Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Экзамен на прочность сдан

 |  Образование

Директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков о главных вызовах в завершившемся учебном году

Главный вызов – это набор. Потому что он впервые осуществлялся в условиях пандемии. Однако проблемы все–таки возникали, ведь не все школы успели вовремя перестроиться, да и самим выпускникам было тяжело в таких условиях сдавать экзамены. Тем не менее план приема был выполнен в полном объеме, даже лучше, чем ожидалось, – желающих было больше, чем в 2019 году.

Прошедший учебный год многим запомнится как время, проведенное в четырех стенах. Увы, пандемия внесла существенные коррективы в учебный процесс. Так или иначе, 2020/2021 учебный год подошел к концу, а значит, настало время подвести итоги.

О том, каким выдался учебный год, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие цели стоят перед транспортными вузами на следующий год, корреспонденту «ТР» рассказал директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков.

– Константин Анатольевич, что стало для системы отраслевого образования главным вызовом в завершившемся учебном году? Как удалось с ним справиться?

– Главный вызов – это набор. Потому что он впервые осуществлялся в условиях пандемии. Да, прошлым летом мы наблюдали некоторый спад заболеваемости, что помогло приемной кампании. Однако проблемы все–таки возникали, ведь не все школы успели вовремя перестроиться, да и самим выпускникам было тяжело в таких условиях сдавать экзамены. Разумеется, здесь мы должны отметить, что вся система образования, не только ее отраслевая часть, оказалась перед вызовом. Тем не менее план приема был выполнен в полном объеме, даже лучше, чем ожидалось, – желающих было больше, чем в 2019 году.

Важно понимать, что год был очень тяжелым и в финансовом плане, даже несмотря на то, что основные потери были компенсированы государством. Вузы были лишены определенных финансовых источников, поскольку, согласитесь, индексировать цены на образование в условиях, когда многие семьи остались без реальных доходов, было бы неправильно.

Однако были и интересные вызовы, одним из которых стало начало кампании по поступлению в вуз в дистанционном режиме. Еще в прошлом году РУТ, например, присоединился к реализации и тестированию супер–сервиса «Поступление в вуз онлайн»: практически 1500 заявок было обработано. Это важно, потому что грядущий прием будет осуществляться также с помощью данной системы. Разумеется, это не значит, что традиционный формат будет недоступен – подать документы в вуз очно по–прежнему можно. В этом году в РУТе полностью реконструировано помещение приемной комиссии. Это суперсовременный и удобный центр по предоставлению услуги поступающим. Однако введение возможности дистанционной подачи – это проведение курса на цифровизацию государственных услуг, который определяет Правительство России.

На ваш взгляд, как пандемия повлияла на качество обучения? Поменялось ли отношение к самой возможности получения образования дистанционно?

– Сейчас с уверенностью можно говорить, что экзамен на прочность пройден, вузы готовы к онлайн–занятиям. Конечно, если в этом есть необходимость. Но хотелось бы отметить то, о чем я уже неоднократно говорил: все–таки пандемия показала, что виртуальный курс не может полностью заменить живое общение. Студентам важно видеть личностный пример педагога, его харизму. Мощные педагогические кадры – это одна из наших сильных сторон. Подобные наблюдения подтверждаются и недавней встречей студентов РУТа с министром транспорта РФ. После нее я интересовался у студентов: чего им бы хотелось еще. Многие из них отметили, что были бы рады прослушать лекцию, узнать мнение министра по наиболее актуальным темам. Это лишний раз доказывает, что в университет приходят не только за знаниями, но и за опытом конкретных педагогов, личностей. Передать его в онлайне, на мой взгляд, затруднительно.

Важно понимать, что одна из главных отличительных черт отраслевого образования – практико-ориентированность. Поэтому я уверен, что традиционные форматы не только важны, но и никуда не уйдут из системы образования. По крайней мере в транспортных вузах, где большая часть дисциплин тесно сопряжена с практикой, с работой на тренажерах. Мы готовим профориентированных специалистов.

При этом в цифровом формате образования мы одни из лучших. На сегодняшний день в информационной системе РУТа зарегистрированы свыше 45 тыс. студентов и более 3800 сотрудников. В день информационной системой университета обрабатываются почти 100 тыс. входов, почти 20 тыс. одновременно работающих пользователей. Хотелось бы отметить это, так как виден результат колоссальной работы по наращиванию сетевых ресурсов.

Относительно оценки качества – здесь могут быть только отдаленные последствия. Пока мы видим, что все зачеты, экзамены сдаются. Проблем с успеваемостью не наблюдается. Но я думаю, что в целом по системе образования результаты будут не совсем идеальными. На мой взгляд, это вынужденная ситуация и очень важно, чтобы жизнь нам позволила быстрее вернуться к офлайн–формату. Учитывая нашу отраслевую специфичность – большое число часов практики, тренажерной подготовки – формат полного онлайна просто не отвечает конвенционным и отраслевым требованиям.

– Как вы считаете, дистанционные образовательные технологии, активно применяемые в прошедшем году в силу обстоятельств, будут также активно использоваться в новом учебном году?

– Зависит от эпидемиологической ситуации. В любом случае РУТ, например, уверенно ответил на вызовы периода введения ограничительных мер, внимательно изучил разнообразные практики в области дистанционного образования и успешно внедрил лучшие технологии в свою деятельность. Применение дистанционных образовательных технологий возможно преимущественно в качестве дополнительного источника знаний. Все–таки смысл университета – в среде.

Минтранс России стал учредителем РУТа ровно 5 лет назад. Этот процесс всегда вызывал некоторые споры, мы неоднократно, даже сегодня, слышим вопросы о том, что же стало лучше за эти годы. На мой взгляд, результаты просто очевидны. Помимо качественного улучшения уровня образования (все рейтинги и показатели за последние пять лет идут вверх), приведено в порядок то, к чему не прикасались многие годы: мы полностью модернизировали поликлинику, музей, Дом молодежи, ряд учебных корпусов, инженерные сети, общежития. Завершили создание первого детского технопарка в РУТе. В этом году будет осуществлен первый набор в Академию водного транспорта в составе РУТа. Идет проектирование специализированного учебного судна класса река–море, оснащенного научно–лабораторной базой. Потребность в учебных судах – не менее пяти единиц. Планируем, что в дальнейшем проект станет типовым.

Все это мы делаем с одной целью – создать комфортную среду для студентов, которые должны чувствовать себя частью отраслевой семьи.

Компании–партнеры регулярно инвестируют в развитие вузов. Огромная благодарность компании «РЖД», которая системно развивает и вкладывает средства в лабораторную, учебную и спортивную базу железнодорожных вузов. Много помогает Совкомфлот.

– Планируется ли расширение спектра образовательных программ, модулей, появление новых дисциплин, которые сейчас не представлены в системе отраслевого образования?

– Это непрерывный процесс. Важно, что вузы постоянно расширяют спектр своих программ. Система отраслевого образования научилась меняться в ответ на вызовы времени и запрос работодателей.

Сегодня актуальны образовательные программы в области использования технологий больших данных и цифрового моделирования транспортной инфраструктуры, создания интеллектуальных транспортных систем, развития новых решений для агломераций и мегаполисов, организации высокоскоростного движения. Сегодня каждый выпускник транспортного вуза должен свободно владеть всем спектром цифровых технологий.

В то же время мы не забываем о фундаментальных основах. Сейчас во всех транспортных вузах будет вводиться курс истории транспорта. Разумеется, в той или иной степени он есть и читается для первокурсников. Но в каждом вузе преподают исходя из отраслевой направленности. Новый курс – единый для всех.

Минтрансом России совместно с Минобрнауки России успешно проводится работа по выделению отдельной области образования «Транспорт». Это даст дальнейшее развитие подготовке кадров именно для транспортного комплекса.

Тип автономного учреждения, в который перешел РУТ, остается актуальным для всех транспортных вузов. Он позволяет участвовать в управлении работодателям, обеспечивать большую прозрачность финансовой деятельности, открывает новые финансовые механизмы, дает больше свободы вузу. На мой взгляд, если не сделать этого сейчас, то уже к 2030 году некоторые отраслевые университеты просто не смогут выдержать конкуренции.

Помимо этого, важно понимать, что озвученные мероприятия помогут вузу войти в те или иные рейтинги, отметка в которых положительно скажется на престиже университета в целом. В частности, в начале 2021 года на совещании министра транспорта РФ с ректорами отраслевых вузов поднимался вопрос о необходимости повышения уровня публикационной активности, развития новых и совершенствования существующих образовательных программ. Цель на ближайшие годы – попасть в мировые рейтинги.

Например, сейчас есть программа стратегического академического лидерства, победители которой смогут получить на развитие вуза 100 млн руб. Описанные мероприятия в том числе помогут лучше соответствовать требованиям подобных программ, а значит, увеличат шансы каждого вуза получить соответствующие гранты. Это интересный вызов для вузов, помогающий понять, способны ли они справиться с требованиями времени, удержать свои позиции. Если да – отлично. Если нет, то следует задуматься об объединении, модернизации университетского менеджмента и только после этого о создании принципиально новых направлений подготовки. Надеемся, мы сможем найти союзников в решении этого вопроса, а транспортные вузы сделают шаг в сторону создания единого транспортного университета. Это не вопрос поглощения, ликвидации. Это вопрос о союзах, о создании более жизнеспособной модели. Хороший пример – Академия водного транспорта, которая в случае непринятия решения о присоединении к РУТу просто не справилась бы с поставленными задачами, вызовами времени. За то, что было принято такое решение, мы очень благодарны совету ветеранов и Росморречфлоту.

– Планируется ли изменение соотношения бюджетных и платных мест на каких–либо направлениях подготовки?

– В РУТе наращивается количество бюджетных мест, но в целом соотношение бюджетных и внебюджетных студентов останется сбалансированным. Примерно 40% от общего количества мест отдано под бюджет, остальные предусматривают возмещение затрат.

Хотелось бы отметить, что мы понимаем, что и потенциальным студентам не всегда под силу оплатить обучение, особенно в текущих условиях. Поэтому в будущем году мы не планируем повышать цены на обучение в связи со сложившимися обстоятельствами и общей системной позицией.

– В прошедшем учебном году было уделено большое внимание целевым программам обучения. Традиционные партнеры вузов сохранили свои позиции, но интересно, будет ли расширение потенциальных компаний – заказчиков кадров?

– На сегодняшний день в РУТе обучается достаточное количество студентов–целевиков. В 2020 году их число увеличилось: были приняты на обучение более 1100 студентов. Традиционно примерно 90% из них были направлены ОАО «РЖД» – одним из главных партнеров отраслевых вузов. Однако и другие транспортные компании нередко выступают заказчиками кадров.

Отмечу, что в 2021 году была принята Концепция подготовки кадров до 2035 года, которая закрепляет все подходы к обучению отраслевых специалистов на уровне Правительства России. Ни одна отрасль не имеет такого документа. С его помощью мы закрепили положения, к реализации которых вузы должны стремиться. В том числе ожидается, что данный документ окажет положительное влияние и на увеличение количества мест целевого приема, а также заинтересованных в такой подготовке компаний. Мы в этом плане открыты для любых предложений.

– Какие, на ваш взгляд, приоритетные цели предстоит решать транспортным вузам в новом учебном году?

– Я бы разделил их на несколько направлений. Во–первых, есть конкретные задачи, связанные с образовательным процессом. Сегодня мы вынуждены признать, что картина по удовлетворенности студентов качеством образования не всегда однородна – мы это видим и ситуацию отслеживаем. В этой связи развитие и полноценный запуск портала транспортного образования, который создал РУТ в текущем году, приобретает особую актуальность. Там должны появиться все презентации, методические материалы, записи лекций, семинаров, чтобы любой студент имел к содержимому портала неограниченный доступ. При этом важно понимать, что РУТ может администрировать площадку, но участие в проекте желательно принимать всем отраслевым университетам.

Во–вторых, важно помнить и об инфраструктурных задачах, о которых мы говорили ранее. Необходимо, чтобы все эти обсуждения были в повестке, чтобы о них постоянно помнили и, важнее всего, чтобы их осуществляли. Сейчас в том же РУТе мы проводим модернизацию, которая позволит нам до 2030 года отложить вопросы решения инфраструктурных проблем и заняться решением более актуальных для современного отраслевого образования задач.

Третьим приоритетом выступает необходимость открытий и инноваций. В моем понимании вуз должен давать конкретные результаты, которые отрасль сможет применить на практике. Важно постепенно, но все–таки неизменно достигать новых высот.

– Важной частью студенческой жизни остаются внеучебные мероприятия. Несмотря на пандемию и внесенные ей коррективы, творческая жизнь университетов не останавливалась. Какие из проведенных мероприятий вы бы отметили, как знаковые?

– К сожалению, прошедший год был несколько потерянным в этом отношении. Но несмотря на сложившиеся обстоятельства, только в РУТе были проведены более 150 молодежных мероприятий за прошедший учебный год.

Для Минтранса России значимыми событиями всегда будут спартакиада и фестиваль «ТранспАрт», которые, надеемся, в грядущем учебном году все–таки состоятся. Обещаем, что к привычным номинациям добавятся новые, связанные с цифровыми технологиями, популярными социальными сетями.

– В этом году исполняется 125 лет РУТу. Наверное, это будет праздником не только МИИТа, но и всего транспортного образования?

– РУТ действительно запланировал масштабные мероприятия, приуроченные к празднованию. Однако в системе отраслевого образования есть вузы как старше, так и младше РУТа. В этом году 70 лет отметил СГУВТ, 50 лет – МГТУ ГА, планируется 65–летний юбилей УрГУПСа.

На мой взгляд, 125 лет – это хороший повод для своеобразного осознания собственных амбиций, возможностей. Как мне кажется, у РУТа есть понимание собственного происхождения, сильных сторон, но нужно использовать крупные даты в том числе и для масштабной работы над собой. Ведь важно не только достигнуть каких–то высот, но и удержать соответствующие показатели. Чем, я уверен, займется университет в ближайшее время.

Безусловно, юбилей – это и дань благодарности предшественникам, но нас все–таки больше должен волновать завтрашний день. В частности, в дни празднования юбилея университета будет проходить форум транспортного образования, где в том числе будет обсуждаться упомянутая концепция подготовки кадров. Мне кажется, это хороший повод и отметить праздник, и показать, что университет развивается, готов к новым свершениям и по праву может считаться головным и ведущим отраслевым вузом.

Беседу вела Елизавета КАРПОВА, обозреватель «ТР»

 


просмотры:

1335

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться