говорили многие участники конференций, посвященных развитию Северного морского пути. Председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики академик РАН Алексей Гвишиани заявил, что с точки зрения науки необходимо создать физико-экономико-социально-демографическую модель Арктики, для чего нужно перейти к целостной системе сбора, накопления, хранения и обработки различных арктических данных методами системного анализа, сделать Арктику источником больших данных. Такой подход позволит изучать Арктику во всем ее многообразии, убежден ученый.

В настоящее время большинство ключевых игроков, работающих на СМП (судоходные компании и грузоотправители), создают цифровые платформы, направленные на обеспечение собственных потребностей. Поставлена задача создать единую платформу, которая могла бы объединить всех участников. Директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко проинформировал о создании концепции единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП, работа над которой должна

Замгендиректора по стратегическому развитию АО НПП «АМЭ» Игорь Ануфриев представил обзорно-поисковую систему (ОПС) для автоматического анализа навигационной обстановки. В данный момент система проходит опытную эксплуатацию на коммерческих судах: танкер ледового класса «Михаил Ульянов», ПАО «Совкомфлот»; сухогруз «Пола Анфиса», «Пола Групп»; самоходная грунтоотвозная шаланда «Рабочая», ФГУП «Росморпорт».

Не менее важная задача — обеспечение экологической безопасности морских инфраструктурных проектов в Арктике.

В настоящий момент в акватории СМП множество организаций как частных, так и государственных компаний, научных и отраслевых институтов ведут экологический мониторинг. Накоплен большой объем разнородной информации, но она не систематизирована и не доступна для комплексного анализа, считает исполнительный директор ООО «Центр морских исследований» МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Шабалин. По его мнению, необходимо создать комплексную систему экологического мониторинга на СМП с учетом деятельности всех хозяйствующих субъектов на морских акваториях в Арктике.

О гидрометеорологическом обеспечении безопасности судоходства в Арктике рассказала главный специалист сектора ЦЛГМИ ФГБУ «ААНИИ» Полина Солощук. Главным препятствием для морской транспортировки грузов, добычи углеводородных ресурсов, перевалки грузов в Арктике является ледяной покров. Именно со льдом связаны основные риски для морской деятельности, которые могут быть существенно снижены за счет развития технологий гидрометеорологического обеспечения (ГМО).

За последние десятилетия отмечаются рост температуры в Арктике и снижение общей площади и толщины арктических льдов. В случае если эта тенденция сохранится, Северный морской путь как международный транспортный коридор будет все более привлекательным.

«КУХНЯ» ПОГОДЫ
Факт глобального изменения климата не вызывает сомнений. Начиная с 1980-х годов каждое последующее десятилетие было более теплым, чем любое предыдущее. По заявлению Всемирной метеорологической организации (ВМО) 2020 год может войти в тройку самых теплых лет за весь период инструментальных наблюдений. Пять лет с 2015 по 2019 год и десять лет с 2010 по 2019 год стали самыми теплыми за всю историю наблюдений.

В Арктике потепление происходит существенно быстрее глобального. Исчезновение большей части морского льда в регионе возможно уже в ближайшие несколько десятилетий. Это создает не только новые возможности для развития СМП, но и новые экологические риски.

25 декабря 2019 года Правительством РФ принят национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Росгидромет выступает за создание государственной сети научных станций для изучения вечной мерзлоты, поскольку без постоянного мониторинга климатической системы, соответствующей оценки и сценарного прогнозирования климатических воздействий корректировки прогнозов реальной адаптации не получится.

*   *   *

Итогом работы форума стала резолюция, в которой были собраны все прозвучавшие инициативы. Документ будет направлен в профильные комитеты Совета Федерации, Государственной думы, Правительство РФ, Государственную комиссию по развитию Арктики для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере устойчивого развития Арктической зоны России.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Зона особого внимания» можно прочитать в №6 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться