Какие тенденции наблюдаются в экономике
ОБЗОР
На положение дел в реальном секторе экономики внешние факторы оказывают влияние через определенное время. Укрепление рубля, или снижение доллара, кому как нравится, падение цены на нефть ниже уровня, заложенного в бюджете, наконец, стабилизация ключевой ставки, пусть даже на высоком уровне, – все это вместе взятое для бизнес–сообщества, в том числе и транспортного, становится новыми вводными условиями. Насколько серьезно они могут повлиять на положение дел в ближайшее время и на перспективу?
Да, с начала года рубль окреп по отношению к доллару более чем на 20%: валюта падала на межбанковском рынке до 86 руб., что ниже того курса, который был заложен в бюджет России на 2025 год (96,5 руб.).
Основная причина укрепления рубля на сегодня – это реакция на начавшийся диалог с США с вероятностью смягчения финансовых санкций в случае успешных переговоров.
В Банке России укрепление руб-
ля в последние недели связывают не столько с геополитическими событиями, сколько с сезонным снижением спроса на валюту – в марте по окончании квартала предстоят выплаты налогов для экспортеров.
Помимо этих факторов, усиление рубля происходило на фоне возврата валюты во внутренний контур в связи с блокирующими санкциями США и Британии против компаний «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». А это немалые суммы.
Глава Минэкономразвития России Максим Решетников заявил, что крепкий рубль негативно сказывается на экспортерах. По его словам, для российской угольной отрасли, которая находится в глубоком кризисе, крепкий рубль – это большая проблема. Он также отметил, что курс рубля сейчас завышен по отношению к прогнозным значениям, а ценовые изменения курса рубля объяснил разрушением биржевого механизма.
Из–за изменения конъюнктуры и падения спроса в январе–феврале 2025 года на мировых рынках дешевела нефть – при заложенной в бюджет средней цене 70 долл. за баррель она опустилась до 62 долл. Экспортерам дешевеющая нефть невыгодна, так как падает экспортная выручка. Такие результаты означают падение доходов бюджета от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль до 675 млрд руб. при планах в 840 млрд. А это в свою очередь снижает возможности финансирования нацио-
нальных проектов, в том числе и транспортных.
Надо сказать, что нестабильность курса национальной валюты – это риск для экономики в целом. Нынешнее отклонение, а 10 руб. – это большое отклонение, заставляет бизнес подстраховываться, закладывая риски в цену при заключении сделок. При этом действия экспортеров и импортеров будут носить диаметрально противоположный характер.
Аналитики сходятся во мнении, что фундаментальных оснований для усиления рубля против доллара в ближайшее время нет. Чтобы рубль продолжал укрепляться, необходим либо рост притока капитала в Россию, либо значительное увеличение экспорта. Однако экспорт в последние месяцы падает. А с учетом январских санкций, введенных США несмотря на начавшиеся переговоры, этот тренд не изменится. Поэтому о февральском укреплении рубля можно говорить как о временном.
Если никаких значимых политических или экономических факторов роста курса российского рубля в ближайшее время не появится, то с марта можно ожидать его планомерную коррекцию до 92–93 руб.
На этом фоне мегарегулятор – Банк России – в феврале 2025 года, так же как и в декабре 2024–го, оставил ключевую ставку на довольно высоком уровне – 21%. В ЦБ считают, что текущая ключевая ставка, превышающая инфляцию более чем в два раза, должна снизить темп роста цен до целевой величины – 4% в год. Об этом заявила Эльвира Набиуллина на февральской встрече банкиров с регулятором, организованной Ассоциацией банков России.
Глава ЦБ в очередной раз подчеркнула необходимость сохранения жестких денежно–кредитных условий в течение длительного периода.
«По нашему прогнозу, средний уровень ключевой ставки в этом году будет в диапазоне 19–22%, в следующем году – 13–14% и в 2027 году – 7,5–8,5%, – добавила глава мегарегулятора.
По данным Росстата, индекс потребительских цен за неделю с 18 по 24 февраля вырос на 0,23% против 0,17% за предыдущую неделю. По оценкам Минэкономразвития России, в годовом выражении инфляция составила 10,07% против 10% неделей ранее. Таким образом, инфляция пока еще находится на двухзначном уровне.
Ключевая ставка ЦБ – это ориентир для всей национальной банковской системы, прежде всего при определении кредитных ставок и процентов по лизинговым сделкам. Таким образом, исходя из заявления ЦБ бизнесу в этом году не стоит рассчитывать на привлекательные условия заимствования средств для своего развития.
Несмотря на рамки бюджетных ограничений и жесткую кредитно–денежную политику, национальная экономика за прошедшие три года не просто адаптировалась к изменившимся условиям, но и демонстрирует положительную динамику. Так, по оценке Росстата, рост ВВП в 2024 году составил 4,1%.
Растут показатели работы практически во всех сегментах транспортного комплекса. Перевозки грузов всеми видами транспорта в России за 2024 год увеличились на 5,5% по сравнению с 2023 годом и составили 9,4 млрд тонн, следует из данных Росстата.
По данным статистики, перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1,19 млрд тонн (–4,2%), автотранспортом – 7 млрд тонн (+8,3%), воздушным – 0,5 млн тонн (+4,7%), внутренним водным – 106,5 млн тонн (–2,5%), морским – 33,2 млн тонн (на уровне 2023 года), трубопроводным – 1 млрд тонн (+0,6%).
Экономика каждого сегмента транспортного комплекса определяется особенностями цено-
образования. И поскольку внешние условия для работы в 2025 году остаются непростыми, надо понимать ситуацию с тарифами. Так, на железных дорогах, которые относятся к естественным монополиям, индексация тарифов на 2025 год началась с 1 декабря 2024 года.
Грузовые тарифы выросли на 13,8%. Дополнительно проиндексировали отдельные тарифы: перевозки контейнеров и минерально–строительных грузов подорожали на 5%; порожний пробег – на 10%.
Пассажирские тарифы проиндексировали на 11,6%. В регулируемом сегменте (плацкартные и общие вагоны) – в обязательном порядке, а в нерегулируемом (купе, СВ, люкс) – на усмотрение Федеральной пассажирской компании.
Для пассажирских перевозчиков тарифы, сборы и плату за услуги по использованию инфраструктуры ж/д транспорта в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании проиндексировали на 10,2%, в пригородном сообщении – на 13,8%. Таким образом, существенное удорожание услуг железнодорожного транспорта носит предсказуемый характер.
Что же касается остальных сегментов транспортного комплекса, то тарифы на перевозки определяются на рынке с учетом конъюнктуры, конкуренции, на основе спроса и предложения. Таким образом, о плановой индексации тарифов речи нет. Регуляторная роль государства заключается в создании равных условий для всех участников рынка. И с этим все непросто. Особые сложности возникают с регулированием грузовых автоперевозок.
Рынок автогрузоперевозок представлен очень большим количеством участников. Точной статистики по количеству субъектов хозяйствования в этой сфере нет. Наряду с компаниями, в парке которых тысяча и более машин, работают перевозчики с несколькими грузовиками. Уровень легализации рынка автоперевозок низкий –
по данным ассоциации «АвтоГруз-
Экс» и Ассоциации добросовестных налогоплательщиков, на долю официальных перевозчиков приходится только 30–35% рынка. Добросовестные перевозчики платят налоги, а это, как правило, крупные и средние компании, поддерживают и обновляют подвижной состав, соблюдают режим труда и отдыха водителей, которым выплачивают «белую» зарплату. И одновременно на рынке действуют фирмы или ИП, работающие «в тени», расценки у которых, естественно, ниже, а возможности для демпинга шире.
Не один год на различных площадках ведутся разговоры о необходимости наведения порядка на рынке автогрузоперевозок. Лоббируют интересы добросовестных перевозчиков отраслевые союзы и ассоциации, именно они выходят с инициативами в законодательные органы. Звучат предложения о необходимости снижения акцизов на горючее, выделении субсидий на обучение водителей, а кадровый вопрос стоит очень остро. По оценкам экспертов, дефицит водителей составляет не менее 25% от необходимого состава. Большие надежды на создание равных условий в сфере перевозок транспортное сообщество связывает с введением реестра грузовых автотранспортных перевозчиков. Работа над ним ведется, но, по заявлению исполнительного директора Национального союза экспертов в области транспорта и логистики Ольги Федоткиной, заработать эта платформа может не раньше 2026 года.
Достаточно жесткое регулирование тарифов, ограничения в допуске на железнодорожную сеть происходят на фоне демпинга со стороны автоперевозчиков. Грузы уходят с сети железных дорог на автомобильные, что нарушает транспортный баланс, снижает поступления в бюджет, отрицательно сказывается на безопасности перевозок и т.д.
Автомобильный и железнодорожный транспорт – это главные перевозчики грузов, которые в настоящее время находятся в неравных условиях. И для поддержания баланса регуляторные действия государства по созданию равных условий для работы должны за выходить на межотраслевой уровень с учетом особенностей и возможностей всех участников перевозок.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.