К 2030 году доля отечественной продукции в туристической индустрии достигнет 84,5%
ОБЗОР
Стартовали новые национальные проекты, которые определяют развитие России на ближайшие годы. Их реализация улучшит качество жизни россиян и выведет на новый уровень многие отрасли.
Федеральные проекты помогают увеличить производство
отечественного оборудования для сферы туризма – горнолыжных курортов, парков развлечений, а также выпуск туристических автобусов и судов для внутренних водных путей. И соответственно – снизить долю импорта. К 2030 году доля отечественной продукции в туристической индустрии достигнет 84,5%.
В сфере транспорта начали реализовываться 2 национальных проекта – «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». В рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» формируется ряд значимых показателей для развития отрасли. По видам отраслей и направлениям нацпроект стал преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Данный нацпроект будет разделен на 9 федеральных проектов, которые помогут развивать разные направления транспортной отрасли: развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей; развитие Большого Северного морского пути; развитие опорной сети железных дорог; развитие опорной сети морских портов; развитие опорной сети внутренних водных путей; развитие опорной сети аэродромов; развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации; цифровая трансформация транспортной отрасли; развитие кадрового потенциала транспортной отрасли.
В рамках федерального проекта «Цифровая трансформация транспортной отрасли» будет создана государственная информационная система транспортно–экономического баланса, которая позволит определять «узкие» места инфраструктуры, анализировать фактические и прогнозные объемы грузо– и пассажиропотоков. Разрабатываемая Национальная цифровая транспортно–логистическая платформа будет направлена на снятие избыточных административных барьеров для участников рынка, а также на увеличение эффективности использования транспортной инфраструктуры.
Важным вопросом в реализации нацпроекта «Эффективная транспортная система» станет развитие кадрового потенциала. В рамках отдельного федерального проекта будут обновлены тренажерные устройства и суда, включая беспилотные комплексы, для формирования учебных флотов на базе транспортных вузов. Также будет проведена работа по созданию научно–исследовательских лабораторий и отраслевого центра компетенций по повышению производительности труда в транспортном комплексе.
Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поручил Правительству России доработать национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».
Основной целью реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» в части транспорта является создание комфортной среды для жизни за счет повышения качества дорожной сети, роста уровня защищенности от ДТП, а также обеспечения граждан современным и комфортным общественным транспортом на востребованных маршрутах.
Самый крупный инфраструктурный национальный проект «Инфраструктура для жизни» состоит из федеральных проектов, представляющих собой продолжение ранее действовавших национальных проектов и государственных программ Российской Федерации. Предполагается, что на улучшение состояния дорожной сети в рамках нового инфраструктурного нацпроекта выделят более 8 трлн руб. В соответствии с Указом Президента России № 309 к концу 2030 года стоит задача по приведению в нормативное состояние 60% региональных дорог и 85% дорог агломераций и региональной части опорной сети. Будет продолжено внедрение интеллектуальных транспортных систем, автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Непосредственно с дорожным хозяйством связаны 6 федеральных проектов: «Развитие федеральной сети» (самый крупный федеральный проект); «Региональная и местная дорожная сеть»; «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»; «Безопасность дорожного движения»; «Развитие общественного транспорта»; «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».
Отличным подспорьем в реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» можно считать решение правительства о расширении мер поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». Регионы начиная с 2025 года будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Необходимые для этого изменения внесены в государственную программу «Развитие туризма» и утверждены постановлением, которое подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Изменениями предусмотрено, что теперь регионы смогут получать федеральное софинансирование не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Это позволит комплексно реализовывать инвестиционные проекты и развивать туристическую территорию в целом.
Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. Получать господдержку на эти цели будут Бурятия, Дагестан, Крым, Краснодарский и Приморский края, Запорожская, Иркутская и Калининградская области, а также город Санкт–Петербург в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и гостеприимство». Губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов назвал проект «Санкт–Петербург Марина» значимым для города. Туристская территория «Санкт–Петербург Марина» в промзоне «Горская» – проект развития современной всесезонной курортной территории, расположенной в Приморском районе Санкт–Петербурга, на берегу Финского залива. Якорным объектом территории является яхтенная марина с сопутствующими сервисами комплексного круглогодичного хранения и обслуживания яхт. Площадь марины составит около 30 га, что позволит ей получить статус самой большой в России. Предполагается, что гавань в летний сезон единовременно будет вмещать порядка 400 моторных и парусных яхт. Для содержания яхт в зимнее время года будут предусмотрены эллинги, рассчитанные более чем на 1000 мест хранения. Близость к центру города, наличие развитой яхтенной инфраструктуры, условий для комфортного отдыха в виде современных отелей, ресторанов и других коммерческих объектов обеспечит стабильный туристический поток на территорию. Реализация проекта «Санкт–Петербург Марина» может создать около 7 тыс. рабочих мест. «Курорт в Горской создаст дополнительный туристический поток в 1,3 млн человек в год и внесет значимый вклад в экономику города», – отметил губернатор. Для реализации проекта уже внесены корректировки в генеральный план Санкт–Петербурга, а также подготовлены предложения по изменению правил землепользования и застройки, разработана документация по планировке туристской территории в границах проекта. На сегодняшний день определена структура финансирования –
строительство дорожных объектов и в значительном объеме инженерной инфраструктуры. Ожидается утверждение документации по планировке туристской территории.
Федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» был утвержден по поручению Президента России Владимира Путина с общим объемом финансирования на все проекты до 2030 года 103 млрд руб. В марте 2025–го будет год, как глава государства утвердил перечень регионов и проектов по созданию федеральных круглогодичных морских курортов.
Итоги реализации проекта по созданию федеральных круглогодичных курортов за 2024 год были подведены на заседании подкомиссии по вопросам реализации туристических инвестиционных проектов федерального значения Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации. Как отметил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, по части реализации проекта «Пять морей и озеро Байкал» видна хорошая динамика.
Также в 2024 году в рамках проекта были утверждены 10 дорожных карт круглогодичных курортов. Заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил: «Утверждены 10 дорожных карт из 11. Из них семь, в том числе в Республике Бурятия, Приморском крае, Республике Дагестан, Краснодарском крае, утверждены высшими должностными лицами региона. Не утверждена дорожная карта по курорту «Приморск» Запорожской области. Там еще есть над чем работать, но в январе, я думаю, мы эту работу завершим». Замминистра добавил, что по «Новой Анапе» дорожная карта утверждена еще в 2023 году, но сейчас требуется ряд корректировок. Уже проведены совещания с Минстроем, Минфином России, ФАС, АО «Корпорация Туризм. РФ», правительством Краснодарского края, в ходе которых удалось урегулировать вопросы по ответственным исполнителям и соисполнителям дорожной карты, а также по реализации механизма КРТ. Отмечается, что разработка документации по планировке территории будущего курорта «Новая Анапа» запланирована на 2025 год, в ней учтут возможные последствия розлива нефтепродуктов в акватории Черного моря после ЧП с танкерами у Керченского пролива. Создание курорта планируется в районе станицы Благовещенской (входит в состав муниципального образования город–курорт Анапа) между Черным морем и Кизилташским лиманом. После ЧП с танкерами у Керченского пролива произошло загрязнение мазутом побережья в Анапе и Темрюкском районе Краснодарского края. «При реализации проекта «Новая Анапа» мы намерены следовать всем экологическим и санитарно–эпидемиологическим нормам, сохраняя историческое и биосферное благополучие будущей туристской территории», – заявили в пресс–службе руководства Краснодарского края. Всероссийский пляжный семейный курорт «Новая Анапа» –
главный всесезонный семейный курорт юга России. «Новая Анапа» – курорт с уникальными возможностями для активного семейного отдыха и реабилитации, спортивного и делового туризма. Проект подразумевает создание современной туристической инфраструктуры: отели и санаторные комплексы категории 3, 4 и 5 звезд, морская гостевая марина, центр ветровых видов спорта, акватермальный комплекс, торгово–выставочные галереи, концертный зал, конгресс–центр, оранжерея с тропическими растениями, а также многоуровневая набережная. Туристская территория располагается в 36 км от города–курорта Анапы и в 24 км от международного аэропорта Анапа имени В.К. Коккинаки, вдоль песчаной косы между Черным морем и живописными лиманами.
Как сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, в целях реализации проекта «Волшебный Байкал» в регионе утверждены и направлены в Минэкономразвития России дорожные карты в разрезе двух локаций: туристская территория «Байкальская Слобода» и особая экономическая зона «Ворота Байкала» в Байкальске. «Байкальская слобода» и «Ворота Байкала» являются значимыми проектами, направленными на развитие региона. Иркутская область обеспечивает эти туристские территории инженерной, транспортной и другой обеспечивающей инфраструктурой. Важно предусмотреть средства на создание необходимых объектов инфраструктуры в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство», – сказал Игорь Кобзев.
Глава Приангарья отметил, что по проекту «Байкальская слобода» разработан и рассмотрен мастер–план, внесены изменения в схему территориального планирования Иркутской области, подготовлены законодательные инициативы. В 2025 году планируется подготовить и утвердить проекты планировки и межевания территории. В части мероприятий по созданию обеспечивающей инфраструктуры заключены контракты на проектные работы по строительству подъездных автомобильных дорог и централизованного канализационного коллектора, уточняет пресс–служба областного правительства.
На территории второй локации – ОЭЗ «Ворота Байкала» –
зарегистрированы 26 резидентов с планируемым объемом частных инвестиций более 23,2 млрд руб. В границах ОЭЗ ведется строительство объектов инфраструктуры, в том числе улично–дорожной сети, сетей тепло– и электроснабжения, открытых автостоянок. При поддержке правительства Иркутской области инвестор в декабре 2024 года ввел в эксплуатацию новый скоростной кресельный подъемник стоимостью 1,4 млрд руб. На 2025 год запланированы работы по расширению территории ОЭЗ, строительству внутриплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения в Прибрежном и Предгорном районах, открытых автостоянок на 225 мест. Губернатор Приангарья обозначил ряд вопросов, которые требуют решения. В частности, они касаются приведения причальных сооружений в нормативное состояние и создания объектов селезащиты.
Дмитрий Чернышенко считает важным синхронизировать планы туристической отрасли с развитием транспортной инфраструктуры. «Как подчеркнул наш президент, на подъем туризма в той или иной мере должны работать практически все национальные проекты. Такие масштабные проекты, как «Пять морей и озеро Байкал», напрямую влияют на социально–экономическое развитие регионов», – сказал он.
Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.