Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Торг неуместен

 |  Экономика

Правительство подготовило законопроект о введении единых требований к проведению торгов

Обзор

 

По поручению Президента России подготовлен ряд изменений в законодательство, которые вводят общие требования к организации торгов, касающихся участков недр, прав на аренду государственного или муниципального имущества, квот на вылов рыбы. Речь в том числе идет об унификации порядка их проведения в электронной форме. Решение позволит бизнесу экономить время и деньги, даст возможность привлечь больше заинтересованных участников, тем самым повысить уровень конкуренции и получить адекватную оценку ценности предмета торгов.
Кроме того, устанавливается обязанность организатора торгов заключить соглашение с занявшим второе место поставщиком, если выигравший поставщик откажется от его подписания.
Подготовленные поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлены на перевод обязательных в силу закона торгов в электронную форму по единым унифицированным правилам, упрощают и делают более прозрачным проведение торгов в самых разных сферах экономики, помогают присоединиться к ним всем желающим, вне зависимости от места их расположения или области деятельности.
Нововведения должны вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Единый порядок торгов не будет касаться работы концессий или государственно–частного партнерства и сохранит для предпринимателей существующий механизм защиты имущественных прав и сделанных инвестиций.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных актов. Многие из таких нормативных актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме. Указанное многообразие подходов и процедур существенно усложняет процесс проведения торгов (часто заинтересованным лицам сложно определить подлежащие применению нормы права при организации и участии в той или иной процедуре торгов), приводит к низкому уровню конкуренции на торгах и, как следствие, к уменьшению размера поступлений в бюджеты всех уровней финансовых средств от реализации имущества, а также к формированию неоднородной правоприменительной практики антимонопольных органов и судов.
Одной из основных задач обеспечения равного доступа к государственному и муниципальному имуществу, имущественным и иным правам для повышения доходов собственников от его реализации является введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах в единой цифровой среде.
Законопроект закрепляет основные положения о едином порядке проведения торгов: речь идет о принципах проведения торгов, единых сроках размещения извещения о проведении торгов, полномочиях организатора торгов и оператора электронной площадки, проведении торгов в электронной форме на электронных площадках, перечень которых определяется Правительством РФ, размещении извещений о проведении торгов на официальном сайте в интернете, определенном кабмином, заключении договора с участником торгов, занявшим второе место на торгах, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора, случаях, при которых торги признаются несостоявшимися, десяти-
дневном моратории на заключение договора по итогам торгов для обеспечения права заинтересованных лиц обжаловать результаты таких торгов, а также о ряде других норм.
Вот некоторые нововведения в проведении электронных торгов:
Преимущество для российских товаров. Во всех электронных процедурах цену участника, который предлагает поставить товар исключительно российского происхождения, снизят на 15% для сравнения с заявкой участника, предлагающего поставить иностранный товар. В «минусовых» процедурах, где участники предлагают заплатить заказчику за заключение контракта, будут увеличивать на 15% цену участника, предлагающего поставить исключительно товар российского происхождения. Если победителем станет участник, предложивший поставить товар российского происхождения, контракт подпишут с ним без учета снижения или увеличения ценового предложения. Ниже об этом подробнее.
Равные условия для стран ЕАЭС. Продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), будет приравниваться к российской, что обеспечит равные условия участия для поставщиков из этих стран.
Цифровизация закупок. С 1 апреля 2025 года заказчики будут обязаны заключать контракты с единственным поставщиком исключительно в электронном виде через Единую информационную систему (ЕИС). Это уменьшит количество бумажной документации и упростит процесс согласования и подписания договоров.
Отчетность о закупках российских товаров. С 2025 года заказчики будут обязаны отчитываться о закупках отечественных товаров в ЕИС до 1 февраля года, следующего за отчетным. Отчеты будут формироваться на основе данных из реестров договоров и контрактов, а требования к ним установит правительство.
Контроль за объемом финансирования. Теперь начнут проверять проекты соглашений об изменении госконтрактов на соответствие источника финансирования и непревышение предельных размеров авансирования.
Запрет на иностранное ПО. С 1 января 2025 года органам власти запретили использовать иностранные программы на значимых объектах критической информационной инфраструктуры.
Правительство РФ также предложило продлить на 2025 год действие порядка, регулирующего изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов в строительной сфере в случае возникновения форс–мажорных обстоятельств. Этот порядок позволяет корректировать контракты, если их выполнение становится невозможным по причинам, не зависящим от сторон.
Предложение касается государственных и муниципальных контрактов, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, сохранением объектов культурного наследия.
Согласно текущим правилам возможно изменение следующих условий: объема или видов работ, спецификации и типов оборудования, указанных в проектной документации.
Например, если из–за изменения рыночной ситуации или санкционных ограничений определенное оборудование становится недоступным, заказчик и подрядчик могут заменить его на аналогичное, согласовав изменения в рамках установленного порядка.
Механизм корректировки позволяет избежать срывов важных строительных проектов, связанных с социально значимыми объектами, и обеспечивает гибкость при реализации контрактов в условиях экономической нестабильности. Данный пункт особенно важен для организаций дорожно–строительного комплекса.
В 2025 году вносятся значительные изменения в национальный режим в закупках по 44–ФЗ и 223–ФЗ. Он станет унифицированным.
Национальный режим – это ряд ограничений и требований к иностранным товарам (работам, услугам) в закупках. Он введен для того, чтобы поддержать российских производителей и отечественную экономику.
С 1 января 2025 года правила стали едиными для двух закупочных законов. Это позволит упростить процесс осуществления закупок с применением национального режима и усилить контроль за участием в закупках импортной продукции.
В конце лета 2024–го опубликовали федеральный закон № 318 от 08.08.2024, который и внес соответствующие изменения в законодательство о госзакупках. Некоторые положения ФЗ вступили в силу с 1 октября 2024 года, но те, что касаются полноценного использования нового национального режима, – с 1 января 2025 года.
Что происходило с госзакупками до начала 2025–го: национальный режим регулировался разными постановлениями, приказами и другими нормативными актами, что усложняло процесс его применения. Для торгов по 44–ФЗ применялись 9 разных документов, регламентирующих применение нацрежима при закупке отдельных категорий товаров. В 223–ФЗ регламентов меньше, по сути это единственное постановление правительства. Именно поэтому было решено унифицировать правила для закупочных законов и привести их к единообразию.
С 1 января 2025 года применяется постановление правительства, которое будет регламентировать применение норм национального режима и в государственных (44–ФЗ), и в регламентированных (223–ФЗ) закупках.
Вот как выглядят варианты применения нового национального режима в госзакупках и закупках отдельных видов юридических лиц.
Новый регламент предусматривает три варианта применения национального режима. Зависимость применения этих вариантов напрямую привязана к товару (работе, услуге), закупка которого производится, в частности, к коду ОКПД 2 соответствующего товара (работы, услуги).
Вариант 1.
Может быть установлен запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Под эту норму подпадают 149 позиций товаров (работ, услуг).
Соответственно, при проведении закупки заказчик обязан установить запрет на поставку товара из иностранных государств. При этом в составе заявки можно предлагать заказчику только товар, выпущенный на территории стран, входящих в ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация). Заявки с предложением товаров, выпущенных на территории иных стран, подлежат отклонению. По сути, заказчик не имеет права приобрести товары из перечня, если они произведены на территории иностранного государства.
Вариант 2. Может быть установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, а также работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами.
На данный момент список включает в себя 452 позиции товаров (работ, услуг), подпадающих под данную норму.
Данный вариант допускает возможность приобретения товара (работы, услуги) из иностранного государства при условии отсутствия заявки с товаром ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация). Это так называемое правило «второй лишний». Работает оно просто. Если все поданные заявки соответствуют требованиям и во всех предлагается только иностранный товар, то допускаются все. При этом заказчик свободно заключает договор с победителем на поставку иностранного товара. Но если есть хотя бы одна заявка, содержащая предложение о поставке товара из ЕАЭС, то все заявки с иностранными товарами отклоняются и договор заключается на поставку товара, происходящего из ЕАЭС. Обязательным правилом применения схемы «второй лишний» является именно наличие хотя бы одной заявки, на 100% состоящей из товаров, выпущенных на территории ЕАЭС.
Вариант 3. Может быть установлено преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Данный вариант национального режима применяется при закупке всех остальных товаров (работ, услуг), не включенных в Перечни № 1 и № 2.
Перед закупкой заказчик проверяет код ОКПД 2 товара (работы, услуги), который он закупает, по двум перечням, указанным ранее. Если данного кода там нет, то применяет третий вариант.
Преимущество работает следующим образом. При оценке заявок, содержащих предложение о поставке товара из ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент в 15%. Только после этого цены заявок сравниваются. Таким образом, заявки с товарами из ЕАЭС становятся более выгодными по сравнению с иностранными. Но это делается только на этапе сравнения цен заявок. Договор же в любом случае заключается по цене, изначально предложенной в заявке.
Помимо применения того или иного варианта национального режима, новое постановление в том числе вводит и определенный перечень документов (информации), которыми будет подтверждаться страна происхождения товара (работы, услуги).
Изменения коснутся и отчетности. Так, появится обязанность размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров за 2025 и последующие годы до 1 февраля следующего года.
Новые правила применения национального режима будут действовать в тендерах, проводимых любыми способами: в конкурсах, запросах котировок и электронных аукционах.


Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук


просмотры:

372

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.