Правительство РФ завершает подготовку нового национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». При его доработке необходимо установить целевые показатели, связанные с увеличением использования отечественных судов, а также включить мероприятия по подготовке кадров, актуализации образовательных программ и повышению эффективности обучения. Эти и другие поручения дал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», состоявшейся 20 августа.
Выступая на сессии, Михаил Мишустин констатировал, что одно из важных направлений развития транспортной сферы – строительство судов различного назначения, морской техники и соответствующего комплектующего оборудования.
«Россия усилит работу по формированию гражданского флота, который будет способен решать весь объем задач, в том числе обеспечивать вывоз экспортных грузов», – подчеркнул Председатель Правительства РФ.
Для достижения этой цели в национальном проекте должен быть пересмотрен в сторону увеличения показатель доли отечественных морских и речных судов по сравнению с иностранными. Речь идет о соотношении, которое должно сложиться к 2030 году. Этой работой займутся сразу несколько ведомств, среди которых Минпромторг, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин России, госкорпорации
«Ростех» и «Росатом».
Еще одно направление судостроения, которое, по словам Михаила Мишустина, находится в зоне особого внимания, – производство ледоколов для круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Госкорпорации «Росатом», Минпромторгу, Минфину России к 16 сентября 2024 года необходимо представить согласованные предложения по финансовой модели жизненного цикла для неатомных отечественных ледоколов. Среди них, в частности, должны быть предложения по обеспечению конкурентоспособного тарифа на новые неатомные ледоколы, а также предложения по выбору возможных производителей.
Отдельный блок поручений посвящен авиастроению. Так, Минпромторгу и государственной корпорации «Ростех» с учетом состоявшегося обсуждения нужно представить в правительство доклад о статусе работ по созданию и перспективам применения авиадвигателей
ПД–35.
Перед Минпромторгом, Минтрансом, Минэкономразвития и Минфином России поставлена задача к 16 сентября 2024 года представить предложения по актуализации модели субсидирования лизинговой ставки для воздушных судов.
Наряду с новыми судами и самолетами значительный импульс развитию территорий, по словам Председателя Правительства РФ, может придать производство инновационного транспорта. Для этого в национальный проект должны быть включены целевые показатели программ и инициатив социально–экономического развития, предусматривающие появление городского электрического общественного транспорта, а также гибридного и беспилотного транспорта. Речь, в частности, идет об инициативах социально–экономического развития «Электромобили и водородный автомобиль», «Автономное судовождение», «Беспилотные логистические коридоры». Этой работой поручено заняться целому ряду ведомств, в том числе Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину.
Достижение показателей нацпроекта невозможно без квалифицированных специалистов. По словам Михаила Мишустина, в течение следующих шести лет общая потребность промышленных предприятий составит около 150 тыс. человек, включая почти 75 тыс. сотрудников с высшим образованием. Для ответа на этот вызов в нацпроект должны быть включены мероприятия по ежегодному формированию отраслевого заказа на подготовку кадров, актуализации образовательных программ, открытию новых кафедр в вузах и обновлению лабораторной базы учебных заведений. Решение этих задач поручено в том числе Минобрнауки, Минпросвещения и Минтруду России.
Кроме того, Минобрнауки, Минпросвещения и Минпромторгу нужно подготовить предложения по увеличению контрольных цифр приема на инженерные специальности в вузах и колледжах.
Этим же министерствам при доработке нацпроекта необходимо включить в него мероприятия по налаживанию обратной связи со студентами. Это даст возможность для улучшения и доработки образовательных программ, по которым идет обучение.