Главное – согласованность во всех видах контрольно–надзорной деятельности.
В августе 2023 года завершилась административная реформа Ространснадзора, которая преобразовала 91 территориальное управление (ТУ) в 8 межрегиональных (МТУ), повысив при этом долю инспекторского состава на 565 человек. О том, как осуществлялся этот проект в конкретных условиях, рассказывает начальник МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу (ПФО) Виталий Недоконцев.
– В 2022 году завершена реорганизация территориальных управлений Ространснадзора в ПФО. 10 ноября прошлого года образовано МТУ. Безусловно, мы столкнулись в первую очередь с формированием кадрового потенциала на всех направлениях контрольно–надзорной деятельности. В момент образования МТУ ПФО штат государственных и гражданских служащих был укомплектован на 73%. Количество штатных должностей составляло 164 единицы, в том числе по видам надзора в процентном отношении был такой расклад: Госморречнадзор – 54%, Госжелдорнадзор – 55%, подразделение транспортной безопасности – 66%, Госавтодорнадзор – 84%, Госавианадзор – 85%. Для полноты картины стоит добавить, что отдел лицензирования и разрешительной деятельности имел 62%, отделы общего обеспечения (бухгалтерия и кадры) – 56%.
После проведенного анализа кадрового состава с целью повышения эффективности комплектования штата была организована работа с курирующими заместителями и начальниками территориальных отделов по всем направлениям деятельности о необходимости их непосредственного участия в подборе кандидатов. В рамках поставленных задач на регулярной основе были проведены встречи с выпускниками высших учебных заведений и со службами занятости, а также организована активная работа на сайтах подбора персонала. Заместитель начальника МТУ Ространснадзора и начальники территориальных отделов были включены в составы государственных аттестационных комиссий ведущих отраслевых вузов ПФО. Кроме того, с целью повышения эффективности работы инспекторского состава принято решение о перераспределении штатной численности управления по территориальности их нахождения с учетом концентрации объектов контроля и риска возможного возникновения аварийных ситуаций. По нашему мнению, данная мера послужила драйвером в вопросе подбора персонала, что позволило повысить качество госконтроля по всем видам надзора, частоту профилактических контрольно–надзорных мероприятий (КНП), снизить командировочные расходы.
На сегодняшний день планируется увеличение инспекторского состава Госавианадзора с местами дислокации в Перми, Нижнем Новгороде и Уфе. По такому же принципу проведено перераспределение в Госморречнадзоре – Уфа, Самара, Пермь. В Госжелдорнадзоре в качестве мотивирующего фактора предусмотрено изменение должностей государственных и гражданских служащих – с должности госинспектора на старшего госинспектора.
Данные меры позволили сформировать штат сотрудников МТУ и сократить количество вакантных должностей с 164 до 57. Фактически с декабря прошлого года приняты на службу 130 человек и 52 – младшего обслуживающего персонала. В итоге на начало осени укомплектованность управления составляет 90%. По видам надзора ситуация выглядит так: у авиаторов – 96%, у автодорожников – 94%, у железнодорожников – 85%, у Госморречнадзора – 72%. Отдел лицензирования и разрешительной деятельности укомплектован на 100%.
Свою эффективность показала вновь созданная структура МТУ Ространснадзора по ПФО, разработанная в центральном аппарате службы и утвержденная ее руководителем. Согласованные действия всех видов надзора дают положительные результаты. Так, например, при организации совместных мероприятий Госморречнадзора и их коллег – автодорожников в Казани удалось пресечь незаконную деятельность причала, на котором незаконно велись разгрузка и погрузка щебня.
В МТУ по ПФО кардинально изменились подходы по всем направлениям контрольно–надзорной деятельности. Работа инспекторского состава приводится к единообразию и направлена на достижение результата. Основные усилия в этом году были направлены на повышение эффективности контроля и надзора по всем видам транспорта. Снижение количества контрольно–надзорных мероприятий (КНМ) плановых и внеплановых проверок в связи с продлением действия постановления Правительства РФ № 336 не повлияло на уровень контроля на всех видах транспорта. Например, за восемь месяцев этого года Госавтодорнадзором проведено 4696 контрольно–надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, что в 3,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Особое внимание уделяется профилактической работе. За истекший период проведено 33 тыс. подобных мероприятий – это в три раза превышает аналогичные показатели за прошлый год. Показатель эффективности профилактической работы инспекторского состава – это снижение количества ДТП и тяжести их последствий. У Госавианадзора количество профилактических мероприятий увеличилось в семь раз (2022 г. – 236, 2023 г. – 1676). На 38% выросло количество вынесенных постановлений. Это привело к увеличению суммы наложенных штрафов на 62%.
При таком значительном росте административной практики процент взыскиваемости не только не упал, а вырос до 96%. За истекший период этого года на территории ПФО произошло два авиационных происшествия, как и годом ранее. Но количество погибших сократилось до нуля.
Инспекторским составом, осуществляющим функции по надзору в сфере железнодорожного транспорта, за озвученный срок проведено 464 КНП, а это в 2,4 раза больше прошлогоднего. По линии Госжелдорнадзора также идет снижение аварийности. За восемь месяцев 2023 года произошел 31 случай схода подвижного состава, что на 25% меньше прошлогоднего показателя. При этом крушений и аварий не допущено. Хорошо показал себя и инспекторский состав, осуществляющий контроль и надзор в сфере транспортной безопасности. Количество КНМ увеличилось в 2,3 раза, а актов незаконного вмешательства уменьшилось в 2,5 раза.
Свою эффективность показал и вновь сформированный отдел общего обеспечения. Отделом профилактики коррупционных и других правонарушений на постоянной основе проводятся мероприятия с выездом в территориальные отделы МТУ. Регулярно функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и гражданских служащих, регулируя конфликты интересов. Рассмотрены четыре уведомления от вышеназванных сотрудников по фактам обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений.
По этим данным правоохранительными органами заведены уголовные дела.
Отделом режима мобилизационной подготовки и гражданской обороны проведена работа по бронированию личного состава, разработаны планы по ГО и определены места эвакуации. Необходимо отметить, что ранее эти проблемы решались отделами госслужбы и кадров, зачастую по остаточному принципу. Отделом материально–ресурсного обеспечения в целях рационального расхода бюджетных средств проделан немалый труд по максимально возможному объединению конкурентных процедур на аналогичные товары, работы, услуги для всего ПФО. Так, решая задачу минимизации количества контрактов и перераспределения ассигнований для более эффективного расходования бюджетных средств, всю административно–хозяйственную деятельность в МТУ проводят централизованно. Закупки делаются не только на текущий финансовый год, но и на последующие плановые периоды. К примеру, осуществлен анализ расходов на услуги связи. Вместо 48 контрактов, заключенных на первое полугодие 2023 года на услуги связи и Интернета, осуществлена общая закупка и заключено всего два контракта на второе полугодие и на последующий финансовый год. По такому же принципу запущены процедуры централизованных закупок форменной одежды, почтовых услуг, ГСМ и т.д.
Экономия средств федерального бюджета прогнозируется в размере 1 млн 596 тыс. руб.
Следует также отметить, что МТУ ведется работа по оптимизации наличия имущества, расходов на его содержание и подготовки документов для передачи и списания неликвида. Здесь планируется экономия в 1 млн 486 тыс. руб. по текущему году.
В заключение хотелось бы отметить, что, невзирая на столь непродолжительное время работы, МТУ Ространснадзора по ПФО, созданным по принципу федеральных округов, достигнуты положительные результаты как в контрольно–надзорной, так и в хозяйственной деятельности. Кроме того, работа всех территориальных отделов по всем видам транспорта синхронизируется с возможностью оперативного принятия управленческих решений, особенно по приоритетным задачам, стоящим перед службой.
Записал Виктор ДМИТРИЕВ.
Фото: freepik
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.