Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Зримый результат

 |  Официально

В Совете Федерации обсудили ход реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов провел заседание Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ при Совете Федерации. В заседании приняли участие сенаторы, представители федеральных и региональных органов государственной власти РФ.

Один из вопросов был посвящен реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Его успешное выполнение оказывает влияние на достижение национальных целей развития, в том числе за счет повышения качества транспортной инфраструктуры, доступности транспортных услуг для населения, комплекса мер по снижению количества и тяжести ДТП.

Масштабная работа, проводимая дорожниками, не остается незамеченной: 52% жителей страны удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог в стране, а также отмечают улучшение дорожно–транспортной инфраструктуры.

С опорой на опорную сеть

В 2021 году был утвержден обновленный паспорт нацпроекта, который претерпел существенные изменения: значительно расширен перечень показателей и откорректированы их плановые значения, в том числе количество погибших в результате ДТП, включено требование о повышении доли КЖЦ и использовании новых технологий, включенных в реестр, и др.

Нацпроект включает шесть федеральных проектов, в том числе два новых проекта, направленных на развитие федеральной магистральной сети и модернизацию пассажирского транспорта.

Иван Абрамов выразил обеспокоенность в связи с тем, что субъекты Федерации могут испытывать трудности с выполнением региональных проектов из–за роста стоимости строительных материалов, дефицита дорожной техники вследствие ухода с рынка иностранных поставщиков. По его информации, отдельные регионы с целью экономии средств вынуждены были в ряде случаев отказаться от работ по обустройству автомобильных дорог, что негативно сказывается на дорожной ситуации.

Проблема усугубляется отсутствием квалифицированных кадров на местах и должного контроля за работой подрядчиков. Не всегда при распределении средств из федерального бюджета учитываются особенности каждого конкретного региона, зачастую некорректно отражается фактическая протяженность дорог регионального значения.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов привел некоторые результаты дорожной деятельности в 2022 году.

По итогам 2021 года и по оперативным данным 2022 года все плановые значения достигнуты в полном объеме. Объем финансирования нацпроекта БКД за счет средств федерального бюджета в 2022 году составил 490,4 млрд руб., в том числе в рамках ФП «Региональная и местная дорожная сеть» – 173,9 млрд руб.

В рамках ФП «Развитие федеральной магистральной сети» в 2022 году построены и реконструированы 292 км федеральных дорог, план перевыполнен на 24 км. Кассовое исполнение – 100%. Введены в строй такие социально значимые объекты, как обход Анапы, завершены реконструкция подъезда к Кисловодску, расширение участков Пермь – Екатеринбург, Екатеринбург – Челябинск. В 2023 году планируется ввод обходов Аксая, Краснодара, Канска, северного обхода Саратова.

В 2022 году приведены в нормативное состояние более 30 тыс. п. м. искусственных сооружений при плане 16,3 тыс. п. м., или 430 шт. В 2023 году протяженность приведенных в норматив искусственных сооружений составит более 57 тыс. п. м.

На автомобильных дорогах регионального и местного значения в рамках ФП «Региональная и местная дорожная сеть» в 2022 году выполнены дорожные работы на более чем 6100 объектах общей протяженностью более 18,2 тыс. км. При этом доля региональных дорог в нормативе составила 50,1% при плановом значении 48%, а доля дорожной сети агломераций, соответствующая нормативным требованиям, – 79,1% при плане 77%. Благодаря системной работе и опережающему финансированию показатель по доле региональных дорог в нормативе по итогам 2022 года (50,1%) достигнут на два года раньше срока.

Особое внимание при реализации нацпроекта уделяется участкам, ведущим к социально значимым объектам. В 2022 году к нормативу привели 422 туристических маршрута протяженностью 2,1 тыс. км. Обновили свыше тысячи дорожных объектов общей протяженностью 3,2 тыс. км, ведущих к школам и детским садам, 181 участок протяженностью 752,2 км – к физкультурно–оздоровительным центрам, 726 автодорог, или 3,6 тыс. км, – к медучреждениям.

Наиболее крупные объекты на региональных и местных автомобильных дорогах, завершенные за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: северный обход Калуги протяженностью 21,7 км, что позволило завершить строительство Калужской кольцевой автодороги; мостовой переход через р. Шексна в Череповце Вологодской области; строительство третьего участка обхода Екатеринбурга, завершение которого позволило обеспечить создание кольцевой автомобильной дороги вокруг Екатеринбурга общей протяженностью 94,4 км; открытие движения по первому этапу северного обхода Лобни и основному ходу автодороги Лобня – аэропорт Шереметьево в Московской области; открытие движения по участку третьей очереди обхода Майкопа в Республике Адыгея.

В 2023 году общий объем финансирования в рамках ФП «Региональная и местная дорожная сеть» составляет 417,4 млрд руб., из которых средства федерального бюджета – 198,3 млрд руб. В 84 субъектах РФ предусмотрена реализация 5207 объектов.

Доля дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, в 2023 году должна составить 81%, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, – 51%.

Кроме того, в рамках нацпроекта БКД за счет средств федерального бюджета в объеме пяти млрд руб. предусмотрено финансирование мероприятий по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек.

Безусловно, работы по приведению в нормативное состояние федеральных и региональных дорог, а также уличной дорожной сети агломераций будут продолжены.

Поставлена задача – приведение в нормативное состояние дорог, входящих в опорную сеть РФ. На это направлены и усилия регионов. В настоящее время доля региональных автомобильных дорог, входящих в состав опорной дорожной сети и соответствующих нормативным требованиям, составляет 62%.

Так, программой дорожной деятельности Саратовской области на период 2022–2024 годов запланировано приведение в нормативное состояние 791,8 км региональных дорог (30%), в том числе 42,7 км (90%) автодорог, входящих в опорную сеть.

В Омской области запланировали привести к нормативу 583,1 км региональных дорог (до 50%) в том числе 197,1 км (до 68%) автодорог, входящих в опорную сеть.

В Ростовской области к 2025 году приведут в нормативное состояние 1208,4 км региональных дорог (до 58%), в том числе 451,8 км (до 86%) автодорог, входящих в опорную сеть, в Тверской области – 806,7 км региональных дорог (36%), в том числе 166,8 км (78%) автодорог, входящих в опорную сеть.

В целях совершенствования регуляторной политики и применения новых технологий в дорожной отрасли реализуется ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», основным показателем которого является повышение доли КЖЦ, использование новых и наилучших технологий, а также повышение квалификации работников дорожного хозяйства. В 2022 году доля КЖЦ при плане 15% составила 37,6% от общего количества заключенных контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог.

«В части обновления общественного транспорта мы также идем с опережением запланированных показателей, – сказал Андрей Шилов. – За счет льготного лизинга и средств резервного фонда в 2022 году в 11 субъектов поставлены 398 ТС: 365 автобусов и 33 троллейбуса. Общий объем федеральной поддержки составил 3,3 млрд руб., кассовое исполнение – 99,2%».

В 2023 году в рамках ФП «Развитие общественного транспорта» запланирована федеральная поддержка в объеме 46,4 млрд руб. и 20,5 млрд руб. – средства ФНБ. Будут поставлены более 2700 ТС: 2324 автобуса, 32 троллейбуса, 189 трамваев, 181 электробус. Также будут поставлены 53 зарядные станции для электробусов, модернизированы 153 км трамвайных путей. Отбор прошли Брянская, Оренбургская, Омская, Волгоградская, Тульская, Курская, Рязанская, Челябинская области, Пермский, Приморский и Краснодарский края, республики Башкортостан и Бурятия.

К вам едет ревизор!

По информации аудитора Счетной палаты РФ Валерия Богомолова, в Приморском крае в 2022 году не смогли достичь плановых значений показателя доли региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям. В 2021 году три субъекта РФ не смогли выполнить плановых значений.

В рамках региональных проектов семь субъектов РФ – Республика Бурятия, Хабаровский и Красноярский края, Кировская, Томская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ – не достигли в 2022 году установленных плановых значений доли дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям.

Валерий Богомолов подчеркнул, что не всегда работы по приведению в нормативное состояние региональных автодорог и уличной дорожной сети агломераций выполняются с должным качеством, хотя формально запланированные показатели выполняются. «Нередки случаи, когда дорожники положили асфальт, а потом приезжают другие службы и начинают копать траншею под коммуникации», – возмущается аудитор. По его словам, за прошедшие три года подобные факты были выявлены Счетной палатой РФ в 10 субъектах РФ.

По итогам 2022 года в целом по стране количество погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения составило 9,7 при плановом значении 9,6 человека. Этот показатель был превышен в 36 субъектах Федерации. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Республике Тыва (план – 22, факт – 24,4), в Калмыкии (план – 18, факт – 23,9), на Алтае (план – 19,3, факт – 23,3).

Показатель, характеризующий количество погибших на 10 тыс. ТС, в 2022 году составил 2,3 человека при плане – 2,4 человека, при этом 27 субъектов не смогли достигнуть плановых значений. Настораживает то, что на участках автомобильных дорог, где проводились ремонтные работы, впоследствии увеличивается тяжесть ДТП. Так, на отремонтированных в 2020 году дорогах количество погибших в 2021 году увеличилось в 35 субъектах. По мнению Валерия Богомолова, эта неблагоприятная тенденция требует серьезного анализа.

Необходимо повышать финансовую дисциплину, качество контроля и приемки выполненных работ органами управления дорожного хозяйства субъектов РФ, считает аудитор: «Во всех проверенных регионах допускались нарушения бюджетного законодательства, контрактной системы, в том числе завышение начальной максимальной цены, приемка и оплата невыполненных работ или работ, не соответствующих условиям контракта. Общая сумма нарушений, установленных по итогам контрольных мероприятий, составила более 8,2 млрд руб.». Есть над чем задуматься…

А таким субъектам РФ, как Новосибирская и Астраханская области, Республика Калмыкия, следует подготовиться к встрече с ревизорами из Счетной палаты РФ.

Инструментальная диагностика – обязательна

По данным Счетной палаты РФ, в ряде субъектов определяется фактическое значение показателей по приведению автодорог в нормативное состояние без учета их естественного износа. Так, в Ярославской области в 2022 году выявлено несоответствие фактических значений показателя с данными инструментальной диагностики. Вместо планируемого показателя за 2021 год 70% фактическое значение составило 57%. Аналогичная ситуация сложилась и в Красноярском крае.

Андрей Шилов заверил, что с 2023 года будет вестись мониторинг несущей способности 

региональных дорог и мостов, более того, субъекты как получатели федеральной поддержки будут обязаны проводить инструментальную диагностику и оценку технического состояния искусственных сооружений.

К слову, о необходимости проведения инструментальной диагностики шла речь и на заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Руководитель Росавтодора Роман Новиков заметил, что не во всех субъектах создаются системы лабораторного контроля качества работ, в том числе на АБЗ, не везде подводятся итоги работ по результатам инструментальной диагностики. В отдельных контрактах отсутствуют требования гарантийных обязательств подрядчиков, качество ремонта завершенных объектов не обеспечивает переход на утвержденные межремонтные сроки.

Поэтому крайне важно осуществлять методологическую поддержку деятельности региональных проектных команд по повышению качества выполнения программ дорожных работ на региональных дорогах, выявлять риски недостижения плановых показателей и вовремя давать в управления дорожного хозяйства субъектов РФ рекомендации по устранению этих рисков.

В рамках обновленной системы качества организации работ при планировании и реализации ФП «Региональная и местная дорожная сеть» Росавтодор осуществляет методологическое сопровождение. В 2022 году была сформирована концепция программы «Обновленная система качества», которая была протестирована в трех пилотных субъектах РФ на 224 объектах. Данная программа была запущена в 12 регионах, в дальнейшем она будет масштабирована на всю страну.

Что это даст? Это позволит обеспечить для опорной дорожной сети разработку программ, проектов дорожных работ, основанных на результатах инструментальной диагностики и соответствующих требованиям технических регламентов, обеспечить своевременную контрактацию работ, включить в контракты необходимые виды работ для достижения технических и общественно значимых результатов, выполнение гарантийных обязательств подрядчиков. Лабораторный строительный контроль заказчика на объектах будут осуществлять две организации – Росдортехнологии и РосдорНИИ.

Все эти мероприятия нацелены на соблюдение 24–летних межремонтных сроков автомобильных дорог. Сейчас эта система внедряется на федеральных дорогах, далее будет распространена на участки региональных дорог, входящих в опорную сеть дорог РФ.

Ожидается, что успешная реализация поставленных задач по строительству и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог напрямую повлияет на снижение смертности людей в ДТП. В 2023 году на реализацию ФП «Безопасность дорожного движения» направлены 7 млрд руб. Плановые показатели по количеству погибших в ДТП: 8,9 человека на 100 тыс. населения; 2,2 человека на 10 тыс. ТС.

АПВГК: построены, но бездействуют!

По данным на 1 февраля 2022 года, в 27 субъектах РФ из 439 пунктов весогабаритного контроля функционируют 219 (51%), из 270 автоматических пунктов работают 157 (58%), каждый десятый грузовой автомобиль едет с нарушением допустимых нагрузок. «То есть деньги на пункты потрачены, но свою функцию они не выполняют, – заявил Валерий Богомолов. – Мы направили предложения в Правительство РФ, чтобы показателем исполнения ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» считался не только факт установления пункта весогабаритного контроля, но и его функционирование».

Минтранс России подготовил изменения в порядок осуществления весогабаритного контроля ТС, предусматривающий обязанность по проведению ежеквартальной проверки автоматических пунктов пропуска на предмет их функционирования с целью выявления и устранения негативных факторов, влияющих на их работу.

Кроме того, с 1 января 2023 года вступили в силу положения ФЗ–№ 161 от 11.07.22 о внесении изменений в КоАП, предусматривающие передачу полномочий по администрированию штрафов с автоматических пунктов пропуска от МВД России Ространснадзору. Подписаны соглашения о передаче результатов измерений автоматических пунктов пропуска с 53 регионами из 67.

Дорожное образование – на новый уровень

Практически на каждом мероприятии, посвященном проблемам дорожной отрасли, поднимается вопрос подготовки кадров. По некоторым оценкам, за последние 20 лет по всей стране были закрыты десятки специализированных кафедр, готовящих специалистов для дорожного хозяйства, прежде всего мостовиков. Анализ показывает, что в службах заказчиков, в муниципалитетах нет сотрудников со специальным образованием.

Негативная ситуация с подготовкой кадров для дорожной отрасли привела к пониманию того, что необходимо совершенствовать и поднимать на новый уровень образовательную систему дорожного хозяйства. Минтрансом России разработана и утверждена Концепция развития дорожного образования до 2035 года. На базе Российского университета транспорта создана Академия дорожного хозяйства, которая с 2023 года начинает подготовку специалистов дорожного хозяйства по программам высшего образования. На площадке академии предлагается также развивать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На базе отраслевого учебно–методического центра образования в сфере дорожного хозяйства при Российском университете транспорта разработаны и находятся на согласовании проекты новых федеральных государственных стандартов для высшего образования.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».

 


просмотры:

732

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться