Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Россия – Белоруссия: тренды взаимодействия

Торговля, совместные проекты, промышленная кооперация.

Товарооборот между Россией и Белоруссией растет год от года: в 2021 году он составил 38,5 млрд долл., что на треть превышает объем предыдущего года, в 2022 году превысил 40 млрд долл. В региональном разрезе у 39 субъектов Российской Федерации годовые объемы торговли с Белоруссией превышают 100 млн долл. У этих субъектов доля товарооборота с республикой – более 6% от общего объема внешней торговли. Статистика свидетельствует об интенсивном торговом сотрудничестве многих российских регионов с Белоруссией, причем без существенных перекосов внешнеторгового баланса: поставки 50 субъектов РФ в Белоруссию в денежном выражении превышают импорт, у 35 субъектов РФ белорусский импорт превышает экспорт, но в целом сохраняется относительный паритет.

Партнерство и кооперация

Разумеется, в сфере международной торговли огромное значение имеет транспортная логистика – расстояние между контрагентами и пути доставки. Белоруссия – ближайший сосед, но не для всех субъектов РФ. Поэтому вполне объяснимо, что регионы, расположенные в западной части России, имеют в торговле с РБ наилучшие показатели. Исключение составляют Алтайский край, Оренбургская область, Калмыкия и Карачаево–Черкесия: белорусская доля в их торговле также высока.

Несмотря на серьезную роль Республики Беларусь в товарообороте большинства российских регионов, восточнее Томской области нет ни одного субъекта РФ, где доля Белоруссии во внешнеторговом обороте превышала бы 2%. При сохранении крепких союзнических отношений между странами взаимная торговля может значительно расшириться при соответствующем развитии автотранспортной и железнодорожной инфраструктуры на юге России, Северном Кавказе, Урале и в Сибири. Расположенные там субъекты РФ вполне способны войти в орбиту «белорусского влияния», если будут снижены издержки транспортной логистики.

Для многих субъектов РФ импорт из Белоруссии вполне успешно замещает поставки из стран, ставших недружественными. И в этом направлении ожидается рост объемов торговли прежде всего по известным еще с советских времен позициям: это самосвалы БелАЗ и тракторы «Беларус». Россия закупает также автозапчасти, мебель, лекарственные средства и лифты.

Российский автопром представлен в Белоруссии несколькими торговыми дочерними компаниями АвтоВАЗа во главе с «Минск–Лада», а также сервисным центром КамАЗа в Бресте.

Имеются успешные примеры инвестиций и в сфере ВПК.

Если говорить о машиностроительных компаниях, то белорусские инвесторы сначала создают на территории России дистрибьюторскую сеть и сервисные центры для обслуживания своей техники и оборудования, а затем открывают в России сборочное производство с постепенным увеличением степени локализации. Это позволяет упростить логистику, нарастить объемы выпуска и продаж продукции в РФ.

Белорусский машиностроительный холдинг «Амкодор» (выпускает строительные, дорожные, лесные, коммунальные и сельскохозяйственные машины) имеет в России две действующие производственные площадки – в Брянске («Амкодор–Брянск») и Петрозаводске («Амкодор–Онего»).

Строятся еще два завода – в Гатчине (под Санкт–Петербургом) и на территории индустриального парка «Уфимский» в Башкирии.

В конце 2022 года в Ворсме Нижегородской области открылось российско–белорусское производство трамваев «Нижэкотранс». Эта площадка станет производственной базой для реализации концессионного соглашения по модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде до 2024 года. Уже представлен первый полностью низкопольный односекционный трамвайный вагон модели Т811. Он получил название «МиНиН», что означает кооперацию Минска и Нижнего Новгорода.

В планах поставка в адрес СП «Нижэкотранс» десяти трамвайных вагонов модели Т811 и 26 трехсекционных трамвайных вагонов модели Т856, 20 машинокомплектов трамвайных вагонов и 114 комплектов трамвайных тележек и электрооборудования. Всего до 2024 года Нижний Новгород получит 170 полностью низкопольных трамвайных вагонов.

Экономическое взаимодействие двух стран характеризуется углубленной промышленной кооперацией между российскими и белорусскими предприятиями, которая выдержала проверку временем. Это касается поставок материалов, комплектующих, узлов и агрегатов.

О том, насколько мощные кооперационные связи существуют между предприятиями двух стран, свидетельствуют данные таблицы. Самый характерный пример – это БелАЗ, занимающий почти треть мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Россия – основной покупатель БелАЗов: в нашей стране эксплуатируются около 11 тыс. таких самосвалов.

В настоящее время больше половины комплектующих для этих машин – российского производства. Линейка БелАЗов грузоподъемностью от 30 до 45 тонн оснащается двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ), в том числе «Кунгур–550» на криогенном топливе. В остальных моделях белорусского автогиганта устанавливались американские, немецкие и шведские двигатели. Из–за санкционных ограничений их поставки теперь невозможны; в результате для российских производителей появился шанс расширить кооперацию с БелАЗом. Так, подписана дорожная карта по применению в карьерных самосвалах двигателей Уральского дизель–моторного завода (Екатеринбург). Опытный образец уже существует: пять лет назад в качестве экспериментальной разработки был собран 240–тонный БелАЗ–75319 с уральским двигателем. Другое российское предприятие – Коломенский завод (входит в Трансмашхолдинг) – будет поставлять новый двигатель для флагманского БелАЗ–75304.

Западных поставщиков БелАЗа заместили и российские металлурги: сталь высокопрочных износостойких марок автогигант теперь закупает не в Швеции, а у «Северстали», НЛМК и ММК. Трансмиссии для БелАЗа поставляют российские «Силовые машины» (Санкт–Петербург), «Сибэлектропривод» (Новосибирск), «Русэлпром» (производственные мощности расположены под Санкт–Петербургом, во Владимире и в городе Сафоново Смоленской области), «Татэлектронмаш» (Набережные Челны).

Среди других примеров промышленной кооперации можно назвать начавшееся недавно сотрудничество Минского и Средневолжского (Самара) подшипниковых заводов: в Минске производят для подшипников ролики, сепараторы и кольца средних размеров, в которых заинтересованы самарцы. Также белорусы имеют технологическую возможность поставлять на самарский завод поковки крупногабаритных подшипников, а минское предприятие нуждается в поставках крупногабаритных наружных и внутренних колец.

Технологический суверенитет – общий

В области машиностроения и Россия, и Белоруссия располагают необходимыми производственными мощностями, научным и кадровым потенциалом для создания совместными усилиями полного цикла конкурентных высокотехнологичных производств при соответствующем финансовом обеспечении.

 В ноябре 2022 года было подписано соглашение о предоставлении Беларуси государственного финансового кредита России в сумме 105 млрд руб. Уточнены на уровне правительств двух стран перечни перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов. Изначально их было 16.

По состоянию на 10 июля 2023 года с российской стороной согласованы 17 паспортов перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов, из которых Комиссией по вопросам промышленной политики одобрены к финансированию 13. Заключены кредитные договоры с банками на финансирование за счет средств российского государственного финансового кредита по 11 перспективным импортозамещающим инвестиционным проектам на общую сумму 53,8 млрд руб.

Особое место занимают проекты по выпуску продукции с высокой степенью локализации в рамках Союзного государства. Например, на БелАЗе предусматривается модернизация производства и увеличение выпуска тяжелой карьерной техники, на Амкодоре – расширение производственных мощностей по выпуску машин лесопромышленного комплекса на собственной элементной базе, являющихся одними из самых наукоемких в машиностроении.

Курс на локализацию и собственное производство БелАЗ взял давно, а глобальные геополитические изменения ускорили перестройку технологических процессов на автогиганте. Ставка – на внедрение максимально широкого круга отечественных компонентов. Особое внимание уделяется двигателям.

Недавно в линейке 25–тонных самосвалов повышенной проходимости с жесткой рамой произошло долгожданное пополнение. В филиале БелАЗа в Могилеве создан опытный образец модели МоАЗ–75053 с дизельным двигателем мощностью 380 л.с. Эта полноприводная машина предназначена для перевозки насыпных грузов в строительстве и на вскрышных работах горнорудной промышленности при распутице, бездорожье и в сложных климатических условиях. Абсолютное большинство узлов и комплектующих в новинке – белорусского либо российского производства.

Еще одна совместная разработка – опытный образец карьерного самосвала 220–тонного БелАЗ–75304 с мотором производства компании «Коломенский дизель», генератором производства «Русэлпром». Новинка почти на 100 процентов состоит из комплектующих производства предприятий Союзного государства Беларуси и России.

При этом импортные детали поставляются из дружественных стран.

Активно привлекаются частные производственные компании, с которыми согласуются технические условия, а также им оказывается помощь в разработке их продуктов под комплектацию самосвалов.

Жодинское предприятие реализует еще один важнейший импортозамещающий проект – создание кольцераскатного производства в Орше. Планируется, что оно обеспечит полное импортозамещение кольцевых заготовок как для собственных нужд БелАЗа, так и для других предприятий Беларуси и России.

Из–за введения санкций в автотракторной отрасли Союзного государства наметился дефицит фар, подфарников и прочей светотехники. Для решения проблемы на ОАО «Руденск» в Минской области, специализирующемся на производстве светотехнической продукции, разработали импортозамещающий инвестиционный бизнес–план и оперативно согласовали. Сегодня предприятие поставляет детали, в которых нуждаются белорусские и российские тракторные и автомобильные заводы.

Только Уральский автозавод ежемесячно приобретает три тысячи таких комплектов плюс противотуманные фары, которые ранее в Беларуси не заказывали.

ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» входит в состав холдинга «БелавтоМАЗ», выпускает запасные части, узлы и компоненты для грузовой и автобусной техники, а с недавних пор активно развивает и производство, связанное с железнодорожным транспортом. Совсем еще недавно барановичские автокомпоненты, а их выпускается более 1000 наименований, в основном шли на конвейеры белорусских предприятий. Доля их использования в российском автомобилестроении была относительно небольшой из–за засилья западных компаний. Однако в 2022–м, когда многие западные фирмы отказались от сотрудничества с россиянами, ситуация для БаАЗ кардинально поменялась.

Сегодня в список его деловых партнеров входят практически все ведущие белорусские и российские автопроизводители: МАЗ, БелАЗ, КамАЗ, «Урал», ГАЗ, Ростсельмаш.

БААЗ активно осваивает новые виды продукции, предназначенные для российских предприятий. С начала года стал поставлять тягово–сцепные устройства для заводов «Урал» и «Ростсельмаш», амортизаторы для автобусов группы ГАЗ. Недавно в Россию были отправлены первые опытные партии демпферов для рельсового общественного транспорта Москвы и амортизаторов для полуприцепов «Тонар».

На главной российской промышленной выставке «Иннопром–2023» Белоруссия представила ряд интересных экспонатов. Прежде всего, это седельный тягач и автобус туристического класса. Сегмент тяжелой техники в России, как известно, испытывает дефицит таких автомобилей после ухода «большой европейской семерки», а представленный тягач составит конкуренцию китайским производителям, пришедшим на наш рынок.

Главное достоинство седельного тягача МАЗ–541SA5 – его антисанкционность. Если, по данным КамАЗа, его главного конкурента, тягач 54901 локализован на 70%, то белорусский имеет 85% союзной составляющей, все остальное из дружественных стран. Тягач способен работать в составе автопоезда полной массой 44 тонны. Объем топливных баков 580+890 литров обеспечивает запас хода до 3700 км, это расстояние от Москвы до Красноярска. Двигатель экологического класса Euro–6 (Weichai) агрегатирован с роботизированной 12–ступенчатой коробкой передач.

Третье поколение минских автобусов теперь представлено и транспортным средством для туристических и междугородных перевозок. Это автобус третьего поколения МАЗ 350. Он также антисанкционный, но не до конца. Этот «междугородник» на 78% состоит из белорусских и российских комплектующих, еще 15% поставляются из дружественных стран, 7% – это комплектующие, которые предстоит импортозаместить.

Автобус способен взять на борт 61+1+1 пассажиров. Объем багажных отсеков – 11 куб. м, объем топливного бака – 590 литров, что позволяет преодолевать до 2000 км. Двигатель экологического класса Euro–6 мощностью 400 л.с.

Не машиностроением единым

Экономическое взаимодействие наших стран в транспортной сфере имеет и другие направления: Россия и Белоруссия прорабатывают вопрос о передаче в собственность последней многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка», входящего в Большой порт Санкт–Петербург. Первая информация об этом появилась в феврале 2023 года.

Оставим в стороне политическую составляющую возможной сделки и обратимся к сухой статистике. За 2022 год через морские порты России отгружено 3,5 млн т: через порты в Ейске, Усть–Луге, Новороссийске и Астраханской области, а также транзитом по железной дороге в Китай. Работу по перевалке широкого спектра белорусских экспортных грузов можно считать успешной: она позволила занять простаивающие портовые мощности. Предпринятые шаги позволили существенно нарастить объемы транзита белорусских экспортных грузов через Россию.

Интерес белорусов к мощностям порта «Бронка» возник после того, как из–за начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года Великобритания, ЕС, США и ряд других стран ввели санкции против России и Белоруссии. В частности, с 1 февраля 2022 года Литва ограничила прием поездов с белорусскими калийными удобрениями в порт Клайпеды.

После этого Россия начала прием грузов из Белоруссии через собственные терминалы в российских портах. Тогда же стало ясно, что они не справятся с приемом и обработкой белорусских грузов, в том числе около 12 млн т калийных удобрений в год, которые раньше шли через прибалтийские порты.

В мае 2022 года по итогам встречи президентов двух стран сообщалось, что российские власти готовы выделить Белоруссии место под строительство собственного перегрузочного терминала рядом с портом «Бронка», то есть в районе петербургского пригорода Ломоносов. В июне прошлого года президент Белоруссии посещал Ленобласть, чтобы ознакомиться с ходом строительства нового терминала вблизи порта «Бронка». Ранее сообщалось о намерениях полностью завершить строительство к 2024 году.

Бронка – единственный глубоководный терминал порта Санкт–Петербург, который может принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. Мощность терминала по перевалке грузов составляет 3,2 млн т в год. Планы дальнейшего развития включали в себя увеличение мощности по обработке контейнерных грузов до 1,9 млн TEU в год, накатных грузов – до 200 000 единиц в год. А реализация проектов развития железнодорожной и складской инфраструктуры должна дополнительно увеличить мощность перевалки до 25 млн тонн к 2025 году.

А что же дальше? В самой ближайшей перспективе интеграция перейдет в полном смысле на более высокий уровень.

В небо – 

за четыре года

На международной выставке «Иннопром–2023» был проанонсирован совместный российско–белорусский проект по серийной сборке в Республике Беларусь двухмоторного легкого многоцелевого самолета.

В Беларуси никогда не было собственного производства авиационной техники, но десятилетиями работали и продолжают работать очень крупные авиаремонтные предприятия военного и гражданского назначения: Минский завод гражданской авиации ремонтировал 

всю линейку самолетов Туполева, Барановичский авиаремонтный завод – большое семейство самолетов Сухого, Микояна и т. д. 

Так что серьезные компетенции в этой сфере были наработаны достаточно давно.

И когда Российская Федерация приняла правильное решение сконцентрировать усилия на развитии собственного авиапрома, конечно, потребовалась помощь технологических партнеров.

Белорусские предприятия активно включились в программу изготовления узлов, агрегатов, комплектующих для российских авиастроительных предприятий.

В ходе посещения правительственной делегации Беларуси Казанского и Ульяновского авиа-

ционных заводов фактически нарабатывался пакет заказов.

Сейчас перед Россией стоит задача – создание линейки самолетов от МС–21 до небольших самолетов типа «Байкал», которые в ближайшее время начнут серийно производиться в Екатеринбурге.

Предложение о готовности участия белорусской стороны в амбициозной программе развития самолетостроения было озвучено российским коллегам: Белоруссия готова оказать российскому авиапрому техническую и технологическую помощь. Республика готова стать полноценной авиастроительной державой: выпустить собственный летательный аппарат, разработанный в кооперации с российскими партнерами. При этом российская сторона фактически отдает на аутсорсинг свою разработку.

Самолет будет разрабатываться совместно со специалистами Уральского завода гражданской авиации. Поставлена цель – завершить опытно–конструкторскую работу за три года, включая изготовление четырех опытных образцов и начало летных испытаний. Разработка пойдет не с нуля: будут использованы наработки российских авиастроителей в рамках самолетов «Байкал» и «Ладога», поэтому многие узлы будут взаимозаменяемы.

Еще одна важная деталь реализации проекта: Белоруссия не покупает лицензию, белорусские и российские конструкторы совместно будут осуществлять разработку самолета.

Создание любого летательного аппарата зависит от того, на какой стадии находится технологический уровень, есть ли школа. Сегодня можно говорить о том, что в Белоруссии отработана технология производства компонентов и элементов. В России есть школа, объединяющая производства всех систем и двигателей. Поэтому вместе мы сможем сократить сроки с традиционных 8 до 4–4,5, максимум 5 лет.

Западные санкции сблизили наши страны еще сильнее. Но работа по интеграции двух экономик ведется давно. Благодаря совместным государственным решениям в России и Белоруссии постепенно создаются равные экономические условия, формируется надежная база для функционирования единого финансового, энергетического рынков и транспортного пространства. Разрабатывается общая макроэкономическая, технологическая, промышленная, цифровая политика. Эти шаги будут способствовать дальнейшему укреплению связей с Белоруссией российских регионов и компаний.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

540

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться