Приступая к реализации нацпроекта «Транспорт» не сомневаемся, что все задачи будут достигнуты
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
О перспективах и тенденциях на транспорте, задачах, которые стоят в этом году перед отраслью корреспондент газеты «Транспорт России» узнал у министра транспорта Российской Федерации Романа Старовойта.
– Роман Владимирович, нацпроект «Безопасные качественные дороги» получил свое продолжение в нацпроекте «Инфраструктура для жизни». В части дорожного строительства какие цели на 2025 год и последующие?
– Перед нами стоит задача повысить к 2030 году долю региональных дорог, соответствующих стандартам качества, до 60%, а дорог опорной сети, федеральных и дорог крупнейших городских агломераций – до 85%. Так-же к 2030 году будет обеспечено строительство не менее 50 обходов населенных пунктов.
В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в структуре нового национального проекта в период 2025–2030 годов предусмотрена поставка порядка 33 тыс. автобусов.
В части железнодорожного транспорта нами совместно с ОАО «РЖД», правительствами Москвы и Московской области будет продолжена работа по развитию Центрального транс-портного узла до 2030 года. Здесь действительно проделана огромная работа, и это не пустые слова: каждый житель Москвы и Подмосковья уже может воспользоваться новыми диаметральны-ми маршрутами.
Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. У нас есть еще более амбициозные цели. Мы работаем над тем, чтобы продлить действие этой программы до 2035 года. В результате мы планируем связать ближайшие регионы с Москвой, создавая единую и удобную транспортную сеть.
В настоящее время уже сформирован паспорт национального проекта, которым закреплены все цели и задачи. Приступая с 2025 года к его реализации, не сомневаемся, что все задачи бу-дут достигнуты.
– По поручению Президента РФ разработан нацпроект «Транспорт». Какие задачи поставлены в его рамках?
– На протяжении 2024 года Минтранс России при поддержке Правительства РФ и профильной комиссии Госсовета разрабатывал этот национальный проект – «Транспорт».
Эффективная транспортная система нового качества, которая удовлетворяет спрос как на-селения, так и экономики – это цель, которая стоит перед нами в новой шестилетке, поскольку транспорт играет, не побоюсь этого слова, важнейшую роль в развитии нашей страны. В нацпроекте «Транспорт» для наших граждан модернизируем 77 аэродромных комплексов, а так-же построим высокоскоростную магистраль Москва – Санкт–Петербург, которая сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут. В интересах российской экономики нарастим мощность железных дорог на 150 млн тонн, морских портов – на 225 млн тонн, а также построим и реконструируем 27 приоритетных пунктов пропуска через госграницу.
Будут созданы две ключевые информационные системы: Национальная транспортно–логистическая платформа «Государственная Логистика» и ГИС «Транспортно–экономический баланс» для эффективного развития транспортного комплекса. Эти меры позволят нам повысить связанность территорий нашей страны, а также безопасность и качество транспортных услуг.
Финансирование нацпроекта в 2025–2030 годах предусмотрено порядка 7,8 трлн руб., из которых более 85% – внебюджетные источники.
– Какие мегапроекты пред-стоит реализовать?
– В первую очередь это реализация III этапа Восточного полигона. Восточное направление является основной артерией, связывающей Россию со странами Азиатско–Тихоокеанского региона. Это прямой выход к океану в направлении дружественных стран. Кроме того, экономика Сибирского и Дальневосточного федеральных округов требует увеличения перевозок железнодорожным транспортом для обеспечения растущего спроса внутреннего потребления.
Завершаем реализацию мероприятий II этапа развития Восточного полигона, по итогам которых провозная способность составит 180 млн тонн. Провозная и пропускная способности Восточного полигона железных дорог вырастут на 81 млн тонн относительно уровня 2013 года. Это действительно внушительный рост, за которым стоит колоссальная работа наших железнодорожников.
Впереди новая ступень развития БАМа и Транссиба. В апреле 2024 года Правительство РФ утвердило паспорт инвестпроекта III этапа Восточного полигона, в рамках которого предусмотрено развитие провозных способностей по контрольному сечению Комсомольск – Волочаевка до 210 млн тонн в 2030 году и до 270 млн тонн в 2032 году.
1 октября 2024 года, в 40–летний юбилей «золотой» стыковки БАМа, на втором пути перегона Куанда – Куандинский, практически на том же месте, где был вбит знаменитый «золотой костыль», было торжественно уложено последнее звено второго пути БАМа. Когда завершится III этап, БАМ фактически станет двухпутным на всем протяжении от Тайшета до порта Ванино на Дальнем Востоке.
Снова на БАМ едет молодежь, студенческие стройотряды и лучшие специалисты. Новое поколение принимает эстафету великой стройки у первопроходцев и готово смело встретить любые испытания на пути к достижению наших общих целей.
Второй мегапроект – это строительство ВСМ между Москвой и Санкт–Петербургом. Это первая в России высокоскоростная магистраль. Мы войдем в пятерку стран мира, реализовавших подобный проект. 5 июня Российская Федерация, от имени которой выступил Росжелдор, и ООО «ВСМ Две Столицы» заключили концессионное соглашение по его реализации. Подписаны договор генподряда на строительство основного участка ВСМ, работа будет проведена ОАО «РЖД».
20 декабря в Минтрансе Рос-сии состоялось финансовое закрытие проекта ВСМ Москва – Санкт–Петербург. В подписании документов были задействованы основные участники масштабного проекта.
Команда Правительства РФ, Минтранса России, Росжелдора, РЖД, регионов и других участников проекта делает все не-обходимое для реализации поручения Президента России о строительстве высокоскоростной магистрали. «Сбер» выступает организатором синдиката банков и финансовых организаций, которые также принимают участие в финансировании проекта.
Ведется активная работа по реализации проекта, в том числе в отношении документационной базы. Подписаны основные соглашения, обеспечивающие процедуру финансового закрытия проекта, приближающие нас к запуску линии. Все участники находятся в едином правовом поле, закрепляют свои обязательства в проекте.
Запуск ВСМ даст возможность создать единую агломерацию, объединив Москву, Санкт–Петер-бург, Тверь и Великий Новгород. Время в пути составит 2 часа 15 минут вместо нынешних 4 часов. Преодолеть дорогу из Москвы в Тверь можно будет всего лишь за 39 минут вместо 66, а путь из Великого Новгорода до Санкт–Петербурга будет занимать в 6,5 раза меньше времени – 29 минут вместо 3 часов.
Также мы прорабатываем дальнейшие шаги по развитию сети ВСМ. К их практической реализации мы планируем приступить после окончания намеченных работ по проекту ВСМ–1. Используем полученный опыт для тиражирования технических, организационных, финансовых и технологических решений.
Еще один немаловажный аспект, который мы также учитывали при принятии решений о реализации проекта, – это высвобождение существующего пути под грузовое движение. По оценкам ОАО «РЖД», это дополнительно примерно 30 млн тонн грузов в направлении портов Северо–Западного бассейна.
Что касается высокоскоростного поезда, то по итогам проделанной работы 30 августа на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» был представлен макет высокоскоростного электропоезда «Белый Кречет». На текущий момент утвержден его дизайн, а также дизайн внутренней отделки вагонов всех 4 классов (первый класс, бизнес–класс, классы комфорт и стандартный). В настоящее время ведется разработка поезда.
– В Москве уже ездят по МЦК пассажирские беспилотные поезда. Где планируется запуск беспилотного грузового движения?
– В конце 2025 года ОАО «РЖД» планирует организовать движение беспилотных маневровых локомотивов на станции Лужская Октябрьской железной дороги в Ленинградской области для работы по роспуску и формированию грузовых поездов в пределах сортировочной станции. В перспективе планируется организация движения беспилотных поездов на БАМе, что в комплексе с мероприятиями по усилению инфраструктуры позволит увеличить провозную способность на Восточном полигоне.
– На других видах транспорта как обстоит дело с развитием беспилотных систем?
– В сентябре 2023 года утвержден национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Ведется системная работа по их развитию и интеграции в единое воздушное пространство, что ускорит их внедрение в различных секторах экономики.
В 2023 году поступило более 178 тыс. планов и выполнено более 105 тыс. полетов беспилотников.
Дроны должны создаваться на основе сценариев их использования в конкретных отраслях с расчетом экономической эффективности.
Внедрение беспилотных технологий происходит не из любви к технологиям как таковым, а в целях повышения безопасности и эффективности в нескольких аспектах. Например, опыт эксплуатации беспилотных грузовиков за полтора года показал, что они совершают круговой рейс между Москвой и Санкт–Петербургом в два раза быстрее, чем традиционные грузовики. Эксплуатация беспилотной «Ласточки» на МЦК продемонстрировала, что автоматика позволяет уменьшать интервалы между поездами, а машинное зрение распознает препятствия гораздо раньше человека.
– Сколько планируется инвестировать в развитие железной дороги в наступившем году?
– В конце ноября мы обсудили вопрос на заседании правительства. Предварительно объем инвестиций в 2025 году составит порядка 890 млрд руб. В работе находится пятилетняя программа развития железных дорог. Вопрос прорабатывается с учетом новых ставок Центрального банка РФ и конъюнктуры рынка.
Длительное планирование, конечно, эффективнее, чем планирование на год. Уверен, что в РЖД доведут эту работу до конца в наступившем году.
– Согласно статистике погрузка на сети ОАО «РЖД» снижалась в 2024 году. Развитие Восточного полигона изменит динамику?
– Безусловно, сейчас на погрузку на сети РЖД оказывает влияние много негативных, но, надеемся, временных факторов. Но на что точно можно повлиять – это развитие инфраструктуры на наиболее востребованных направлениях.
Также мы прорабатываем дальнейшие шаги по развитию сети ВСМ. К их практической реализации мы планируем приступить после окончания намеченных работ по проекту ВСМ–1. Используем полученный опыт для тиражирования технических, организационных, финансовых и технологических решений.
Еще один немаловажный аспект, который мы также учитывали при принятии решений о реализации проекта, – это высвобождение существующего пути под грузовое движение. По оценкам ОАО «РЖД», это дополнительно примерно 30 млн тонн грузов в направлении портов Северо–Западного бассейна.
Что касается высокоскоростного поезда, то по итогам проделанной работы 30 августа на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» был представлен макет высокоскоростного электропоезда «Белый Кречет». На текущий момент утвержден его дизайн, а также дизайн внутренней отделки вагонов всех 4 классов (первый класс, бизнес–класс, классы комфорт и стандартный). В настоящее время ведется разработка поезда.
– В Москве уже ездят по МЦК пассажирские беспилотные поезда. Где планируется запуск беспилотного грузового движения?
– В конце 2025 года ОАО «РЖД» планирует организовать движение беспилотных маневровых локомотивов на станции Лужская Октябрьской железной дороги в Ленинградской области для работы по роспуску и формированию грузовых поездов в пределах сортировочной станции. В перспективе планируется организация движения беспилотных поездов на БАМе, что в комплексе с мероприятиями по усилению инфраструктуры позволит увеличить провозную способность на Восточном полигоне.
– На других видах транспорта как обстоит дело с развитием беспилотных систем?
– В сентябре 2023 года утвержден национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Ведется системная работа по их развитию и интеграции в единое воздушное пространство, что ускорит их внедрение в различных секторах экономики.
В 2023 году поступило более 178 тыс. планов и выполнено более 105 тыс. полетов беспилотников.
Дроны должны создаваться на основе сценариев их использования в конкретных отраслях с расчетом экономической эффективности.
Внедрение беспилотных технологий происходит не из любви к технологиям как таковым, а в целях повышения безопасности и эффективности в нескольких аспектах. Например, опыт эксплуатации беспилотных грузовиков за полтора года показал, что они совершают круговой рейс между Москвой и Санкт–Петербургом в два раза быстрее, чем традиционные грузовики. Эксплуатация беспилотной «Ласточки» на МЦК продемонстрировала, что автоматика позволяет уменьшать интервалы между поездами, а машинное зрение распознает препятствия гораздо раньше человека.
– Сколько планируется инвестировать в развитие железной дороги в наступившем году?
– В конце ноября мы обсудили вопрос на заседании правительства. Предварительно объем инвестиций в 2025 году составит порядка 890 млрд руб. В работе находится пятилетняя программа развития железных дорог. Вопрос прорабатывается с учетом новых ставок Центрального банка РФ и конъюнктуры рынка.
Длительное планирование, конечно, эффективнее, чем планирование на год. Уверен, что в РЖД доведут эту работу до конца в наступившем году.
– Согласно статистике погрузка на сети ОАО «РЖД» снижалась в 2024 году. Развитие Восточного полигона изменит динамику?
– Безусловно, сейчас на погрузку на сети РЖД оказывает влияние много негативных, но, надеемся, временных факторов. Но на что точно можно повлиять – это развитие инфраструктуры на наиболее востребованных. Как я уже сказал, мы продолжаем развитие Восточного полигона. Контрольное сечение, по которому определяется провозная способность (Комсомольск – Волочаевка), – это лишь показатель. С развитием данного направления мы получаем рост объемов перевозок в целом по Восточному полигону к 2030 году, который составит + 88,2 млн тонн (+35% к уровню 2023 года). Абсолютный объем перевозок – практически 340 млн тонн грузов.
Основными выгодоприобретателями будут предприятия – экспортеры продукции. Мы вывезем железнодорожным транспортом на международные рынки в восточном направлении на 65,3 млн тонн, или 43%, больше продукции к уровню 2023 года.
Внутри Восточного полигона перевозки для обеспечения потребности субъектов страны, предприятий и населения составят 116,4 млн тонн с соответствующим ростом к уровню 2023 года на 20,6 млн тонн, или 22%.
Третий этап Восточного полигона будет реализовываться и за пределами 2030 года, поэтому экспорт к 2033 году вырастет на 90% и составит 289 млн тонн (+135,1 млн тонн к уровню 2023 года).
Также идет прирост экспорта в Казахстан и Монголию. Мы видим увеличение грузопотока почти в два раза.
Одним из направлений развития транспортной инфраструктуры для нас остаются частные инвестиции. В качестве примера отмечу вклад угольной компании «Элси» в строительство морского порта Эльга, а также восточной части Тихоокеанской железной дороги.
В ближайшее время будут соединены два строящихся участка железнодорожной линии, что обеспечит дополнительный выход железной дороги к Тихому океану. Провозная способность железнодорожной линии составит 30 млн тонн с перспективой увеличения до 50 млн тонн.
Минтранс России поддерживает частную инициативу компании «Элси» и оказывает соответствующую помощь в вопросах нормативно–правового регулирования, связанных со строительством железной дороги.
Реализация проекта создаст устойчивый специализированный коридор для выхода российского угля на мировой рынок (азиатский), и мы видим перспективы для дальнейшего тиражирования подобных инициатив.
– Для развития внутренних авиамаршрутов необходима наземная инфраструктура. Говорилось о создании специального фонда для финансирования капремонта аэродромов и аэропортов. Когда он начнет работу и какие аэропорты будут в первую очередь реконструированы? Каким будет объем фонда?
– Для поддержания эксплуатационной готовности и свое временного проведения капитального ремонта аэродромной инфраструктуры, установки светосигнального оборудования и размещения некапитальных сооружений в августе это го года принят федеральный закон. Он предусматривает включение в состав аэронавигационного сбора аэродромной составляющей, за счет которой будут аккумулироваться целевые средства на финансирование ремонта аэродромной инфраструктуры.
До 2030 года планируется провести капитальный ремонт не менее 56 аэродромов. По прогнозам, для этого потребуется дополнительно около 12 млрд руб. в год.
Для этого пересмотрены аэронавигационные сборы авиакомпаний (на ВВЛ – 37%, на МВЛ – 100%). По нашей оценке, подобные изменения приведут к росту стоимости не более чем на 150 руб. на билет.
Работа по наполнению фонда уже идет. В федеральном бюджете на 2025–2027 годы предусмотрены средства в размере более 38,5 млрд руб. Планируем в первые 3 года капитально отремонтировать 25 аэропортов. Это очень своевременная и важная мера для развития инфраструктуры нашей гражданской авиации.
– Речной транспорт имеет хороший потенциал для перевозки как грузов, так и пассажиров. Какие планы на этот год?
– В октябре 2023 года началась реализация проекта «Речные магистрали», который направлен на возрождение скоростных межрегиональных пассажирских перевозок по реке Волге. Для этой цели по инициативе Минтранса при участии Минэкономразвития России создана соответствующая комиссия.
Реализация проекта будет осуществляться в пять этапов (Городец – Ульяновск; Рыбинск – Городец – Казань – Пермь; Ульяновск – Саратов; Саратов – Астрахань; Ростов–на–Дону – Азов).
Определены 12 субсидируемых маршрутов в трех субъектах – Нижегородской области, Татарстане и Чувашской Республике, – имеющих судоходные компании, активно развивающиеся в области речных скоростных пассажирских перевозок. Кроме того, запущена с 22 апреля 2024 года система продажи билетов с использованием информационного ресурса «Единый билет». Также определен размер субсидии из федерального бюджета для возмещения в 2024 году расходов на осуществление перевозок пассажиров на скоростных межрегиональных маршрутах по внутренним водным путям реки Волги.
Росморречфлотом завершен отбор российских организаций и 25 ноября 2024 года заключены соглашения на получение субсидии из федерального бюджета.
В 2025 году также будут перераспределены средства федерального бюджета на субсидию в равных долях в рамках программ Минтранса и Минэкономразвития России.
Дальнейшие этапы реализации проекта «Речные магистрали» будут планироваться по результатам рассмотрения полученной от субъектов информации о наличии и состоянии причальной инфраструктуры и о потребности в строительстве скоростных судов.
– Кто будет работать на транспорте? Как идет подготовка кадров?
– Система подготовки кадров для транспортного комплекса обеспечивает отрасль специалистами, готовыми к использованию самых современных технологий.
Система включает 19 вузов (учредители: 1 – Минтранс России, 6 – Росморречфлот, 9 – Росжелдор, 3 – Росавиация) и 86 их филиалов. Обучаются порядка 256 тыс. студентов, причем более 175 тыс. из них (около 69%) – по транспортным направлениям (железнодорожный транспорт, гражданская авиация, морской и внутренний водный транспорт, дорожное хозяйство и транспортное строительство). Обучение проводится по программам среднего профессионального образования (около 42% всех обучающихся) и высшего образования (около 57% всех обучающихся). 59% проходят обучение за счет бюджетных средств, 41% – на платной основе.
Важно подчеркнуть, что ежегодно вузы обеспечивают повышение квалификации около 240 тыс. специалистов транспортного комплекса, периодичность которой в соответствии с нормативными требованиями – от полугода до 5 лет, так как квалификация работников отрасли должна соответствовать последним тенденциям развития технологий транспортной отрасли.
За последние 5 лет только в РУТ (МИИТ) открыты 87 новых программ подготовки, в том числе по таким критически важным направлениям, как искусственный интеллект и предиктивная аналитика в транспортных системах, международный транспортный бизнес на рынках стран БРИКС, транспортные системы агломераций, инжиниринг подвижного состава высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В транспортных вузах имеются 113 научных школ, направленных на развитие передовых технологий по таким приоритетным направлениями, как повышение связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных систем, международных транспортно–логистических коридоров, внедрение новых цифровых технологий. Только за прошлый год наши вузы получили 2,7 млрд руб. внебюджетных доходов от научной деятельности. Это гарантирует актуальность направлений деятельности, их соответствие всем современным трендам развития транспортных технологий.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.