Все транспортные вузы должны давать единую базовую инженерную подготовку
«Мы должны задавать вектор в вопросах подготовки квалифицированных кадров для перспективных транспортных
направлений и формировать техническое задание для наших университетов. Кроме того, наша задача – отработать стресс-сценарий для того, чтобы отрасль с достоинством прошла вызовы финансового рынка. Мы обеспечиваем развитие экономики, безопасность пассажиров и безопасность нашей страны», – отметил в своем вступительном слове министр транспорта Роман Старовойт, подводя итоги работы Общественного совета ведомства за 2024 год.
Подробно о вопросах подготовки кадров для транспортного комплекса доложил заместитель министра транспорта Константин Пашков. Напомним, что кадрам в транспортном комплексе посвящен отдельный федеральный проект в нацпроекте «Эффективная транспортная система».
По словам Константина Пашкова, все руководители транспортного ведомства России всегда придавали кадровому вопросу первостепенное значение. «Сегодняшняя система подготовки кадров для транспортной отрасли в системе Минтранса включает в себя 19 вузов и 86 филиалов, более 256 тыс. студентов. Мы сосредоточимся на унификации подходов к транспортному образованию и реализации проекта развития кадрового потенциала отрасли. Средства федерального проекта будут направлены на развитие лабораторно–тренажерной базы, впервые в новой истории мы создадим учебно–производственное судно. И, конечно, тема повышения престижа транспортного образования станет для нас одной из приоритетных. Я думаю, что совместными усилиями вместе с Общественным советом и при поддержке Правительства России мы задачи выполним», – сообщил замминистра.
На заседании были подняты вопросы по возврату к подготовке инженеров–экономистов, юристов, которые специализируются на транспортном, морском праве, знакомы с особенностями законодательства в гражданской авиации, документами ИКАО.
В министерстве считают правильным, чтобы по транспортным специальностям программа была, как и учебники, абсолютно единой. Не может быть такого, что во Владивостоке учат по одним учебникам и по собственной программе, а в Петербурге – по другим. На первом месте с их точки зрения должна быть и инженерная подготовка. Нужен инженер путей сообщения, инженер транспорта. Тот человек, который за пять лет получит базовое мощное образование и сможет уже дальше переучиваться, переквалифицироваться в любом направлении.
В Минтрансе разработана концепция образования для транспорта.
В ее развитии были выпущены концепции по каждому виду транспорта, рекомендации, которые легли в основу федерального проекта о транспортном образовании. Это проект развития кадрового потенциала транспортной отрасли. В его рамках планируется обновить базу тренажеров и учебного парка, в том числе флота – строительство трех учебных судов. В планах приобретение нескольких вертолетов и учебных самолетов, 297 тренажеров.
От транспортных вузов ждут, с одной стороны, подготовки лидеров технологических изменений, с другой стороны, научно–технологических исследований.
Здесь Минтрансом тоже проделана очень большая работа, возобновлена работа научно–технического совета в новом формате, идет активное взаимодействие с Российской Академией Наук. Там создана впервые за многие годы академическая комиссия, которая занимается проблемами транспорта. Следующий этап – это возрождение секции «Транспорт» в Российской Академии Наук, которая бы на регулярной основе занималась транспортными технологиями, Она перестала существовать еще в 1955 году, после ухода из жизни советского инженера, академика Академии наук СССР Владимира Образцова, 150–летие со дня рождения которого отметили в 2024 году.
Утверждена стратегия развития международной деятельности. Колоссальный потенциал с Востока. Китай очень заинтересован в сотрудничестве с российскими институтами. Есть программы обучения для студентов, специалистов как в России, так и в Китае. Всего в транспортных российских вузах учатся студенты более чем из 40
стран мира. Есть задача в соответствии с поручением президента удвоить количество иностранных студентов, которые сегодня обучаются. Конечно, они уедут на Родину, но у большей части из них останутся
хорошие воспоминания и знание русского языка, что важно для развития международного сотрудничества.
Но и о российском рынке труда, его перспективах не забывают в Минтрансе. По прогнозам специалистов, к завершению федерального проекта по образованию в 2030 году будет нужно выпускать порядка 400 тыс. подготовленных кадров для отрасли. Прогнозируется рост потребности персонала по всем направлениям деятельности. Уже сегодня на всех видах транспорта работают 4,8 млн человек.