Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Инфраструктурный бум

 |  Новости

Дорожное строительство – драйвер развития экономики.

Прошедший в Москве Национальный форум инфраструктурных компаний стал знаковым событием не только для строительной отрасли, но и для всей экономики. Именно инфраструктурные проекты являются драйверами ее развития и двигают ее вперед. Одним из приоритетов является строительство объектов дорожно–транспортной инфраструктуры. Об успехах отрасли, проблемах и дальнейшем развитии рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Он отметил, что с 2020 года удалось сделать очень многое для развития дорожно–транспортной отрасли и обеспечения устойчивого развития страны. Итоговые рекордные цифры говорят сами за себя: за четыре года рост объема строительных работ, включая дорожные, составил 27%.
Построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тыс. км дорог, уложено более 668 млн кв. м асфальтобетона, в том числе в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Продолжается реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, модернизируется инфраструктура железнодорожных путей, региональных аэропортов и морских портов.
Утвержден и актуализирован пятилетний план дорожного строительства, поставлена задача по составлению конкретной программы деятельности до 2030 года и прогноза до 2036 года. Совокупный объем финансирования до 2028 года по плану составит 15,7 трлн руб., из которых 5,9 трлн – средства федерального бюджета, а 1,8 трлн руб. – внебюджетные средства.
Еще 8 трлн будет привлечено за счет региональных дорожных фондов. Надо отметить, что регионы тоже очень активно в этом направлении двигаются. Планируется, что благодаря этим деньгам примерно 130 тыс. км дорог будет реконструировано. Взаимная увязка всех мероприятий позволит выполнить поручение Президента России по приведению 85% дорог опорной сети в нормативное состояние.
Потребуется построить около 11 тыс. км новых дорог и улично–дорожной сети, уложить 1,6 млрд кв. м асфальта.
В настоящее время среди ключевых задач – увязка процессов развития территорий, городов, создание транспортно–логистических центров и логистических коридоров, в том числе их переориентация на другие направления в связи с изменившейся геополитической ситуацией, а также повышение мобильности граждан в связи с активным дорожным строительством.
Продолжается важная работа по сокращению инвестиционно–строительного цикла. В перспективе срок реализации строительных проектов от идеи до регистрации права собственности не должен превышать 1 тыс. дней, кроме сложных и уникальных объектов.
Остро стоит вопрос качества содержания дорог. По словам вице–премьера, оно ухудшилось. В 2018 году, когда началось массовое строительство, инструментального обследования дорог в полном объеме не было. Сейчас, когда уже научились его делать, закупили оборудование и технику, оно показало, что действительное состояние дорог хуже, чем было заявлено раньше.
Ключевая задача на ближайшие годы – рост производительности труда. Производительность труда в строительстве в РФ в настоящий момент не растет, ее необходимо поднять на 22% относительно уровня 2021 года.
Марат Хуснуллин отметил, что развитие отрасли идет по экстенсивному сценарию за счет вала, за счет привлечения ресурсов, привычки работать за бюджетные деньги.
«Новые автодороги необходимо учиться строить за счет привлечения внебюджетных средств, так как строить дороги только на бюджетные деньги мы не сможем», – отметил вице–премьер.
В настоящее время подготовлена программа по строительству платных дорог с привлечением частных инвестиций.
Программа предусматривает строительство 10 тыс. км платных дорог. Необходимым условием для этого является снижение ключевой ставки ниже 10%.
Просчитываются все возможные механизмы финансирования: компенсация процентной ставки по кредитам, выпуск специальных инфраструктурных, более дешевых облигаций под гарантии правительства.
Сама по себе идея строить платные дороги очень правильная. Когда деньги просто безвозвратно выделяются из бюджета, их перестают считать и экономить. А строительство платных дорог заставляет их считать.
Надо работать и над снижением стоимости строительства. «Когда можно построить развязку за 2 млрд руб., а стоимость начинают разгонять до 4–5 млрд, как ее потом окупать?» – спросил Марат Хуснуллин.
Председатель Правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко в своем выступлении отметил, что с 2010 года госкомпания привлекла в дорожное строительство почти 1 трлн руб. частных инвестиций.
В доверительном управлении Автодора находятся почти 5 тыс. км дорог, из них более 3 тыс. построено с нуля. Только в 2023 году открыли движение по более чем 800 км новых дорог. Такие результаты по итогам 15–летия госкомпании стали возможны в том числе за счет привлечения инвестиций.
Доходы, полученные госкомпанией от сбора платы за проезд, направляются на содержание и ремонт дорог, а также на возврат привлеченных на создание магистралей инвестиций.
В 2023 году эти доходы выросли на 44,9%, до 80,18 млрд руб. – на 5 млрд руб. больше, чем планировалось. За счет сбора платы в 2024–2030 годах деньги из бюджета на содержание платных дорог не понадобятся (это около 280 млрд руб.).
Текущая стоимость проезда по платным дорогам позволяет более активно привлекать инвесторов в проекты. В этом году будут открыты новые платные дороги в Московской области (Мытищинская хорда и Южно–Лыткаринская автодорога), а также новый участок М–12 в Башкирии и Свердловской области (Дюртюли – Ачит).
Благодаря принятым Правительством РФ мерам в конце 2024 года с открытием обхода Твери и движения по М–12 до Екатеринбурга автомобилисты смогут комфортно, быстро и безопасно путешествовать до Урала.
Расчетное время в пути от Казани до Екатеринбурга сократится на 50%, от Санкт–Петербурга до Екатеринбурга – на 45%, что даст положительный экономический эффект для регионов, по которым проходит маршрут.
М–12 «Восток» уже становится драйвером увеличения градостроительного потенциала и инвестиционной привлекательности субъектов прохождения трассы.
Генеральный директор холдинга «Автобан» Алексей Андреев, выступая на пленарном заседании форума, отметил, что сложность текущих бюджетных ограничений возможно компенсировать благодаря привлечению денежных средств из банковского сектора в рамках № 115–ФЗ.
Банки проявляют высокий интерес к финансированию концессионных проектов, имея для этого необходимый запас ликвидности. Это поможет дорожной отрасли сохранить высокие темпы строительства опорной сети скоростных дорог, соединяющей города–миллионники и развивающей экономику страны в целом.
Также глава холдинга в очередной раз обратил внимание дорожного сообщества на важность сохранения объемов строительства и ввода магистралей. Он напомнил, что снижение объема работ у крупных игроков строительного рынка, как правило, приводит к снижению объемов и в других секторах. На одного человека, занятого дорожным строительством, приходятся до 11 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому экономический ущерб от сокращения темпов дорожного строительства может стать колоссальным. И этого допустить нельзя.
(Более подробно о работе Национального форума инфраструктурных компаний – в следующих номерах «ТР».).

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук


просмотры:

157

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться