Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ.
Один из главных вопросов на совещании был посвящен работе по развитию Северного морского пути. С докладом на эту тему выступил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов.
Как отметил министр, грузопоток по СМП вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022–м, в пять раз превысив рекорд советского времени. Севморпуть уже стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Объем производства такой продукции в ближайшие годы значительно вырастет. План развития СМП отвечает на конкретную потребность экономики по обеспечению российского экспорта и развитию российской Арктики. Инвестиции государства в развитие Севморпути защищены обязывающими соглашениями между компаниями, которые реализуют проекты в Арктике, Росатомом и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По словам Алексея Чекунова, ведущие арктические компании – «Новатэк», «Восток Ойл», «Газпромнефть», «Норникель», «Баимская», «Северная звезда» – подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн тонн в текущем году, в 2024–м – не менее 71 млн тонн, в 2030 году – более 190 млн тонн.
Министр отметил, что с учетом северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн и 200 млн – к 2030 году.
Далее Алексей Чекунов рассказал о ходе выполнения плана развития СМП, который содержит пять основных разделов.
Первый – формирование грузовой базы. Помимо трехсторонних соглашений с ведущими арктическими компаниями, на СМП будут привлекаться перспективные грузы от новых проектов, развиваться каботажные и транзитные перевозки. Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году мы вместе с Росатомфлотом запустили регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой, субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15%, грузоотправители тестировали новый маршрут, то второго – уже 90%. Соответственно, перевозки по СМП внутри России востребованы.
– По экспортным грузоперевозкам мы идем в соответствии с планом, – рассказал министр. – По транзиту в 2023–2024 годах ожидаем некоторые корректировки целей. В то время как ряд недружественных государств пытаются пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, мы наблюдаем растущий интерес к использованию пути со стороны Китая, Индии, государств Юго–Восточной Азии.
Второй – создание наземной транспортной инфраструктуры. Создаются и модернизируются 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и в этом и следующем году будут введены в строй перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна», порт Тулома для перевалки удобрений.
Третий – развитие флота. Утверждены планы–графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна. Основным вызовом в данной части является замещение ряда технологий из недружественных стран. Отечественные судостроители, вся российская промышленность этот вызов сейчас преодолевают.
Четвертый – обеспечение безопасности судоходства по СМП. Включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно–спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023–2025 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно–спасательных судов. МЧС России уже строит первый из запланированных четырех аварийно–спасательных центров. Уже заказаны 13 российских вертолетов в арктическом исполнении, которые в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП.
В ближайшие два года будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск пяти космических аппаратов.
И пятый пункт плана – это централизация управления и развития судоходства по СМП. Основные полномочия по управлению судоходством на СМП собраны в Росатоме, который активно взаимодействуют с Правительством РФ, чтобы обеспечить единую экосистему для всех участников Севморпути, цифровую платформу, где грузоотправители получат эффективную логистику, моряки – безопасную навигацию, а государство – прозрачную систему управления.
Объем инвестиций в реализацию плана до 2035 года составит 1,8 трлн рублей. Из них 620 млрд – это средства федерального бюджета, 407 млрд – внебюджетные источники и 764 млрд – дополнительная потребность, которую ответственные исполнители должны своевременно прорабатывать в рамках бюджетного процесса.
– Развитие Севморпути принесет государству значительные дополнительные доходы, которые позволят создать новое качество жизни в российской Арктике, – подчеркнул Алексей Чекунов. – Объем налоговых поступлений в бюджет до 2035 года от проектов вдоль СМП должен составить более 16 трлн рублей. Также будет повышена эффективность снабжения северных регионов. Государственная дума уже приняла в первом чтении проект федерального закона о северном завозе, который сделает доставку товаров на Север быстрее и надежнее и в конечном итоге снизит наценку в арктических магазинах.
В свою очередь выступивший на совещании глава Росатома Алексей Лихачев отметил, что динамичное развитие Северного морского пути остро ставит вопрос арктического судостроения. В настоящий момент в эксплуатации находятся 30 соответствующих судов и еще 33 судна строятся. Продолжается строительство четырех плавучих атомных электростанций.
Реализация инвестиционных планов грузоотправителей потребует дополнительного судостроительного заказа. И это заказ совершенно другого масштаба. Всего потребуется до 100 судов арктического класса, а также минимум 15 плавучих энергоблоков. Такое количество новых судов, конечно же, вызов для отечественного судостроения.
– Очень важным является кадровый вопрос, – подчеркнул глава Росатома. – С учетом требуемого количества судов только к 2030 году нам потребуется в плавсоставе не менее 7,5 тыс. человек, сюда входят потребности атомного ледокольного флота минимум в 1,5 тыс. Срок обучения необходимым морским специальностям составляет не менее 5,5 года. Таким образом, до конца текущего года совместно с Минтрансом России мы формируем кадровый заказ для соответствующих учебных заведений. Это наши прославленные морские университеты: Санкт–Петербургский имени Макарова, Дальневосточный имени Невельского, Новороссийский имени адмирала Ушакова.
Алексей Лихачев отметил, что к Севморпути проявляют интерес не только российские компании, но и страны БРИКС, Ближнего Востока. В этой связи прорабатывается участие партнеров из дружественных стран не только в транзите по СМП, но и в развитии инфраструктуры. Это новый вектор взаимодействия с инвесторами.
В заключение глава Росатома проинформировал, что совместно с «НОВАТЭКом» планируется в начале следующего года запустить круглогодичную навигацию в восточной части СМП. Это действительно историческое решение, важное для развития всей Арктики и имеющее особенное значение, конечно, для экономики нашей страны.
Юрий НИКИТСКИЙ.
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.