Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Системные задачи, системные подходы

 |  Официально

Президент России провел в Кремле заседание Президиума Государственного совета по вопросам развития общественного транспорта в стране.

Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозятся более десяти миллиардов человек плюс на метро три миллиарда и более миллиарда на пригородном железнодорожном транспорте.

– Это притом, – подчеркнул президент, – что в последнее десятилетие мы переживаем настоящий бум роста числа личных автомобилей и популярность общественного транспорта, в основном в крупных городах, заметно снижалась. Но эта тенденция сейчас постепенно меняется: все больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный. Конечно, это происходит преимущественно в тех городах, где все виды транспорта грамотно увязаны в единую систему – удобную, востребованную жителями.

Таким примером, даже эталоном, можно сказать, безусловно, является столица России – Москва, заявил глава государства.

– Понимаю, что возможности столицы, мягко говоря, отличаются от многих регионов Российской Федерации, – сказал Владимир Путин. – Но все–таки опыт Москвы, который нарабатывался годами, полезен всем российским регионам, даже учитывая их особенности и текущую специфику. И для Москвы еще совсем недавно, десятилетие назад, реализация таких амбициозных планов казалась практически недостижимой целью. Но здесь взялись за воплощение этих планов в жизнь и добились впечатляющих результатов.

Жизнь, реальная работа показывают, что дело далеко не только в финансовых средствах, хотя, конечно, без денег никуда не денешься – это очевидная вещь, но и в огромной степени результат зависит все–таки от стратегического, комплексного подхода, от правильно выбранного вектора развития, от грамотных управленческих решений, в том числе от тесной увязки градостроительных и транспортных задач.

Хотел бы подчеркнуть, что именно такой подход является во многом определяющим для успешной организации современного транспортного пространства, причем как в крупных агломерациях, так и в средних и малых городах.

Президент отметил, что перед Правительством РФ и регионами стоят сейчас конкретные задачи по развитию перевозок. Одна из них – наращивать поездки на общественном транспорте – безусловно, важнейшая. Сегодня такие поездки обеспечивают более 135 тысяч автобусов и почти 15 тысяч троллейбусов и трамвайных вагонов. В столицах регионов парк общественного транспорта насчитывает 71505 единиц, и при этом он вдвое меньше на муниципальных маршрутах, хотя потребности здесь, конечно, не меньше, а порой даже больше.

– Нередки случаи, когда такие востребованные людьми маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, а подчас ни даже у самих регионов, – отметил глава государства. – Поэтому наша важнейшая задача – обновление парка. Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, пяти тысяч троллейбусов и четырех тысяч трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, еще больше.

Поэтому, считает президент, системной задачей является обеспечение ежегодного снижения среднего возраста парка общественного транспорта в субъектах Российской Федерации. Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть. Эта задача должна быть обязательно выполнена.

Владимир Путин попросил правительство принять для этого все необходимые меры.

– Работа общественного транспорта находится в компетенции регионов, – отметил президент. – Какие–то регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства, какие–то – нет, но, безусловно, нужно создавать качественные и доступные условия для поездок всех жителей как в городах, так и в поселках и селах. Для многих субъектов Федерации это пока сложная задача, прямо скажем. Прежде всего потому, что она требуют немалых финансовых затрат, и без федеральной поддержки здесь, безусловно, не обойтись.

Глава государства еще раз обратил внимание на то, что надо не откладывая решать накопившиеся проблемы в сфере обновления и развития общественного транспорта. При этом нужно обязательно учесть серьезные потребности новых субъектов Федерации в модернизации транспортного хозяйства, где вопросы обновления общественного транспорта, по сути, не решались десятилетиями.

Разговор продолжил председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов. Он отметил, что из 10 млрд человек, которые перевозятся в стране на общественном транспорте (без учета пригорода и метро), 8,3 млрд перемещаются автобусами, 830 млн – троллейбусами и 1 млрд – трамваями.

Парк общественного транспорта – всего 150 тыс. транспортных средств, из них 135 тыс. – это автобусы и 7 тыс. – троллейбусы, 7 тыс. – трамваи.

В части обновления нет нормативного срока, но по времени эксплуатации и техническому состоянию сроки такие: автобусы – 10 лет, троллейбусы – 15, трамваи – 20–25 лет. С учетом именно таких сроков эксплуатации до 2030 года имеется потребность в обновлении 57 тыс. автобусов, 5 тыс. троллейбусов и 4200 трамваев.

В итоге общая потребность до 2030 года, если брать по автобусам, – 65 тыс.

По видам автобусов во всех регионах получилась равная потребность: малых автобусов, до 20 сидячих мест, нужно 20 тыс.; средних, до 30 сидячих мест, – 17,5 тыс.; больших, до 40 мест, – 22 тыс. По троллейбусам потребность обновления до 2030 года – 5100, по трамваям – 4200.

Что касается железнодорожных пассажирских пригородных перевозок, то количество вагонов, которые курсируют на железнодорожной сети, – 12 100, при этом потребность в обновлении – 9500 вагонов до 2035 года. На 2023 год в планах купить 830 вагонов, на 2024 год – 1026.

Алексей Цыденов высказал просьбу всех регионов: продлить действующую программу поддержки общественного транспорта до 2030 года, в том числе предусмотрев снижение среднего возраста автобусов и в целом парка транспортных средств, общественного транспорта; включить в программу транспортные средства высокого экологического класса – газомоторные, дизельные высоких технологических классов и электробусы.

– Считаю, что вопросы организации общественных перевозок всеми видами транспорта должны относиться, условно, к защищенным статьям бюджета, – сказал Алексей Цыденов. Он попросил президента дать поручения, чтобы и регионы, и соответствующие федеральные органы обратили внимание на приоритизацию расходов в части обеспечения деятельности общественного транспорта.

Далее на заседании выступил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Он отметил, что после 2020 года объем пассажирских перевозок стабильно увеличивается. В 2021 году были перевезены 13,7 млрд пассажиров, в 2022–м – уже 14,3 млрд пассажиров.

В первом полугодии текущего года объем перевозок составил 7,3 млрд пассажиров, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Подавляющее большинство перевозок осуществляется с использованием наземного транспорта. Автобусами, трамваями и троллейбусами перевозятся более 10 млрд пассажиров, это порядка 70% от общего объема. Метрополитен перевозит порядка 20% пассажиров. На долю железнодорожного транспорта приходятся 8% перевезенных пассажиров. Остальные перевозки осуществляются внутренним воздушным, водным и морским транспортом.

В целях обеспечения транспортного обслуживания граждан используются 135 тыс. автобусов, более 7 тыс. троллейбусов, около 7 тыс. трамвайных вагонов и 12 тыс. вагонов пригородных поездов. Для предоставления качественных и безопасных услуг населению указанный парк нуждается в периодической замене и обновлении. Вместе с тем нормативные сроки эксплуатации транспортных средств различаются в зависимости от производителя, условий эксплуатации и обслуживания.

Глава Минтранса России доложил о ситуации с финансированием. До 2020 года федеральная поддержка по обновлению общественного транспорта не носила системного характера. В 2020 и 2021 годах были сформированы первые системные программы помощи регионам.

По линии Минтранса с 2020 года впервые запущен льготный лизинг подвижного состава, также стартовала программа Минвостокразвития, Минприроды России. За указанный период в 22 субъекта Российской Федерации были поставлены более 1600 транспортных средств, на закупку которых было направлено порядка 18 млрд руб. из средств федерального бюджета.

В целях систематизации и аналитического учета всех существующих мер поддержки в 2022 году запущен федеральный проект «Развитие общественного транспорта» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В данный федеральный проект вошли три действующие программы поддержки, а также новая программа Минстроя России – «Инфраструктурные бюджетные кредиты».

– По итогам 2022 года за счет действия четырех программ поддержки в регионы были поставлены более 1100 транспортных средств, на закупку которых было направлено порядка 8 млрд руб. из федерального бюджета и более 18 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов. С учетом поставок прошлых лет поддержка охватила 42 региона, – сказал министр.

Виталий Савельев сообщил, что в текущем году федеральный проект «Развитие общественного транспорта» пополнился новыми мерами поддержки. Всего регионам в текущем году доступны семь программ поддержки.

Первая: по линии Минтранса – это льготный лизинг через Государственную транспортную лизинговую компанию за счет субсидии части стоимости транспортного средства. Объем федеральной поддержки составляет 7,3 млрд руб. на период до 2024 года. За счет данной меры поддержки планируется поставка 800 транспортных средств.

Вторая: в текущем году запущен лизинг с привлечением через ГТЛК средств Фонда национального благосостояния в объеме финансирования 44 млрд на период до 2024 года. Также по этой программе дополнительно привлекаем еще 29 млрд руб. внебюджетных средств. Планируется поставка более 4100 транспортных средств.

Третья: впервые начата программа модернизации трамвайной инфраструктуры и подвижного состава по концессионной модели в десяти городах. Объем федеральной поддержки составляет 89 млрд руб. на период до 2025 года. Будет обеспечена поставка 930 транспортных средств и модернизация 620 трамвайных путей.

Четвертая: с текущего года совместно с Минстроем России реализован механизм специальных казначейских кредитов для поставки автобусов с приоритетом на малые города и сельские поселения. Объем федеральной поддержки – 50 млрд руб. в этом году, за счет которых планируется поставка более 6 тыс. автобусов.

Пятая: меры поддержки из других федеральных органов исполнительной власти. По линии Минстроя – предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов регионам в объеме 32 млрд руб. на период до 2025 года. Запланирована поставка 830 единиц транспортных средств.

Шестая: по линии Минприроды России – закупка общественного транспорта в рамках программы «Чистый воздух». Объем федеральной поддержки – 3,6 млрд руб. в этом году. Планируется поставка 128 транспортных средств.

И седьмая: по линии Минвостокразвития России – закупка общественного транспорта в рамках программы по развитию Дальневосточного федерального округа. Объем федеральной поддержки порядка 200 млн руб. в этом году. Насчет данной меры поддержки планируется поставка семи транспортных средств.

Таким образом, совокупный объем федеральной поддержки, включая бюджетные кредиты, за счет всех действующих программ составляет порядка 260 млрд руб. на период до 2025 года. Общий объем финансирования на трехлетний период увеличен в 6,5 раза, объем федеральных средств – в 3,5 раза.

За счет указанных средств до 2028 года планируется осуществить поставку порядка 12,8 тыс. транспортных средств, из которых 12,5 тыс. транспортных средств будут поставлены до конца 2024 года.

Кроме того, с учетом положительного опыта работы Центрального транспортного узла совместно с РЖД и регионами прорабатывается вопрос реализации проектов по развитию и обновлению городских электричек в девяти агломерациях. Уже сейчас оказываемая федеральная поддержка дает старт проведению транспортных реформ в городах. Это, во–первых, оптимизация маршрутной сети. Во–вторых – переход к использованию экологичного транспорта. В–третьих – цифровизация, в том числе внедрение безналичной системы оплаты проезда. В–четвертых – повышение качества транспортного обслуживания населения.

Яркими примерами можно считать такие города, как Пермь, Новокузнецк, Астрахань, Нижний Новгород, Курск.

В части новых территорий также проводится работа по обновлению общественного транспорта. В 2022 году обеспечена передача порядка 400 автобусов различных классов, более 460 школьных автобусов. В текущем году по линии Минтранса запланирована передача еще более 600 автобусов различных классов. Таким образом, запланированные мероприятия охватывают 81 регион и удовлетворяют порядка 20% потребностей в обновлении транспорта.

По словам министра, учитывая заявленную потребность регионов для решения вопроса с обновлением общественного транспорта до 2030 года потребуется дополнительно около 1 трлн руб. инвестиций различного уровня: 636 млрд – на закупку 46 тыс. автобусов, 138 млрд – на приобретение 4 тыс. троллейбусов, 275 млрд – на поставку 3 тыс. трамваев.

– С учетом завершения субъектами работы по обновлению общественного транспорта считаю необходимым продление мер поддержки в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» до 2030 года. При этом ряд вопросов должны взять на себя регионы, – сказал Виталий Савельев.

Решение вопроса по обновлению общественного транспорта и инфраструктуры позволяет добиться трех важных результатов: обеспечить стабильный заказ для промышленности, привести общественный транспорт к нормативным срокам службы и, самое главное, повысить качество жизни наших граждан, заключил глава Минтранса.

Опытом работы по обновлению общественного транспорта и решению других транспортных задач поделился мэр Москвы Сергей Собянин. Он, в частности, рассказал, что еще некоторое время назад в наземных городских перевозках царил хаос. Была такая, мягко говоря, криминальная система. Автобусы были разных мастей, толкались на особо выгодных маршрутах – легальные, нелегальные маршрутки, «бомбилы», таксисты, которые в значительной степени «крышевались» криминальными группировками. И здесь выстроить какую–то систему без поддержки контролирующих, правоохранительных органов было невозможно. Но с их помощью была выстроена система, при которой и водители автобусов, и автобусные предприятия лишены права работать с наличкой, только безналичные расчеты, только электронная карта, в том числе «Тройка» в первую очередь, только единая система заказа транспортной работы. Все деньги поступают в единый центр, а дальше оплачивается транспортная работа в зависимости от пробега и выполнения графика, независимо от того, выгодный или невыгодный это маршрут. Никто не толкается на выгодных маршрутах, все стараются ездить, выполнять в первую очередь график, который контролируется с помощью ГЛОНАСС и интеллектуальной транспортной системы.

Для того чтобы обеспечить эффективное использование транспорта, автобусного парка, подвижной состав был переведен на сервисные контракты, когда не просто покупаются автобусы, но производитель обеспечивает их выход на линию и сам ремонтирует, обслуживает и обеспечивает определенный уровень выхода на линию, коэффициент выхода. Этот коэффициент поднялся на 15%, с 75% до 90% и выше. Это означает, что на 15% меньше стало необходимости в закупке автобусов.

Сергей Собянин обратился с просьбой к президенту поддержать развитие электротранспорта и соответствующей инфраструктуры в столице.

Выступивший на заседании губернатор Курской области Роман Старовойт в свою очередь рассказал, что в регионе реализуется масштабный проект полной модернизации общественного транспорта Курской агломерации. Этот проект включает полное обновление всех видов транспорта, а именно: за 2023–й, текущий год и следующий необходимо приобрести и выставить на линии 424 единицы общественного транспорта, из них 34 трамвая, один уже пришел – это реализуется проект государственно–частного партнерства при поддержке Минтранса России; 40 троллейбусов, из них 15 уже пришли, – это нацпроект БКД и схемы ГТЛК и Минтранса; 10 электробусов в ноябре выйдут на линию, – это отдельная программа поддержки Правительства Российской Федерации; и 342 автобуса, 233 уже получили, – это нацпроект БКД и брутто–контракты, которые сейчас регион заключает.

Таким образом, используются все инструменты, которые сегодня есть.

Кроме того, Роман Старовойт высказал ряд предложений по совершенствованию транспортной работы в агломерациях.

Своими предложениями по улучшению работы общественного транспорта поделился также губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Президент поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении очень важной для всей страны темы. Ведь пассажирские перевозки внутри регионов, внутри муниципалитетов или между регионами – одна из основных жизненных составляющих всех граждан страны.

Юрий НИКИТСКИЙ.


просмотры:

465

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться