Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Возвращение в родную гавань

 |  Образование

Академия водного транспорта ждет мотивированных абитуриентов

Специфика транспортной отрасли диктует свои условия для профильных образовательных организаций. Выпускники таких учреждений должны обладать всеми компетенциями, которые потенциально потребуются им в рамках выполнения профессиональных обязанностей, в том числе и теми, которые не относятся напрямую к их профилю. Университеты охотно отвечают на вызов времени и стремятся открывать структурные подразделения, которые эффективно справятся с подобными задачами.

Так, в 2019 году в структуре Российского университета транспорта появилась Академия водного транспорта. В этом вузе богатые традиции и опыт подготовки профильных специалистов. В настоящее время академия обеспечивает высокий уровень высшего профессионального образования, совмещенный с инновационным подходом и передовыми научными достижениями, а также с программами развития не только водного, но и других видов транспорта.

О том, какие планы стоят перед руководством академии, в каком состоянии находится учебно–тренажерная база и с какими отраслевыми компаниями уже существует налаженная связь, корреспонденту «ТР» рассказал директор Академии водного транспорта Алексей ВОЛОДИН.

– Алексей Борисович, какие глобальные задачи и цели ставятся перед академией?

– Наш вуз интегрирован в систему РУТа. Задачи и цели ставятся в соответствии с Транспортной cтратегией Российской Федерации и Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса, утвержденной Правительством РФ. Мы идем в фарватере этих решений, и главной целью нашей работы является обеспечение транспортных компаний высококвалифицированными кадрами. В части подготовки речников и моряков – это неукоснительное выполнение национальных и международных требований ИМО, создание условий для реализации образовательного процесса, наличие современных тренажеров и квалифицированных инструкторов. Мы не только реализуем текущие потребности, но и смотрим вперед, так сказать, «за горизонт», учитывая новые тенденции, и формируем компетенции для технологического развития отрасли в будущем.

Основной задачей для нас сейчас является внедрение новых образовательных программ, ориентированных как на современные потребности транспортной отрасли, так и на формирование базы лучших учебных практик. Еще одно важное направление работы – укрепление сотрудничества с будущими работодателями наших выпускников.

Ректор Российского университета транспорта Александр Климов ставит перед нами задачи по формированию перспективных моделей обучения, он увидел потенциал нашей академии и оказывает нам всестороннюю поддержку.

– По каким направлениям подготовки будет осуществляться набор уже в этом году? Какие планируется открывать в дальнейшем?

– Необходимо сказать несколько слов о специфике нашего учебного заведения. Водный транспорт – это не только морская стихия, его эффективное функционирование невозможно без наличия береговой инфраструктуры. Поэтому академия готовит специалистов и береговых, и плавательных специальностей. Всего у нас 7 кафедр и 11 направлений подготовки на высшем образовании и 4 специальности СПО.

Академия – структурное подразделение, состоящее из двух ступеней: среднего профессионального обучения и высшего образования.

Колледж академии имени министра речного флота Л.В. Багрова в этом году осуществляет прием абитуриентов на базе 9 классов по двум направлениям подготовки: «Организация перевозок и управление на водном транспорте» и «Судовождение». Колледж ориентирован на удовлетворение потребностей в квалифицированных специалистах среднего звена для Московско–Окского бассейна.

Наша академия – единственное в Московском регионе высшее учебное заведение, занимающееся подготовкой специалистов в области водного транспорта. В 2021 году мы открыли набор по следующим профилям подготовки на высшее образование: «Гидротехническое строительство», «Организация перевозок и управление на водном транспорте», «Международная морская логистика», «Подъемно–транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование», «Технологическое проектирование портов и транспортных терминалов».

5 1

Поскольку создание Академии водного транспорта в составе РУТа означало введение новых специальностей и направлений подготовки, то по законодательству необходимо было получить лицензию и аккредитацию для осуществления новых видов образовательной деятельности. Лицензирование новых специальностей, особенно плавательных, довольно трудоемкий процесс и занимает много времени. Наша академия успешно прошла все процедуры, включая признание Минтранса России в части подготовки членов экипажей морских судов, и в следующем году мы откроем полноценный набор.

В академии мы не только восстановим прежний набор специальностей и направлений подготовки (как плавательных, так и береговых), но и добавим новые. Например, у нас появятся актуальные профили подготовки: «Автоматика автономных судов», «Проектирование и постройка судов, объектов океанотехники», а также «Проектирование, строительство и эксплуатация водных путей и гидротехнических сооружений». Ребята будут обучаться по расчетным специализированным программам, изучать графические пакеты 3D–моделирования, познакомятся с современными техниками и технологиями, в том числе с роботизацией и автоматизацией.

– Все–таки РУТ у многих ассоциируется прежде всего с железнодорожным транспортом. Есть ли план по своеобразному ребрендингу университета, усилению его позиционирования в части подготовки кадров для водного транспорта?

– Программа развития университета реализуется постоянно. Из Московского института инженеров транспорта он стал Российским университетом транспорта. Права учредителя перешли из Росжелдора в Министерство транспорта РФ. И сегодня уже РУТ ведет подготовку не только инженеров–железнодорожников, но и логистов, строителей, менеджеров–международников, специалистов по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, медиков и юристов, специалистов в области информационных технологий, появились разные и во многом универсальные транспортные профессии.

Моряки органично вписались в структуру университета, стали частью большой семьи МИИТа, активно принимают участие в мероприятиях, проводимых университетом. Спектр этих мероприятий широк – от волонтерской и общественной работы, проведения различных выставок, специализированных форумов до развития активности обучающихся и создания образовательной среды. Этому способствуют различные олимпиады, конкурсы, специальные системы развития карьеры, например, участие в чемпионатах компетенций по стандартам «Ворлдскиллс Россия». В технопарке РУТа в ближайшее время планируется открытие тематических павильонов, в том числе и павильона Академии водного транспорта по моделированию судов и беспилотной навигации.

На базе академии создан детско–юношеский клуб юных моряков, в котором школьники московских школ постигают азы морской профессии, получают начальные знания по навигации и устройству судна. В настоящее время клуб насчитывает порядка 40 школьников из разных районов Москвы. Мы являемся участником проекта «Кадетский класс в московской школе» по направлению «Военно–морской флот» департамента образования Москвы. В феврале – мае в этом проекте приняли участие 230 кадетов московских школ. Как правило, такие мероприятия приносят свои плоды. Количество абитуриентов, желающих поступать именно к нам, растет.

Помимо этого, в университете хорошая спортивная база, причем все секции доступны любому обучающемуся, независимо от того, в каком структурном подразделении он учится. В академии сформированы парусная школа и команда по парусному спорту, мы планируем развивать это направление. Как видите, движение идет полным ходом. Не зря девиз нашего университета: «Мы создаем движение».

– Поговорим о педагогическом составе. Подготовка будет осуществляться силами преподавателей бывшего МГАВТа, сотрудниками РУТа? Планируется ли привлечение лекторов других российских вузов, из отрасли, действующих работников?

– Один из принципов РУТа: «Лучшее образование для лучших студентов». Находясь в структуре крупного образовательного учреждения, мы, конечно же, пользуемся всеми ресурсами, в том числе и квалифицированным профессорско–преподавательским составом. Например, общеобразовательную подготовку осуществляют преподаватели другого структурного подразделения университета – Академии базовой подготовки. Все они имеют научные степени.

Специфика нашего вуза требует наличия квалифицированных педагогических кадров. Привлечение действующих работников для освоения профессиональных дисциплин – непременное условие системы менеджмента качества и требования российского законодательства, и оно выполняется нами неукоснительно. В числе наших преподавателей действующие капитаны, механики, руководители и представители различных предприятий отрасли, в которых обучающиеся в том числе проходят практику.

– Есть ли уже сейчас какие–либо договоренности с отраслевыми компаниями, в которых в дальнейшем смогут работать выпускники академии?

– Проблем с трудоустройством у наших выпускников нет. Как правило, они трудоустраиваются в предприятия отрасли, судоходные компании, в том числе и международные. Транспортники – профессия глобальная. Вы можете жить в одном городе, а работать в другом. Кроме того, у нас много иногородних курсантов, которые после обучения возвращаются в родные края. Несмотря на то, что у нас заключены соглашения со многими организациями, мы постоянно работаем над расширением базы практик, включая все больше отраслевых и региональных компаний. Стремимся поддерживать высокий уровень, задачу по достижению которого ставит перед нами Министерство транспорта РФ.

– Есть ли среди задач коллектива и руководства академии и РУТа планы по популяризации водного транспорта, что в дальнейшем поможет реализовать идею о превращении реки Москвы в транспортную артерию столицы, а водного транспорта – в общественный вид? Планирует ли РУТ стать своеобразным драйвером развития данного направления?

– Мы планируем расширять спектр взаимодействия с правительством Москвы по развитию внутреннего водного транспорта в черте столицы. Считаем целесообразным использовать возможности речного транспорта, поскольку внутренний водный транспорт имеет огромные резервы и возможности. Но, чтобы ввести его в систему городского транспорта, необходимо реализовать ряд мероприятий по развитию береговой инфраструктуры и разработать сеть удобных для горожан маршрутов. На мой взгляд, водный транспорт, несомненно, стал бы украшением города: он экологичен, удобен и красив.

– В каком состоянии учебно–тренажерные центры? Есть ли сейчас и планируется ли установка оборудования, соответствующего стандартам подготовки специалистов для водного транспорта?

– В Академии водного транспорта в 2020 году создан учебно–тренажерный центр, являющийся базой для обучающихся профильных направлений, а также для желающих повысить свою квалификацию. УТЦ имеет одобренную Морским регистром судоходства систему стандартов качества и все соответствующие свидетельства Федерального агентства морского и речного транспорта, а также укомплектованную базу современных тренажеров, соответствующую требованиям международных конвенций, предъявляемым к подготовке членов экипажей морских и речных судов. Учебно–тренажерный центр координирует вопросы практической подготовки, проводит технические экспертизы для судоходных компаний и портов столицы.

У нас есть дорожная карта по дальнейшему развитию этой инфраструктуры. Большие перспективы связаны с реализацией решений Правительства РФ по развитию МТК «Образцово», в рамках которого Академия водного транспорта получит новые учебно–тренажерные центры, планируется реконструкция учебного корпуса на Новоданиловской набережной с созданием современных учебных и лабораторных корпусов, общежитием для студентов и причалом для учебных судов. Сейчас ведется эскизная проработка, в ближайшее время уже начнутся проектные работы. Ориентировочные сроки реализации – 2024–2025 годы.

– Строительство учебного судна есть ли в планах, чем оно будет оснащено?

– Академией уже разработан эскизный проект учебного судна. Судно будет отвечать всем современным требованиям и не только даст возможность реализовать задачу практической подготовки плавсостава, но и позволит специалистам в смежных областях, например, гидротехникам и экологам, проводить на нем научные исследования и использовать его в качестве базы для экспериментов. Это судно станет своего рода «плавучим университетом» для многих специальностей. Планируется, что это будет первое судно из целой серии специализированных учебных судов для вузов системы Минтранса России.

– На ваш взгляд, как отразится на системе подготовки кадров для водного транспорта создание академии в составе РУТа и в принципе сама передача учебного заведения от ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова?

– Как я уже говорил, создание академии в составе Российского университета транспорта дает нам возможность привлекать преподавателей смежных дисциплин, а это очень эффективно для учебного процесса. На подготовке кадров для водного транспорта это сказывается следующим образом: наши студенты получают комплексное, качественное, всестороннее образование, знают особенности каждого вида транспорта, а не только профильного. Для работодателей это прекрасная возможность получить квалифицированные кадры, способные работать в условиях быстро меняющегося мира.

В этом году РУТу исполняется 125 лет. В самом начале становления вуза в его составе был водный факультет, где готовили гидротехников, путейцев и специалистов водного транспорта. На интеллектуальной базе этого факультета был сформирован Ленинградский институт инженеров водного транспорта. С ростом потребностей Московско–Окского бассейна в инженерах–эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли возникла необходимость создания Московского института инженеров водного транспорта (МИИВТ), позже переименованного в Московскую государственную академию водного транспорта.

Наша академия водного транспорта в составе обновленного РУТа создана в 2019 году на базе инфраструктуры МГАВТа – филиала ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова на основании решений Минтранса России и Росморречфлота. Можно сказать, что и этот корабль вернулся в родную гавань.

– По словам специалистов, уже в этом году российские беспилотные суда смогут получить официальный статус первого в мире морского автономного надводного флота. Как это отразится на планах по введению новых направлений подготовки и планирует ли академия участвовать в сопряженных с данным направлением мероприятиях?

– В соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ № ВС–23–р от 15.02.2021 РУТ (МИИТ) является экспериментальной площадкой по подготовке и эксплуатации автономных (безэкипажных) судов. В области судовождения вопросами электронной навигации занимается как раз АВТ.

В частности, в университете созданы два научно–образовательных центра. Один – по сопровождению инициатив Правительства Российской Федерации по продвижению беспилотных видов транспорта, которые работают по правовой составляющей на межгосударственном уровне. Второй – Научно–образовательный центр морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения, который занимается формированием технической политики и сопровождением экспериментов в этой области. В октябре в РУТе планируется проведение научно–практической конференции «Автономное судоходство», принять участие в которой мы приглашаем всех заинтересованных лиц.

– А планируется ли на базе вашего вуза разработка курсов повышения квалификации для уже действующих сотрудников водного транспорта? В части тех же безэкипажных перевозок и т. д.?

– Да, конечно. В нашем учебно–тренажерном центре можно пройти подготовку членов экипажей морских и речных судов в соответствии с требованиями международных конвенций, переподготовку и повышение квалификации, в том числе освоить специальные программы для командного состава. На самом деле университет реализует огромное количество дополнительных программ повышения квалификации в области транспортной безопасности, строительства, экономики, финансов, туризма и еще десятка различных направлений, по которым специалисты могут осваивать новые или смежные профессии.

В части автономных перевозок мы учитываем современные потребности транспортной отрасли. В процессе обучения используются современное оборудование и новые технологии, а с 2022 года в образовательные программы будут внедрены учебные модули по автономному (безэкипажному) судовождению. Наши выпускники будут ориентироваться в современных тенденциях по эксплуатации и управлению флотом и займут достойное место среди представителей отрасли.

Беседу вела  Елизавета КАРПОВА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться