На «Транспортной неделе – 2024» состоялась пленарная дискуссия «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
с участием Председателя Правительства РФ
Михаила Мишустина
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Роман Старовойт, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко и другие.
Открывая мероприятие, Михаил Мишустин подчеркнул, что, несмотря на непрекращающееся санкционное давление, отрасль продолжает поступательно развиваться. «Президент особо подчеркивал необходимость наращивания возможностей транспортного комплекса. Чтобы он стал более эффективным и современным. Ведь от его четкой, надежной работы во многом зависит качество жизни людей, рост промышленности, туризма, торгового оборота, укрепление всей национальной экономики», – отметил он.
Правительство завершает формирование новых национальных проектов, которые должны быть запущены уже с января. Их главная цель – системная поддержка наиболее приоритетных направлений: в части строительства опорной сети железных дорог, морских портов, аэродромов, пунктов пропуска. В числе других ключевых инициатив – проведение цифровой трансформации. И особое внимание будет уделено укреплению кадрового потенциала.
Председатель Правительства РФ отметил, что сейчас полным ходом идет масштабная работа по глубокому перепроектированию комплектующих всей линейки воздушных судов. Она включает разработку и создание двигателей, широкой номенклатуры авионики, перспективных материалов, огромного числа узлов, агрегатов, другого оборудования. И каждый элемент должен отвечать самым жестким требованиям по качеству, безопасности и удобству. «Это требует не только времени, но и максимальной концентрации ресурсов. Ни одна страна еще не сталкивалась с необходимостью преодоления такого уровня технологического вызова в столь короткие сроки. И это, по сути, уникальная возможность для нашей науки, промышленности, для всех нас. Российский воздушный флот должен приобрести качественно новый облик, основанный на собственных решениях», – добавил он.
Шла речь о повышении интенсивности авиасообщения внутри страны в 1,5 раза. Для этого предстоит модернизировать свыше трети аэропортовой инфраструктуры. Изменения затронут не менее 75 аэродромов. Это будет способствовать расширению сети маршрутов, запуску большего числа прямых рейсов – без пересадки в Москве.
Еще одно важнейшее направление – железные дороги. Весной был дан старт строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт–Петербург. Первые поезда нового поколения должны выйти на линию уже через 4 года. Дорога пройдет по территории 6 российских субъектов, где проживают 30 млн человек.
«Для укрепления торговых связей с зарубежными партнерами большое значение приобретает работа по расширению опорной сети железных дорог. По поручениям президента увеличиваем мощности Восточного полигона, Азово–Черноморского и северо–западного направлений, а также коридора «Север – Юг», – сообщил Михаил Мишустин.
Говорилось и о развитии Северного морского пути. Артерия является самым коротким и безопасным маршрутом в сторону государств Азиатско–Тихоокеанского региона. Грузопоток по СМП уверенно приближается к 40 млн тонн. К концу десятилетия он превысит 100 млн тонн. Для надежного обеспечения круглогодичной навигации будет активнее расширяться ледокольный флот, в том числе атомный. А также будут строиться вспомогательные и аварийно–спасательные суда.
Михаил Мишустин затронул и тему отраслевого образования. «России нужны инженеры транспорта. Ни один из проектов мы не сможем реализовать без квалифицированных кадров. Крайне важно подготовить достаточное количество специалистов высокого уровня. С твердой базой классических знаний и практическими навыками, в том числе в сфере новейших технологий, – заявил он. – Сегодня в 19 профильных вузах учится почти полмиллиона человек. Наше молодое поколение – талантливо и трудолюбиво. Им предстоит не только сохранить достигнутые результаты, но и развивать успех под руководством опытных наставников. Надо обеспечить для ребят все условия: новые образовательные центры, хорошо оснащенные лаборатории, комфортные общежития, тренажеры, учебный воздушный флот. Это необходимо для организации качественного процесса обучения».
Марат Хуснуллин в своем выступлении остановился на важнейшей составляющей транспортной связанности страны –
автомобильных дорогах. В этом году завершается национальный проект «Безопасные качественные дороги». «За 6 лет было построено и реконструировано более 150 тысяч километров дорог, приведена в нормативное состояние дорожная сеть в 105 крупнейших агломерациях, – сообщил он. – Несмотря на рост автомобилизации, повышение мобильности населения, у нас количество ДТП сократилось на 22%, а число погибших – на 20%. В течение 6 лет это тысячи сохраненных жизней».
Шла речь и о поставках общественного транспорта в регионы. С 2020 года удалось обновить более 13 тысяч транспортных средств. Новая задача – до 2030 года обновить не менее 40 тысяч единиц общественного транспорта.
Роман Старовойт напомнил о миссии Минтранса – создании самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в России. «Да, очень амбициозно звучит эта миссия, но, как говорит наш президент, если мы не будем перед собой ставить самых амбициозных задач, то мы и никаких не решим», – сказал министр.
Наш корр.