Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

От яхтенных гонок – до научных работ

 |  Образование

В легендарной Макаровке шагают в ногу со временем.

Сегодня Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова считается лидером образования по подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере водного транспорта, в том числе кадров для устойчивого развития российской Арктики. Университет признан лидером отрасли по итогам деятельности в 2022 году. Почетную награду 24 марта руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев вручил ректору Сергею Барышникову на итоговом расширенном заседании Коллегии агентства и общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Вуз не раз получал дипломы номинанта по итогам участия в конкурсе, а в 2019 году был признан лучшей образовательной организацией в области транспортной безопасности. Университет реализует государственную Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Сегодня перед отраслью стоит задача цифровизации, в том числе и образовательного процесса. В ее рамках в ГУМРФ активно развивается и совершенствуется система дистанционного обучения «Фарватер», цифровая карьерная среда вуза.

На актуальные вопросы о жизни главного университета страны, обеспечивающего подготовку кадров морского и речного флота, в том числе и для Северного морского пути, в своем интервью газете ответил ректор вуза Сергей Барышников.

– Традиционно каждый год вы открываете навигацию регатой «Кубок памяти адмирала С.О. Макарова», которая в этом году прошла с 16 по 21 мая. Расскажите, откуда взялась такая традиция?

– Регата «Кубок памяти адмирала С.О. Макарова» в этом году проводилась уже в 9–й раз, открывая студенческие яхтенные соревнования в Санкт–Петербурге.

Идея соревнования возникла в 2014 году. В мае мы проводим серию мероприятий, посвященных адмиралу С.О. Макарову. Логично не ограничиваться конференциями и другими мероприятиями «в помещениях», поэтому решили проводить мероприятия непосредственно «на воде». Регата как нельзя лучше подходила для этой цели. Так родилось спортивное состязание, в котором есть место и новичкам, и достаточно опытным яхтсменам.

В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова имеется довольно большое количество своих крейсерских яхт класса «Четвертьтонник». Они идеально подходят для студенческих соревнований, предоставляя возможности для небольших экипажей по 4 человека продемонстрировать свою яхтенную квалификацию на ограниченной акватории.

Отличительной особенностью этой регаты является возможность принять в ней участие в самом начале парусного сезона в Санкт–Петербурге новичкам, не имеющим опыта хождения под парусом, в составе экипажа под руководством опытного рулевого. Участие в этих соревнованиях помогает студентам и курсантам, юношам и девушкам в сложных погодных условиях проверить свои морально–волевые качества, психологическую устойчивость, чувство коллективизма и сплоченности. Наша регата – не для известных спортсменов, она ориентирована на тех, кто только начинает свою карьеру в яхтенном спорте.

С каждым годом число студентов, желающих принять участие в Кубке памяти адмирала С.О. Макарова, неуклонно растет. Если в первый год проведения регаты наш вуз был представлен лишь двумя экипажами, то в 2022 году пришлось проводить дополнительный круг гонок с целью выявить 4 лучших экипажа от университета. Интерес к регате стабильно проявляется не только в Санкт–Петербурге, но и в других вузах России. В 2023 году получены заявки от 8 команд – участниц регаты из других городов. В общей сложности свыше 100 человек приняли участие в гонках регаты.

– Сегодня к парусному спорту и яхтингу наблюдается повышенный интерес. Как в вашем университете проходит подготовка яхтсменов и судоводителей спортивных парусных судов?

– В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова парусный спорт традиционно популярен, и интерес молодежи поддерживается профессионалами–наставниками. Наличие собственной учебной флотилии спортивных парусных судов обеспечивает возможность регулярных выходов в море. В составе учебной флотилии 12 крейсерско–гоночных яхт.

В зимний период преобладают занятия по специальной теоретической подготовке, ведется работа с материальной частью. В процессе подготовки к предстоящей навигации все участники яхтенных секций получают навыки работ по техническому оснащению яхты, ремонту судна и парусов, подготовке такелажа, а также знания по внутреннему устройству яхты, основам лоции и навигации, аэро– и гидродинамики, метеорологии, по правилам безопасного маневрирования и расхождения яхт. Мы знакомим студентов и курсантов с морскими традициями, яхтенной этикой и неписаными правилами.

Весна, лето и начало осени – время практических занятий, включающих в себя как морские походы, так и участие в спортивных регатах. Хождение на яхте позволяет развивать физические качества, становиться выносливым и закаленным.

В общей сложности у нас занимаются больше 120 человек, причем не только студенты и курсанты, но и наши сотрудники и выпускники университета. Кроме спортивных секций, ведется подготовка по программам «Рулевой спортивного парусного судна», «Яхтенный капитан прибрежного плавания», «Яхтенный капитан без ограничений парусности и района плавания». После теоретического обучения слушатели летом могут получить необходимый опыт плавания на спортивных парусных судах университета

– Какие планы у флотилии ГУМРФ на навигацию 2023 года?

– Если говорить о планах, то в сезон 2023 года яхты флотилии планируют принять участие в большинстве соревнований, включенных в календарь Санкт–Петербургского парусного союза для крейсерских яхт. Также летом пройдут ежегодные походы на яхтах по местам боевой славы «Паруса памяти», которые дают возможность получить не только практические навыки, но и посетить мемориалы и памятные места островов Финского залива. Мы участвуем в регатах Кубок памяти яхтсменов («Золотая осень), Кубок яхт–клуба «Балтиец», Ораниенбаумском морском фестивале и других соревнованиях.

Университет является партнером Всероссийской регаты «Балтийский ветер» в рамках Санкт–Петербургской парусной недели, оказывает помощь Ассоциации класса «SB 20» в проведении чемпионата и Кубка России и других соревнований, а также участвует в проведении регат Студенческой парусной лиги.

Яхты университета принимают участие в Главном Военно–морском параде в Кронштадте.

– ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова вошел в топ–200 вузов России. Вы являетесь ректором главного морского вуза страны. Как санкции повлияли на интерес поступающих к вашему университету, наблюдается ли спад? Какие перспективы трудоустройства после окончания университета?

– Должен отметить, что в настоящее время в стране осуществляется разворот в сторону инженерного образования. В 2022 году число абитуриентов, подавших документы в университет, возросло более чем на 30%. Средний конкурс в 2022 году составил 18,67 человека на место. Это на 80% больше, чем в 2021 году. Да, конечно, стало меньше иностранных студентов, так как до 2022 года у нас было много обучающихся из Украины, Прибалтики.

В процессе обучения предусмотрено прохождение практики на борту реальных судов. Такой подход формирует у курсантов необходимые навыки, позволяющие сразу после окончания образовательной организации приступить к выполнению своих должностных обязанностей на борту судна.

Что же касается трудоустройства, в настоящее время в мировой морской индустрии имеет место высокая востребованность морских кадров, обусловленная значительным темпом судостроения. Выпускники, прошедшие подготовку по морским специальностям в нашем университете, практически все трудоустраиваются в отрасли. Работая по специальности, выпускники получат интересную, стабильную и высокооплачиваемую работу, кроме того, у них появляется возможность побывать в различных странах и регионах нашей планеты.

Сегодня университет ведет активную работу с рекрутинговыми компаниями по привлечению иностранных обучающихся из дружественных стран дальнего зарубежья, таких как Алжир, Египет, Тунис, Камерун, Конго, Сирия, Индия, Китай и другие. В результате проводимой работы университет рассчитывает увеличить число иностранных абитуриентов по сравнению с прошлым годом.

В 2022 году 60% выпускников трудоустроены на предприятиях России, часть продолжают обучение по программам магистратуры и аспирантуры, отдельные выпускники по программам подготовки членов экипажей судов трудоустроены через крюинговые компании.

Надеюсь, в этом году проблем с трудоустройством тоже не будет. Только за последние 4 месяца были организованы встречи обучающихся выпускного курса с работодателями. Среди них: группа компаний Global Ports; ПАО «Обь–Иртышское речное пароходство»; АО «Стапель»; АО «Аэропорт Пулково»; Международная транспортная компания FESCO; Агентство внешнего транспорта; ООО «Связь и Радионавигация СПб»; АО «Морской порт Санкт–Петербург»; Судостроительный комплекс «Звезда»; АО «Ленгипроречтранс».

– Какие сейчас самые востребованные специальности среди поступающих? На ваш взгляд, существует сегодня в отрасли дефицит кадров?

– Большинство абитуриентов, которые поступают после школы в вуз, как правило, выбирают направление для поступления по набору баллов и перечню ЕГЭ, которые они сдавали. Нам повезло, что наш вуз – отраслевой, транспортный, и случайных абитуриентов здесь немного. Самые востребованные специальности – по программам подготовки членов экипажей судов: «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок» (плавсостав), немного отстают от них направления бакалавров, связанные с логистикой и мультимодальными перевозками: «Технология транспортных процессов» и «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»; как у всех вузов, в топе остаются информационные направления подготовки.

Дефицит кадров в отрасли есть, но на наших выпускников со стороны работодателей спрос ежегодно растет. Особенно востребованы на рынке труда специалисты в области кораблестроения, в IT–сфере.

– Как известно, университет вносит большой вклад в развитие Северного морского пути. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– В своей деятельности ГУМРФ чтит многолетние традиции морского образования, обучает высококвалифицированные кадры всех уровней: среднего профессионального, высшего и дополнительного, в том числе и для обеспечения и развития безопасного судоходства в Арктике, включая Северный морской путь.

На сегодняшний день Арктический морской институт имени В.И. Воронина (г. Архангельск), Мурманский филиал (г. Мурманск) в полной мере обеспечены современными тренажерами для подготовки специалистов плавсостава, частично – Беломорско–Онежский филиал (г. Петрозаводск).

Хочу привести пример. В апреле 2023 года в Мурманском филиале состоялось торжественное открытие нового навигационного класса, созданного при поддержке ФГУП «Атомфлот». Учебный класс оснащен тренажером по маневрированию и управлению судном NTS–Pro 6000. Данный тренажер позволяет судоводительскому составу осваивать методики и отрабатывать практические навыки для предотвращения аварийных ситуаций и повышения уровня безопасности мореплавания. В состав тренажерного комплекса входят 30 различных математических моделей судов и 47 моделей районов плавания.

В марте 2023 года Учебно–тренажерный центр Беломорско–Онежского филиала прошел освидетельствование по новым программам подготовки специалистов морской отрасли по вопросам охраны судов и портовых средств, а также по оказанию первой помощи и медицинскому уходу. На сегодняшний день завершается монтаж тренажеров: по борьбе с водотечностью; по борьбе с пожаром; тренажера по спасательным шлюпкам и плотам.

В Арктическом морском институте имени В.И. Воронина также занятия проводятся с использованием современного оборудования: тренажера машинного отделения «ERS TechSim 5000», тренажера высоковольтного оборудования (High–Voltage), навигационного тренажера «NTpro 5000», тренажера ГМССБ «TGS 5000».

Все тренажерное оборудование, имеющееся в филиалах, позволяет проводить обучение по программам базовой и расширенной подготовки судоводителей к работе на судах в полярных водах.

– Сергей Олегович, ГУМРФ стал первой в мире международно признанной учебной организацией для подготовки экипажей в соответствии с требованиями Международного полярного кодекса. Как сегодня работает арктический факультет?

– Должен сказать, что наш университет всегда делал все необходимое для подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с международными нормами, стандартами и конвенциями. Именно поэтому наши выпускники востребованы не только на отечественном рынке труда, но и успешно проходят испытания для трудоустройства и работы в ведущих иностранных компаниях. Программы, по которым проводится подготовка кадров, постоянно актуализируются, в первую очередь с учетом изменений в международных правилах и документах.

Сегодня ГУМРФ осуществляет подготовку специалистов в области кораблестроения и гидротехнического строительства, гидрографии моря и информационной безопасности, логистики и права, эксплуатации инфраструктуры портов и различных судов, в том числе с ядерными энергетическими установками. Все они востребованы для отрасли и в особенности для дальнейшего укрепления и развития стратегически важного для России международного транспортного коридора «Северный морской путь».

– Расскажите, пожалуйста, о новых рабочих программах дополнительного профессионального образования для моряков.

– В связи с вступлением в силу 1 марта 2022 года нового «Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», утвержденного приказом Минтранса России от 8 ноября 2021 года № 378, в сфере морского дополнительного профессионального образования произошел ряд значимых изменений, направленных на повышение качества приобретаемых знаний и навыков действующих специалистов.

Новое положение о дипломировании вносит поправки в Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, принятые Международной морской организацией. Положение предусматривает целый ряд дополнений, учитывает замечания к уже существующим нормативно–правовым актам. Так, например, появились новые виды подготовки для экипажей, работающих на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, а также для персонала судов, работающих на топливе с низкой температурой вспышки (в том числе на сжиженном природном газе).

По поручению Росморречфлота ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принял активное участие в переработке 98 примерных программ Минтранса России и внес соответствующие изменения в учебно–методические комплексы, а также модернизировал тренажерную базу для соответствия современным стандартам обучения моряков.

На основании типовых программ в Институте дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработаны новые рабочие программы, по которым уже осуществляется подготовка специалистов морского флота. В частности:

– названия программ приведены в соответствие с названиями должностей в Конвенции ПДНВ. Исключены должности старшего электромеханика и рефрижераторного механика как непредусмотренные Конвенцией ПДНВ;

– программы подготовки на должности второго и старшего механика (повышения разряда) разделяют обучение лиц, имеющих среднее профессиональное образование, высшее образование, на диплом уровня управления. В зависимости от образования и наличия действующего диплома программа обучения имеет различную продолжительность;

– предусмотрена возможность получить диплом старшего механика минуя должность второго механика, исходя из условия получения необходимого стажа (36 месяцев за последние пять лет в должности вахтенного механика);

– программы подготовки на должности старшего помощника капитана и капитана (повышения уровня диплома) разделяют обучение лиц, имеющих среднее профессиональное образование, высшее образование на диплом уровня управления. В зависимости от образования и наличия действующего диплома программа обучения имеет различную продолжительность;

– предусмотрена возможность получить диплом капитана минуя должность старшего помощника капитана, исходя из условия получения необходимого стажа (36 месяцев за последние пять лет в должности вахтенного помощника капитана).

Хочу отдельно отметить, что университет постоянно расширяет направления подготовки, адаптированные для учета специфических потребностей предприятий и организаций, работающих в Арктике.

Так, в 2023 году в Центре морских арктических компетенций планируется начать подготовку выпускников морских образовательных организаций по «ядерным компетенциям», необходимым морякам для работы на плавучих объектах с ядерными энергетическими установками.

– Сергей Олегович, ваш университет ведет активную научную деятельность. Какие наиболее значимые проекты, темы разрабатываются университетом сегодня?

– Научная деятельность университета всегда была направлена на решение прикладных задач для морского и внутреннего водного транспорта, их научного сопровождения, развития передовых инновационных проектов.

Одним из таких исследований стала научно–исследовательская работа (НИР), выполненная в 2022 году по заказу Росморречфлота, в рамках которой университет разработал комплекс научно обоснованных предложений по организации круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий – Азов через Волго–Донской судоходный канал. В том числе в ходе работы были обоснованы мероприятия по осуществлению судопропуска через шлюзы в ледовых условиях; определены капитальные вложения и дополнительные ежегодные эксплуатационные расходы. Разработанные в рамках НИР предложения имеют большое значение при обосновании стратегических документов развития внутреннего водного транспорта России. Другая значимая работа, также затрагивающая южное направление, – НИР, целью которой является моделирование безопасного плавания судов с осадкой 4,5 м по Волго–Каспийскому морскому судоходному каналу и определение максимальных параметров расчетного судна при установленных габаритах канала (заказчик – ФГУП «Росморпорт»). Для ее выполнения были проанализированы гидрологические, русловые и гидрометеорологические режимы реки Волги в ее нижнем течении, проведены численные эксперименты движения судов на микросимуляторе и навигационном тренажере.

Традиционной для нашего университета является арктическая тематика исследований, направленная на развитие морской транспортной системы Северного морского пути. Учеными университета выполняются коммерческие и инициативные проекты, связанные с анализом наблюдаемых параметров Северного морского пути, скоростных режимов крупнотоннажных судов, плотности и интенсивности движения судов в Обской губе и Карском море, практики сквозного плавания. Для коммерческих заказчиков решаются вопросы определения оптимальных маршрутов доставки грузов, обоснования фактической потребности в выполнении дноуглубления.

Говоря о текущих работах, следует также назвать выполненную в рамках гранта по заказу департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы НИР, способствующую реализации проекта организации перево-

зок пассажиров на регулярных маршрутах речного транспорта в системе общественного транспорта столицы. Планируется, что это будет круглогодичный транспорт с регулярным расписанием и короткими интервалами движения (около 20 минут). Основные задачи университета состояли в подготовке предложений по внесению изменений в нормативно–правовые акты РФ для обоснования возможности организации таких перевозок; создании программного комплекса для синтеза расписаний движения пассажирских судов; проведении натурного эксперимента пассажирского судна, предназначенного для обслуживания транспортных маршрутов.

Беседу вела Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР».


просмотры:

739

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться