Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В фокусе внимания – Севморпуть

 |  Официально

Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ.

Один из главных вопросов на совещании был посвящен работе по развитию Северного морского пути. С докладом на эту тему выступил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов.

Как отметил министр, грузопоток по СМП вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022–м, в пять раз превысив рекорд советского времени. Севморпуть уже стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Объем производства такой продукции в ближайшие годы значительно вырастет. План развития СМП отвечает на конкретную потребность экономики по обеспечению российского экспорта и развитию российской Арктики. Инвестиции государства в развитие Севморпути защищены обязывающими соглашениями между компаниями, которые реализуют проекты в Арктике, Росатомом и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

По словам Алексея Чекунова, ведущие арктические компании – «Новатэк», «Восток Ойл», «Газпромнефть», «Норникель», «Баимская», «Северная звезда» – подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн тонн в текущем году, в 2024–м – не менее 71 млн тонн, в 2030 году – более 190 млн тонн.

Министр отметил, что с учетом северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн и 200 млн – к 2030 году.

Далее Алексей Чекунов рассказал о ходе выполнения плана развития СМП, который содержит пять основных разделов.

Первый – формирование грузовой базы. Помимо трехсторонних соглашений с ведущими арктическими компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году мы вместе с Росатомфлотом запустили регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой, субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15%, грузоотправители тестировали новый маршрут, то второго – уже 90%. Соответственно, перевозки по СМП внутри России востребованы.

– По экспортным грузоперевозкам мы идем в соответствии с планом, – рассказал министр. – По транзиту в 2023–2024 годах ожидаем некоторые корректировки целей. В то время как ряд недружественных государств пытаются пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго–Восточной Азии.

Второй – создание наземной транспортной инфраструктуры. Создаются и модернизируются 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и в этом и следующем году будут введены в строй перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна», порт Тулома для перевалки удобрений.

Третий – развитие флота. Утверждены планы–графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна. Основным вызовом в данной части является замещение ряда технологий из недружественных стран. Отечественные судостроители, вся российская промышленность этот вызов сейчас преодолевают.

Четвертый – обеспечение безопасности судоходства по СМП. Включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно–спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023–2025 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно–спасательных судов. МЧС России уже строит первый из запланированных четырех аварийно–спасательных центров. Уже заказаны 13 российских вертолетов в арктическом исполнении, которые в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП.

В ближайшие два года будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск пяти космических аппаратов.

И пятый пункт плана – это централизация управления и развития судоходства по СМП. Основные полномочия по управлению судоходством на СМП собраны в Росатоме, который активно взаимодействуют с Правительством РФ, чтобы обеспечить единую экосистему для всех участников Севморпути, цифровую платформу, где грузоотправители получат эффективную логистику, моряки – безопасную навигацию, а государство – прозрачную систему управления.

Объем инвестиций в реализацию плана до 2035 года составит 1,8 трлн рублей. Из них 620 млрд – это средства федерального бюджета, 407 млрд – внебюджетные источники и 764 млрд – дополнительная потребность, которую ответственные исполнители должны своевременно прорабатывать в рамках бюджетного процесса.

– Развитие Севморпути принесет государству значительные дополнительные доходы, которые позволят создать новое качество жизни в российской Арктике, – подчеркнул Алексей Чекунов. – Объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль СМП должен составить более 16 трлн рублей. Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов. Государственная дума уже приняла в первом чтении проект федерального закона о северном завозе, который сделает доставку товаров на Север быстрее и надежнее и в конечном итоге снизит наценку в арктических магазинах.

В свою очередь выступивший на совещании глава Росатома Алексей Лихачев отметил, что динамичное развитие Северного морского пути остро ставит вопрос арктического судостроения. В настоящий момент в эксплуатации находятся 30 соответствующих судов и еще 33 судна строятся. Продолжается строительство четырех плавучих атомных электростанций.

Реализация инвестиционных планов грузоотправителей потребует дополнительного судостроительного заказа. И это заказ совершенно другого масштаба. Всего потребуется до 100 судов арктического класса, а также минимум 15 плавучих энергоблоков. Такое количество новых судов, конечно же, вызов для отечественного судостроения.

– Очень важным является кадровый вопрос, – подчеркнул глава Росатома. – С учетом требуемого количества судов только к 2030 году нам потребуется в плавсоставе не менее 7,5 тыс. человек, сюда входят потребности атомного ледокольного флота минимум в 1,5 тыс. Срок обучения необходимым морским специальностям составляет не менее 5,5 года. Таким образом, до конца текущего года совместно с Минтрансом России мы формируем кадровый заказ для соответствующих учебных заведений. Это наши прославленные морские университеты: Санкт–Петербургский имени Макарова, Дальневосточный имени Невельского, Новороссийский имени адмирала Ушакова.

Алексей Лихачев отметил, что к Севморпути проявляют интерес не только российские компании, но и страны БРИКС, Ближнего Востока. В этой связи прорабатывается участие партнеров из дружественных стран не только в транзите по СМП, но и в развитии инфраструктуры. Это новый вектор взаимодействия с инвесторами.

В заключение глава Росатома проинформировал, что совместно с «НОВАТЭКом» планируется в начале следующего года запустить круглогодичную навигацию в восточной части СМП. Это действительно историческое решение, важное для развития всей Арктики и имеющее особенное значение, конечно, для экономики нашей страны.

Юрий НИКИТСКИЙ.


просмотры:

644

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться