Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Транспортные скрепы России

Пространство – важнейший ресурс развития страны

Обозрение

Целью пространственного развития РФ является формирование системы расселения и территориальной организации страны, которая будет способствовать достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности.
В условиях постсанкционной трансформации экономики пространство становится важнейшим ресурсом развития РФ. Концентрация ресурсов обеспечивается за счет закрепления территориальных приоритетов. Для этого формируется система опорных населенных пунктов, которые образуют инфраструктурный и экономический каркас России, обеспечивают развитие прилегающих территорий. Такой подход позволит развивать не только крупные городские агломерации, но и малые, средние города и сельские населенные пункты.

Смотрюсь в тебя,
как в зеркало...

Проект стратегии пространственного развития РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года был представлен на парламентских слушаниях в Совете Федерации, которые провел первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин.
«Стратегия пространственного развития должна стать реально работающим документом. Важно, чтобы показатели стратегии и прогноза социально–экономического развития страны были синхронизированы», – сказал сенатор.
Кроме того, подчеркнул Андрей Яцкин, Стратегия пространственного развития должна быть синхронизирована со стратегиями социально–экономического развития субъектов РФ и полностью отражать потребности регионов. «Каждому субъекту Российской Федерации необходимо увидеть себя в федеральной стратегии», – отметил он.
В настоящее время в экономике РФ наблюдается перекос: экономическая активность сконцентрирована в 9 субъектах РФ с наибольшим вкладом в совокупный валовой региональный продукт (ВРП), включая Московскую и Санкт–Петербургскую агломерации, их доля в совокупном ВРП увеличилась с 50,2% в 2016 году до 53,2% в 2022 году.
Помимо столичных агломераций существенный вклад в экономику вносят субъекты РФ, в которых расположены основные минерально–сырьевые центры, – Ямало–Ненецкий, Ханты–Мансийский автономные округа, Красноярский край.
Как проинформировал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, сформирован перечень из 2100 опорных пунктов, в которых проживает 73% населения страны. Свыше 85% из них составляют малые города и сельские территории, в перечень включены все исторические поселения и 12 наукоградов. Стоит задача повысить к 2030 году качество жизни в этих населенных пунктах на 30%.
«В агломерациях важно повышать эффективность за счет укрупнения агломерационных связей. В крупных населенных пунктах требуется опережающее развитие инфраструктуры – энергетической, транспортной, социальной – для удержания работников и привлечения новых. В стратегических населенных пунктах, которые обеспечивают национальную безопасность, важно обеспечить достаточный уровень жизни для сохранения населения, а в опорных населенных пунктах – развивать инфраструктуру, которой будут пользоваться жители прилегающих территорий», – сказал Дмитрий Вахруков, представляя проект стратегии.
В отдельную категорию выделены населенные пункты, развитие которых подвержено рискам и связано с диверсификацией экономики.
Также определен перечень 295 городов, из которых 200 –
приоритетные, их развитие будет идти за счет реализации мастер–планов. «Внутри комплексного плана по развитию инфраструктуры будем приоритизировать проекты за счет имеющихся ресурсов и транспортно–экономического баланса. Все должно быть увязано с региональными схемами территориального планирования», – заключил замминистра.
Важно, что отраслевые приоритеты пространственного развития будут соотноситься с территориальными приоритетами, которые должны найти отражение в соответствующих национальных проектах, государственных программах РФ, отраслевых документах стратегического планирования.
Новые
возможности

Безусловно, на пространственное развитие РФ оказывают влияние новые вызовы, связанные с ростом геополитической напряженности, включая санкционные ограничения недружественных государств, а также с вхождением в состав РФ новых субъектов и др. Это создает проблемы, но вместе с тем открывает новые возможности для развития страны.
На суше РФ граничит с 16 государствами, 7 из которых признаны недружественными из–за введения санкций против нашей страны. Как результат идут переориентация экономических связей и ускоренное развитие сотрудничества с Китаем, Турцией, Индией, Ираном, Монголией, государствами Юго–Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.
В 2023 году по сравнению с 2021–м оборот внешней торговли со странами Европы и Америки сократился на 56% и 53% соответственно, в то время как со странами Азии – увеличился на 47%.
Ожидается, что в период 2022–2030 годов объем внешней торговли РФ с недружественными странами сократится более чем в пять раз, а товарооборот с иными странами вырастет практически вдвое и составит свыше 90% от общего объема внешней торговли.
Основные планы дружественных государств, затрагивающие интересы РФ, касаются реализации проектов международных транспортных коридоров, инфраструктурных проектов, а также наращивания экономического сотрудничества.
Азербайджанская Республика и Исламская Республика Иран развивают инфраструктуру МТК «Север – Юг», что в перспективе приведет к созданию нового альтернативного маршрута торговли с Индией, странами Ближнего Востока и Юго–Восточной Азии.
Продвигаемая КНР концепция «Один пояс, один путь» объединяет проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Таким образом, создается сеть международных маршрутов для обеспечения быстрой доставки за рубеж больших объемов китайских товаров, инициируются транспортно–логистические, инфраструктурные и другие проекты.
В трехстороннем формате в рамках программы создания экономического коридора «Россия – Монголия – Китай» реализуются проекты в области транспорта. Приоритетный проект – модернизация российско–монгольского предприятия «Улан–Баторская железная дорога».
Развиваются межрегиональные и внутрирегиональные транспортные пути на территориях, расположенных вдоль российско–китайской государственной границы.
В условиях наращивания закупок российских энергоносителей Турцией и Индией потребуется расширение российской логистической инфраструктуры. Растет спрос на энергоносители и со стороны стран Юго–Восточной Азии. В совокупности эти факторы могут повлиять на загрузку портов Азово–Черноморского и Дальневосточного бассейнов, а также подходов к ним.
Протяженная российско–казахстанская граница (7,6 тыс. км) определяет сотрудничество в области развития МТК «Север – Юг», включая маршрут Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.
Особое значение для РФ при сотрудничестве с Туркменистаном приобретает развитие восточного маршрута МТК «Север –
Юг» для доставки грузов в Турк-
менистан, Иран, Индию, страны Центральной Азии, Ближнего Востока и Восточной Африки, в том числе в рамках коридора «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Киргизия».
Изменения во внешней торговле напрямую влияют на распределение грузопотоков по международным транспортным коридорам. Так, в 2023 году доля МТК «Северо–Западное направление» снизилась с 42 до 36% в общем объеме экспортно–импортных перевозок через различные МТК.
Доля МТК «Восточное направление», ориентированного на экспорт в КНР и страны Восточной Азии, выросла с 34 до 37%.
Доля Азово–Черноморского направления также выросла с 23 до 25%.
Согласно прогнозам к 2030 году по сравнению с 2023–м доля МТК «Восточное направление» вырастет на 2,4 п.п. и составит 39% во всех экспортно–импортных перевозках.
Доля МТК «Северо–Западное направление» сократится еще на 2,9 п.п. и составит 33% при росте объемов перевозимых грузов на 5,5%.
Доля МТК «Север – Юг» к 2030 году составит 4% от общего объема экспорта и импорта через различные МТК, однако при этом объем перевозимых грузов вырастет в 2 раза по сравнению с уровнем 2023 года.
Доля МТК «Азово–Черноморское направление» в объеме экспортно–импортных перево-
зок сократится на 1,1 п.п. при росте объема перевозок на 9,7% за счет более существенного роста МТК «Восточное направление».

Повысить эффективность перевозок
и транспортную связанность

Вместе с тем в результате нарушения устоявшихся логистических цепочек, увеличения расстояния перевозок происходит рост транспортно–логистических издержек, а также рост нагрузки на магистральную транспортную инфраструктуру. В этих условиях приоритетом для транспортной отрасли становится повышение эффективности перевозок по всей транспортной сети.
На востоке страны растет грузонапряженность Восточного полигона железных дорог. Прогнозируется рост грузовой базы Северного морского пути в части экспорта углеводородов, разрабатываемых в приарктической зоне.
Рост морских перевозок сдерживается нехваткой крупнотоннажного флота, включая ледокольный, для перевозок по СМП. Имеется потребность в развитии контейнерных перевозок в портах Дальнего Востока и в Азово–Черноморском направлении.
Рост портовых мощностей требует синхронизации со смежными видами транспорта, прежде всего с железнодорожным. На Азово–Черноморском и Каспийском направлениях развитие речных подходов к портам может составить альтернативу железнодорожному транспорту в летний период, появится возможность прямого экспорта судами «река – море» плавания. Это в свою очередь потребует особого внимания к проектам развития речных портов, судоходных гидротехнических сооружений и судостроительной отрасли.
В то же время вводимые в эксплуатацию объекты транспортной инфраструктуры, в том числе направленные на снятие указанных ограничений, не всегда отвечают требованиям экономической эффективности и снижают эффективность экономики в целом. В частности, реализация дорогостоящих проектов по созданию транспортной инфраструктуры для перевозки низкомаржинальных грузов приводит к росту тарифов для всех грузоперевозчиков в РФ, отмечают разработчики стратегии.
По мнению Дмитрия Вахрукова, переориентация транспортных потоков на новые рынки, сопровождаемая ростом в 1,5 раза грузопотоков по МТК, должна происходить с разумными издержками. «Транспортные затраты предприятий в условиях удлинения цепочек поставок объективно возрастают. Потребуется дальше развивать железнодорожный каркас, это прежде всего проекты, связанные с Восточным полигоном, и делать это в увязке с принципом «бери или плати», – сказал Дмитрий Вахруков.
Требуется обновленная программа развития до 2030 года с оптимизацией инвестиций и жесткой приоритизацией проектов, а также приоритизация грузов с точки зрения их стоимости как для РЖД, так и для экономики в целом.
Важна интеграция развития железнодорожной и энергетической инфраструктуры. «С одной стороны, перевозки становятся дешевле, с другой – эти затраты ложатся в виде энерготарифов на всю экономику, – пояснил Дмитрий Вахруков. – Для таких проектов нужна комплексная оценка, которая проводится не везде».
По его словам, предстоит сформировать модель развития СМП, которая бы не опиралась целиком на бюджетное финансирование, а работала в основном за счет платежей грузоотправителей.
Вторая большая задача на транспорте – повысить транспортную связанность для людей. «Повышение транспортной подвижности населения и снижение времени в пути позволит избежать излишней концентрации населения в отдельных точках, при этом сохраняя агломерационные эффекты. Это будет способствовать повышению трудовой мобильности для
обеспечения потребностей конкретных проектов», – сказал Дмитрий Вахруков.
В авиации сформирована программа реконструкции аэропортов. Ключевой момент – соблюдение графика поставки самолетов. Актуальны вопросы субсидирования перелетов на Дальний Восток, внутри ДФО и в Калининград, дотирования региональных авиаперевозок. При этом важно вырабатывать совместные подходы между Федерацией и регионами.
В стратегии также уделяется внимание развитию пригородного железнодорожного сообщения и высокоскоростного движения.

Экономический рост и связанность территорий

Первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов напомнил, что в стратегии отражены две основные задачи развития транспортного комплекса – поддержание в нормативном состоянии транспортной инфраструктуры и развитие единой опорной сети для снятия инфраструктурных ограничений на направлениях экономического роста и повышения связанности территорий.
В качестве инструментария определены национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни» и госпрограмма «Развитие транспортной системы». «Будем работать над развитием МТК для обеспечения роста грузопотока в 1,5 раза к 2030 году, повысим мощность единой опорной транспортной сети на 76% и авиаподвижность в 1,5 раза. В рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» будем создавать комфортную среду для жителей – дороги, общественный транспорт, повышать безопасность дорожного движения», – поделился планами Валентин Иванов.
К 2030 году 85% федеральных дорог, дорог агломераций и опорной сети будут приведены в нормативное состояние, доля региональных дорог в нормативе – до 60%. В агломерациях за счет обновления парка общественного транспорта доля транспортных средств со сроком эксплуатации не старше нормативного будет доведена до 85%.
Также получат развитие мультимодальные перевозки, ТЛЦ, инфраструктура на ключевых направлениях. Речь прежде всего идет о железных дорогах, обеспечивающих 85% грузооборота нашей страны. «Продолжим устранять инфраструктурные ограничения на МТК «Север – Юг», восточном, азово–черноморском и северо–западном направлениях. В целях развития внутренних водных путей будут решены две ключевые задачи – снятие ограничений по осадке и наращивание грузооборота по речным магистралям. За счет реконструкции судоходных гидроузлов повысим уровень безопасности и обеспечим ликвидацию аварийных гидротехнических сооружений, построенных более 80 лет назад», – проинформировал замминистра.
В части морской портовой инфраструктуры будет обеспечен вывоз возрастающих объемов грузов, в первую очередь несырьевых, неэнергетических и грузов АПК. Для этого предусмотрены мероприятия в 16 морских портах и на инфраструктуре СМП.
Развитие пунктов пропуска на границе с дружественными странами позволит сократить время осмотра грузового транспорта до 10 минут и увеличить грузопоток на основных коридорах в 1,5 раза.
Появление высокоскоростного железнодорожного сообщения по маршруту Москва – Санкт–Петербург значительно увеличит транспортную мобильность населения, даст дополнительный импульс для развития внутреннего туризма. В планах – развитие ВСМ в направлении Казани, Екатеринбурга, Рязани, Минска, юга и новых регионов.
Для роста авиационной подвижности предусматривается расширение аэропортовой инфраструктуры, к 2030 году будут выполнены мероприятия по строительству и реконструкции в 77 аэропортах, капитально отремонтированы 56 аэродромов.
Как показал анализ транспортной доступности 2264 опорных населенных пунктов, 99,7% населения имеют непосредственный доступ к объектам единой опорной сети. Только 300 тыс. человек (менее 0,3% населения) не имеют прямого выхода на единую опорную сеть, их перемещение обеспечивается дорогами регионального и местного значения, силами малой гражданской авиации и водным транспортом.

Четкие ориентиры для бизнеса

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов сообщил, что следующие пять лет планируется уделять большое внимание инвестициям в регионы, в том числе в рамках реализации национальных проектов, направленных на достижение технологического суверенитета. В частности, будет реализован проект по производству лития для электромобилей. Для обеспечения производства сырьем будут организованы добыча и переработка сырья в Мурманской области и Республике Тыва. Еще один пример – расширение производства углеводородного волокна в Татарстане для обеспечения авиастроения и других отраслей композитами.
«Мы нацелены аккумулировать все запросы по отраслям промышленности и по внутренним инфраструктурным проектам, включая строительство дорог. Тем самым мы сможем определить, какая часть этого спроса дозагрузит мощности Центральной России и какие дополнительные производства нужно создать в отстающих в промышленном плане регионах. Мы будем ориентироваться на внутриотраслевые балансы, длину логистического плеча, чтобы избежать ненужного профицита мощностей. Бизнес получит четкое представление о емкости потенциальных заказов в долгосрочной перспективе. Будем принимать обоснованные инвестиционные решения в интересах конкретных территорий», – резюмировал Иван Куликов.
Так, есть четкое понимание долгосрочной потребности в развитии транспортной системы, в том числе с учетом планов по освоению МТК «Север – Юг», Севморпути, Транссиба и БАМа, что важно для экспортных потоков и развития южных регионов, арктического Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Новый коридор

Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков привлек внимание к формированию транспортного каркаса, который должен объединить все общероссийские и межрегиональные проекты в нашей стране.
Речь идет о формировании меридионального транспортного коридора «Екатеринбург – арктические порты Ямала», который станет продолжением работ по освоению месторождений восточного склона Уральских гор – «Урал промышленный – Урал полярный». В основе проекта – идея создания транспортной инфраструктуры, связывающей Свердловскую область с арктическим морским портом Сабетта и перспективными портами Севморпути в западной части Обской губы. «Этот проект имеет не только сырьевую направленность, но и транзитную функцию. Данный коридор станет кратчайшим маршрутом, свяжет центральную часть страны с центральной частью СМП, с опорной автомобильной и железнодорожной сетью РФ. Основой создания нового коридора станет сформированная транспортно–логистическая инфраструктура действующего сухого порта Екатеринбурга. Проект предполагает: строительство новой железнодорожной линии протяженностью
830 км; развитие инфраструктуры арктических морских портов в западной части Обской губы; достройку железнодорожных подходов к ним. Согласно прогнозам это позволит увеличить грузооборот на 30 млн тонн ежегодно, откроет возможности разработки новых месторождений полезных ископаемых по пути формирования транспортного коридора до 1400 млн тонн», – заключил Алексей Шмыков.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

373

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.