Россия и Вьетнам намерены укреплять кооперацию в области транспорта
Международное сотрудничество
Совместное коммюнике по итогам официального визита главы кабинета министров Михаила Мишустина в Социалистическую Республику Вьетнам, который состоялся накануне 75–летия установления дипломатических отношений между двумя странами (30 января 1950 года), содержит несколько пунктов, которые направлены на развитие сотрудничества в области транспорта.
Согласно документу, с удовлетворением констатируется, что возобновление прямых регулярных и чартерных авиарейсов способствовало увеличению туристических потоков между двумя странами. Стороны считают, что расширение географии и количества таких рейсов отвечает потребностям в обеспечении поездок граждан двух стран, а также приветствуют готовность профильных ведомств к обсуждению вопросов укрепления кооперации в области транспортного сообщения между двумя странами и развития транспортной системы Вьетнама.
Стороны подчеркнули универсальность и всеобъемлющий характер Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которая является правовой основой для деятельности на море и в океане, и отметили необходимость сохранения ее целостности. Стороны будут координировать действия в интересах обеспечения безопасности, свободы судоходства и воздушного сообщения, а также беспрепятственной коммерческой деятельности.
Стороны высказались за проявление сдержанности и неприменение силы или угрозы силой, урегулирование разногласий мирными средствами в соответствии с принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Поддерживают полную и эффективную реализацию Декларации о поведении сторон в Южно–Китайском море 2002 года и приветствуют усилия с целью скорейшей разработки субстантивного и применимого на практике кодекса поведения в Южно–Китайском море. Все это результат многолетней совместной работы.
Тесное сотрудничество между нашими странами имеет более чем полувековую историю: Советский Союз в свое время во многом способствовал становлению Вьетнама как суверенного государства, оказывая военную, экономическую помощь. Промышленность Вьетнама создавалась с нашей помощью, в советских вузах велась подготовка специалистов для всех отраслей.
Совместная деятельность России и Вьетнама продолжилась, но уже на новом уровне. Так, в 2015 году Вьетнам подписал соглашение о присоединении к зоне свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и стал первым государством АСЕАН, присоединившимся к возглавляемой Москвой группе. В мае 2025 года будет уже десять лет, как страны работают в рамках взаимовыгодного соглашения.
Во многом благодаря этому объем торговли между нашими странами вырос на 24% в 2024 году по сравнению с 2023 годом и составил 6,2 млрд долл. Объем значительный, хотя еще не достиг досанкционного уровня 2021 года (7,1 млрд руб.). В соответствии с соглашением средняя ставка импортного тарифа Вьетнама для стран ЕАЭС должна снизиться с 10 до 1%.
Что касается структуры двусторонней торговли, то среди продовольственных товаров из России, которые пользуются растущим спросом во Вьетнаме, – сгущенное молоко, мед, кондитерские и макаронные изделия, семечки и подсолнечное масло.
Кроме того, Россия является одним из важнейших экспортеров современного вооружения во Вьетнам, что делает страну крупнейшим покупателем российского оружия в Юго–Восточной Азии – около 70% вооружений Вьетнама поставляется из России. Вьетнам экспортирует в Россию ряд товаров, включая электронику, текстиль, сельскохозяйственную продукцию (кофе, перец, морепродукты) и обувь. Российский экспорт во Вьетнам в основном состоит из сырья, удобрений, машин и энергоносителей.
До пандемии Россия занимала 26–е место среди крупнейших иностранных инвесторов Вьетнама, реализовав 123 проекта на сумму до 933 млн долл. К февралю 2022 года объем российских инвестиций вырос до 953 млн долл. по 151 проекту. К концу первого квартала 2023 года во Вьетнаме работало 171 российское предприятие с капиталом более 970 млн долл. Большинство российских инвестиций направлены на добычу природных ресурсов.
Вьетнам инвестировал в 17 проектов в России общей стоимостью 1,63 млрд долл., что составило 7% от всех внешних вьетнамских инвестиций.
Одним из центральных проектов российско–вьетнамского сотрудничества было строительство АЭС «Ниньтхуан–1», однако в ноябре 2016 года правительство Вьетнама приостановило реализацию проекта. Но в связи с быстрым ростом потребления электроэнергии во Вьетнаме спрос на ядерные технологии в Ханое вновь стал актуальным и власти возвращаются к проекту АЭС.
Еще одним положительным моментом является то, что в 2023 году было достигнуто знаковое соглашение о создании Центра ядерной науки и технологий во Вьетнаме между Росатомом и Вьетнамским институтом атомной энергии.
С уходом с российского рынка таких западных производителей продуктов питания, как финская молочная компания Valio, альтернативным решением становится вьетнамская продукция, и это развивающаяся тенденция. Так, вьетнамская компания TH–True Milk, крупнейший современный производитель молочной и сельскохозяйственной продукции в стране, объявила о планах инвестировать в российскую экономику около 2,7 млрд долл. Речь идет о строительстве ферм и перерабатывающих предприятий в Московской, Калужской и Тюменской областях, Башкирии и Приморском крае до конца 2025 года.
Еще одна сфера потенциальных российских инвестиций во Вьетнам – услуги в области кибербезопасности. Российские технологии от крупных компаний, таких как Лаборатория Касперского и Ростелеком, или менее известных российских IT–компаний, не подпадающих под западные санкции, могут стать важным вспомогательным инструментом для Вьетнама.
Одной из наиболее заметных областей экономического сотрудничества между Россией и Вьетнамом является нефтегазовый сектор. Такие российские компании, как «Газпром» и «Роснефть», сотрудничают с PetroVietnam в рамках нескольких проектов как во Вьетнаме, так и в России. Интерес к Вьетнаму проявляют также АО «Зарубежнефть» и ПАО «НОВАТЭК».
Создание совместного предприятия «КАМАЗ» и Vinamoto также стало знаковым объектом взаимовыгодного сотрудничества.
Первые 300 машинокомплектов для сборки автомобилей группы «ГАЗ» были поставлены во Вьетнам еще в октябре 2019 года. На местном автосборочном предприятии выпускаются микроавтобусы и коммерческий транспорт российской разработки. Производство налажено в рамках реализации протокола о поддержке автопроизводства на территории Вьетнама. У этих машин есть хорошие перспективы поставок не только на внутренний рынок, но и уже на рынки сопредельных стран. А во Вьетнам теперь идет АвтоВАЗ.
Взаимный экономический интерес наших стран связан с морскими перевозками. Вьетнам имеет пять морских бассейнов и развитую морскую инфраструктуру из 256 морских портов. Действуют 32 внутренних и международных морских маршрута, в том числе и в интересах России.
Так, транспортная группа Fesco запустила регулярные контейнерные линии, соединяющие вьетнамские порты с Владивостоком.
Морской контейнерный сервис обслуживается флотом Fesco по маршруту Владивосток – Хайфон (Вьетнам) – Хошимин (Вьетнам) – Нинбо (Китай) – Владивосток. Транзитное время в пути из Вьетнама во Владивосток составляет 9–12 суток. Первый рейс совершил контейнеровоз A Houou вместимостью 850 TEU. Судно с продукцией вьетнамских производителей прибыло во Владивосток 29 мая 2022 года, то есть вскоре после введения санкций.
Запуск регулярной линии FVDL обеспечивает качественный сервис для своих клиентов за счет отсутствия перегрузки контейнеров в портах трансшипмента, сокращения сроков доставки и значительного увеличения пропускной способности транспортного коридора между двумя странами. В настоящее время сервис обслуживают три контейнеровоза группы, частота увеличена с ежемесячных до еженедельных. За два года было перевезено между Россией и Вьетнамом более 50 тыс. TEU, из которых импортные грузы составляют более 26 тыс. TEU, экспортные – 24 тыс. TEU. В мае 2024 года стали возможны отправки грузов из вьетнамского порта Дананг.
Российские транспортно–логистические компании рассматривают порты Вьетнама в качестве хабов для работы со странами Юго–Восточной Азии (ЮВА). Транспортная группа Fesco в декабре 2023 года договорилась о расширении сотрудничества в области контейнерных перевозок между Россией и странами ЮВА с морским контейнерным терминалом SP–ITC (порт Хошимин).
Упор на увеличение контейнерных отправок через терминал SP–ITC как из Вьетнама, так и из Таиланда, Малайзии, Мьянмы и других государств региона, а также в обратном направлении – из России. Помимо этого, группа и вьетнамская корпорация будут оказывать взаимную помощь в установлении новых деловых контактов в своих странах.
Fesco организовала на базе терминала SP–ITC региональный хаб для трансшипмента, с помощью которого консолидирует контейнерные грузы, доставляемые фидерными линиями из различных стран ЮВА для дальнейшей отправки в Россию.
В развитие торговых связей и организации новых маршрутов группа Fesco и вьетнамский логистический оператор Ratraco намерены запустить прямой железнодорожный контейнерный сервис из России во Вьетнам через Китай. Соглашение между компаниями было подписано в мае 2024 года.
Ожидается, что новый сервис обеспечит сухопутный переход из России в Китай в Тунцзяне, пересечет Китай с севера на юг и войдет во Вьетнам на железнодорожной границе в Донг–Данге.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.