5 основных изменений для водителей в 2024 году.
Год назад в ПДД внесли несколько серьезных поправок. Определили правила использования электросамокатов, по–новому начали регулировать проезд на перекрестке с круговым движением и наносить разметку в зоне платной и бесплатной парковок. Кроме того, появились два новых дорожных знака: зарядки для электромобилей и запрета движения автобусов. Начали применяться новые правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения.
2024 год тоже готовит для автомобилистов много нововведений. Прежде всего, они касаются процедуры получения водительского удостоверения, штрафов за неоплату проезда по платным дорогам и полисов ОСАГО. Мы проанализировали принятые нормативные акты, а также проекты и подготовили краткий обзор основных изменений.
На три года продлено действие водительских удостоверений, которые истекают в 2024 и 2025 годах. Соответствующая поправка вступила в силу с 28 декабря 2023 года. За заменой водителям потребуется обратиться в Госавтоинспекцию в 2027 и 2028 годах, но при желании новые водительские права можно будет получить и раньше. Данная возможность предоставляется не только гражданам, которые используют транспорт в личных целях, но и тем, кому он нужен в рамках трудовой и предпринимательской деятельности. Вносить какие–либо дополнительные изменения не потребуется.
Напомним: изначально данная мера действовала только в отношении удостоверений, которые истекали в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Позже МВД России и Минэкономразвития России приняли решение ее расширить. На практике же все еще остается неясным вопрос о возможности повторного продления удостоверения в случае, когда его срок уже продлевали на три года в 2022 году. Полагаем, что в п. 5 приложения № 14 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года № 353 все–таки идет речь об однократном продлении. Пока каких–либо официальных разъяснений на этот счет нет. Возможно, они появятся позже.
Автовладельцы могут заключать краткосрочные договоры ОСАГО
С 2 марта 2024 года срок договора ОСАГО может составлять от одного дня до трех месяцев. По общему правилу договор будет вступать в силу по истечении трех дней после предоставления страховщику всех документов. Но при необходимости стороны смогут указать и более короткий срок. Предполагается, что такой вид полисов станет востребован автовладельцами, редко использующими машины. Страховщики обязаны будут использовать понижающий коэффициент к страховым тарифам. С ними страхователи смогут ознакомиться на сайте страховых компаний. Конкретное значение этих коэффициентов страховщики будут устанавливать самостоятельно в зависимости от срока действия договора, особенностей ситуации, для которой оформляется полис, а также характеристик водителя. Отметим, что Банк России уже подготовил соответствующие поправки в Указание Банка России от 8 декабря 2021 года № 6007–У, а также разработал новые правила ОСАГО.
В новых регионах до 31 декабря 2024 года не применяется законодательство РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС. При этом при выезде за пределы этих субъектов полис ОСАГО все–таки потребуется. Напомним: до 1 января 2026 года для граждан, которые постоянно проживали в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях на день их принятия в состав России либо ранее постоянно проживали на этих территориях, но потом выехали в РФ, также действуют особенности регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений. Им для регистрации автомобиля не нужно предъявлять таможенные документы, уплачивать госпошлину и проходить техосмотр. А для получения удостоверения достаточно предъявить российский паспорт или вид на жительство, а также имеющееся водительское удостоверение. При этом сдавать экзамены, проходить медосвидетельствование и платить госпошлину так же не нужно.
Кроме того, до 1 октября 2024 года планируется запустить единую систему ОСАГО для России и Белоруссии. 19 июня 2023 года состоялось заседание сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, в рамках которого российские и белорусские депутаты приняли проект модельного законодательного акта «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства». Также в ноябре прошлого года Минфин России подготовил соответствующие поправки в закон об ОСАГО, законопроект уже прошел этапы публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Проекты других нормативных правовых актов, направленных на запуск единой системы, тоже уже согласованы.
С 1 апреля 2024 года изменился порядок сдачи на права
В первую очередь с этой даты будет уточнен перечень маневров при сдаче практических экзаменов. Так, на категории А и М и подкатегории А1 вместо передвижения мотоцикла задним ходом без включения двигателя и установки в место стоянки придется сдавать проезд по «колейной доске». Кандидату в водители необходимо будет проехать в искусственной колее, остановиться перед линией «СТОП», включить нейтральную передачу (при выполнении упражнения на ТС с механической коробкой переключения передач), поднять левую руку, после чего выехать из зоны выполнения упражнения. Для категории В из упражнений исключено начало движения и остановка на спуске, а обгон и опережение будут выполняться только при наличии возможности.
Кроме того, с 1 апреля прийти на четвертую и последующие пересдачи можно будет не ранее чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Сейчас этот срок составляет не ранее 1 и не позднее 3 месяцев.
Изменятся и правила допуска к экзаменам. Его не получат граждане:
– лишенные прав на управление ТС;
– не выполнившие условий возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
– подвергнутые административному наказанию за езду в пьяном виде, а также за невыполнение требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения или о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, и не имеющие водительских прав или лишенные их (такие лица не получат допуска в течение года с момента исполнения постановления);
– лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением ТС.
Кроме того, водители будут допускаться к управлению ТС категории D и подкатегории D1 только при наличии стажа управления ТС категории B или С или подкатегории С1 или D1 не менее года. Сейчас требования об опыте нет, достаточно достичь 21 года.
Также появятся исчерпывающие перечни оснований для приостановки и прекращения проведения экзамена и выдачи удостоверений.
Основание приостановления экзамена и выдачи удостоверения
Истечение срока действия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя. Срок - ддо дня представления заявителем паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, срок действия которого не истек.
Истечение срока действия медицинского заключения. Срок - до дня представления заявителем нового медицинского заключения.
Неявка на экзамен. Срок - до дня проведения экзамена, назначенного должностным лицом подразделения Госавтоинспекции при личном обращении заявителя.
Неявка для получения водительского удостоверения, отказ от его получения или отказ фотографироваться при оформлении удостоверения. Срок - до дня личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции для фотографирования, оформления либо получения водительского удостоверения.
Неявка для представления оригиналов документов в назначенный день и время в случае подачи заявления через портал госуслуг. Срок - до личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции.
Проведение подразделением Госавтоинспекции проверки факта выдачи водительского удостоверения. Срок - до завершения проведения проверки.
В отношении заявителя сформировано решение о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата. Срок - до получения сведений о формировании в соответствующем реестре решения об отмене указанных временных мер
Для прекращения проведения экзаменов и выдачи удостоверений будут два оснований: смерть заявителя и выявление при проверке документов отсутствия факта выдачи водительского удостоверения (при его предоставлении).
Ожидается, что с апреля также увеличится сумма допустимых штрафных баллов при сдаче практического экзамена. МВД России разработало поправки в Административный регламент, утвержденные приказом МВД России от 20 февраля 2021 года № 80. Предполагается, что кандидатам в водители на ТС категорий В, С, D, ВЕ, СЕ и DE и подкатегорий С1, D1, С1Е и D1E можно будет набрать до 7 штрафных баллов (сейчас до 5 баллов). При этом отметим, что распределение баллов за нарушения хотят оставить прежним (приложение № 4 к Административному регламенту).
Иностранное удостоверение признается недействительным через год после получения вида на жительство или гражданства РФ.
С 1 апреля 2024 года иностранные граждане и лица без гражданства допускаются к управлению ТС на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений только в течение 1 года с даты получения вида на жительство либо гражданства РФ. Для граждан РФ, которые получили водительское удостоверение за рубежом и вернулись в Россию, такой срок составит 1 год с даты первого въезда в РФ. По истечении данного периода указанным лицам придется получать российское водительское удостоверение. Отметим, что для получения водительских прав на ТС категорий М, А, В и подкатегорий А1, В1 потребуется сдавать теоретический экзамен, учиться же заново в авто– или мотошколе не нужно. Для категорий С, D, СЕ, DЕ и подкатегорий С1, D1, С1Е, D1Е необходимо будет предоставить документ о прохождении обучения, а также сдать теоретический и практический экзамены. Медицинское освидетельствование же до сдачи экзаменов придется проходить всем.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства получил вид на жительство или приобрел гражданство РФ до 1 апреля 2024 года, то имеющиеся у них иностранные водительские удостоверения (срок действия которых не истек) признаются действительными до 1 апреля 2025 года. При этом до этой же даты выдача российских удостоверений указанным лицам будет производиться без сдачи экзаменов.
Отдельные условия предусмотрены для граждан РФ и граждан Республики Беларусь, получивших вид на жительство в РФ. На них, если у них есть белорусские водительские удостоверения, правило о действии иностранных национальных удостоверений в течение 1 года не распространяется. Кроме того, для данных граждан российские удостоверения будут выдаваться на основании белорусских без проведения экзаменов.
С 1 сентября 2024 года регионы смогут самостоятельно устанавливать штрафы за неоплату проезда по платным дорогам.
С этой даты положения ст. 12.21.4 КоАП будут распространяться только на платные дороги и участки федерального значения. В отношении же дорог и участков регионального, межмуниципального и местного значения субъекты РФ будут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Ряд положений КоАП РФ сохранит свое действие, если региональными законами будет предусмотрено использование автофиксации таких правонарушений. В частности, у водителей останется возможность оплатить штраф в размере 50%, когда оплата производится не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.
Кроме того, с 1 сентября 2024 года начнут действовать правила размещения дорожных камер. Так, в целях использования фото– и видеокамер для контроля за соблюдением ПДД они должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Порядок размещения камер определит Правительство РФ. Минтранс России уже подготовил соответствующий проект постановления. При этом отмечается, что информация о местах установки камер, а также маршрутах движения ТС с размещенными на них мобильными средствами фиксации будет в открытом доступе. Ознакомиться с ней можно будет на сайте МВД России.
В соответствии со ст. 22.1 закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ с осени стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации могут быть установлены только:
– на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных ТС в целях контроля за соблюдением ПДД;
– на аварийно опасных участках дорог;
– на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошли четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошли два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
– на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
– в местах, где ведутся работы по строительству, реконструкции, капремонту, ремонту дорог, а также когда требуется ограничение или прекращение движения;
– на пешеходных переходах;
– в местах, где запрещена стоянка или остановка;
– на перекрестках;
– в местах, определяемых при осуществлении контроля в области безопасности дорожного движения.
Зона контроля стационарных и передвижных средств фиксации будет начинаться на расстоянии не ближе 150–300 м от знака «Фотовидеофиксация», а в населенных пунктах – не раньше 100 м от знака «Начало населенного пункта».
Информация же, полученная с камер, которые не соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ и законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, не сможет быть использована для привлечения водителей к административной ответственности.
Александра СТРЕЛЬЦОВА