Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дорожную сеть будущего свяжут полимерами. Преодолеть влияние внешних негативных факторов можно с помощью новых строительных технологий

 |  Новости

Российские регионы активно готовятся к дорожному сезону. Дорожное хозяйство входит в список ключевых отраслей экономики России. Преодолеть влияние внешних негативных факторов можно с помощью новых строительных технологий, повышающих качество российских автодорог и других объектов транспортной инфраструктуры.

Главными трендами дорожного сезона станут новые технологии, использование отечественного оборудования и материалов. Одной из главных задач при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» является увеличение общей доли дорог и мостов в нормативном состоянии.

Применение инновационных технологий на основе полимеров отвечают целям долгосрочной стратегии и целевых программ развития дорожного хозяйства. Строительство, реконструкция и эксплуатация автодорог, мостов, дорожных сооружений – во всех этих сферах востребованы полимеры. Они делают инфраструктуру более долговечной, эффективной и безопасной.

Речь, в частности, идет о полимерных добавках (модификаторах) в производимый из нефти битум, который вместе с минеральными инертными материалами формирует асфальтобетонную смесь, применяемую для строительства дорожного покрытия.

Для реализации федерального плана дорожной деятельности в России до 2028 года понадобится 600 тысяч тонн полимеров. С их применением можно построить 3,6 тысячи километров новых дорог и отремонтировать 110 тысяч километров.

Чтобы обеспечить отрасль таким количеством сырья, ведущие нефтехимические компании трансформируют модель управления бизнесом. Так, с апреля 2024 года в структуре компании «СИБУР» появился дивизион «Инженерная и дорожная инфраструктура». Он будет целенаправленно работать на то, чтобы обеспечить дорожное хозяйство страны современными и качественными отечественными материалами.

«Ямочные» ремонты должны остаться в прошлом

Каждая весна ассоциируется у наших водителей с ямами на дорогах. Для ремонта дорог все чаще используют высокотехнологичные вяжущие битумопроизводные, которые увеличивают срок эксплуатации покрытия до четырех лет.

Меняется и подход к дорожному строительству — постоянно ремонтировать дороги и перекладывать их дороже, чем изначально использовать современные материалы при укладке полотна. Пример — полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые делают дорогу более прочной.

Свойства ПБВ особенно востребованы на дорогах высокой интенсивности: например, на трассе М-11 «Нева», ЦКАД в Москве и Подмосковье, ЗСД в Санкт-Петербурге. Во время низкого потока транспорта модифицированный битум восстанавливает форму в то время, как обычный накапливает деформации, со временем проседает и трескается.

Количество автотранспорта в РФ ежегодно увеличивается в среднем на 2,3%. Это означает, что дороги должны становиться более долговечными. В 2014 году начался переход со старого ГОСТ 22245 1990 года на новый ГОСТ 33133. В нем пересмотрены устаревшие нормы, установлены новые требования для стран Таможенного союза к нефтяным дорожным битумам.

Согласно новым нормам, на этапе планирования в техническую документацию закладываются требования к температурной устойчивости битума. При выполнении этих условий дорога способна выдерживать перепады температуры. В качестве модификатора битумов широко используется стирол-бутадиен-стирол (СБС) – термоэластопласт синтетического происхождения. В жару он не плавится и сохраняет упругость, в мороз остается пластичным.

Дорожные покрытия на основе ПБВ отличают повышенная прочность и долговечность. Строительство дорог с такими покрытиями значительно снижает эксплуатационные издержки дорожной инфраструктуры. Стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства РФ на период 2021–2025 годов предусматривает активизировать исследования технологических свойств, процессов производства, модификации и эксплуатации вяжущих битумных материалов с целью повышения их качества.

На базе «Воронежсинтезкаучука» производится уже более двух десятков модификаторов битума. К слову, в 2023 году в России было уложено 188 млн. кв. м дорожного полотна, а рост реализации полимеров, включая СБС, в дорожную отрасль составил 26% по сравнению с 2022-м.

 

Условия разные – материал один

 

СБС-полимеры для Сибири и Дальнего Востока.

Модификатор марки ДСТ Л 30-01 (СР) - это полимер, стойкий к расслоению и предназначенный для длительного хранения (до 72 часов при температуре до 180 °С) и дальней транспортировки готовых полимерно-битумных вяжущих без потери их свойств. Продукт ориентирован на дорожно-строительные предприятия Сибири и Дальнего Востока, которые удалены от производств полимерно-битумных материалов.

Морозостойкий СБС-полимер для Крайнего Севера.

Этот не имеющий аналогов в России низковязкий СБС-полимер используют для создания асфальтобетонных смесей, применяемых в северных регионах страны с экстремальными морозами. Этот морозостойкий полимер повысит уровень надежности модифицированного асфальтобетона в регионах с температурой до –46 °С, значительно сократит толщину износа дорожного покрытия и уменьшит ремонтно-эксплуатационные затраты на высокоинтенсивных трассах.

Термостойкий СБС-полимер для горячих асфальтобетонов.

Другая разработка, которая скоро появится на рынке – модификатор для асфальтобетонных покрытий, рассчитанных на эксплуатацию с большими нагрузками и укладываемых при экстремально высоких температурах литым способом. Идеально подходит для Юга. CБС-полимер марки Л 30-01А с повышенной термостабильностью (до +240 °С) СИБУР разработал в партнерстве с одним из крупнейших производителей асфальтобетонных смесей в России – группой компаний «АБЗ-1». Это решение предназначено для укладки покрытий на мостах и искусственных сооружениях, где применять тяжелые виброкатки нельзя. Выпуск этого продукта стал ответом на цели федеральной программы приведения в нормативное состояние более 3,5 тыс. мостов и искусственных сооружений по всей стране.

Не только дороги

Для защиты грунта под дорожным покрытием от избыточной влаги в конструкции автомагистралей необходимо предусматривать надежное водоотведение. Эффективное водоотведение достигается с помощью полимерных водопропускных колодцев, полимерных систем сбора и отвода поверхностных стоков, локальных очистных сооружений – современных решений (внесенных в Реестр новых и наилучших технологий РОСДОРНИИ), которые уже успешно зарекомендовали себя на объектах транспорта. Для производства водопропускных колодцев используются марки полимеров, выпускаемые СИБУРом.

Помимо линейки полимерных систем водоотведения, геосинтетики и модификаторов для ПБВ СИБУР выпускает монолитный поликарбонат для шумозащитных экранов, устанавливаемых вдоль дорог. По сравнению с полиметилметакрилатом он намного прочнее и лучше сопротивляется горению.

Полимерные системы кабельной канализации защищают силовые и сигнальные кабельные сети, скрывают воздушные кабельные линии под землю. Геосинтетические материалы повышают несущую способность грунтов и дорожных одежд, обеспечивают разделяющую и фильтрующую функцию, противодействуют суффозии слоев земляного полотна.

Легкие насыпи из полистирола обеспечивают несущую способность грунтов на слабых основаниях, противодействуют деформациям на пучинистых грунтах, обеспечивают термоизолирующую функцию в особых условиях эксплуатации.

Благодаря отраслевой трансформации СИБУР сфокусируется на обеспечении отрасли дорожного хозяйства современными полимерными материалами, которые позволят делать дороги в нашей стране более качественными, долговечными и самое главное – безопасными.


просмотры:

5152

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться