Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Путейцы решают проблемы реки

Навигация на ВВП прошла в условиях масштабного маловодья

В навигацию-2021 содержание внутренних водных путей России и судоходных гидротехнических сооружений было выполнено в полном объеме, в соответствии с государственным заданием. Росморречфлот обеспечил запланированное улучшение качественных параметров ВВП на отдельных лимитирующих участках. Так, протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами была увеличена на 200 км. На столько же увеличена протяженность водных путей, оборудованных знаками навигационной обстановки.

НА УРОВНЕ 2020 ГОДА
Открытие и закрытие навигации происходило в целом в установленные сроки. Учитывая благоприятные гидрометеорологические условия, навигация была продлена почти на 7 тысячах километров в Амурском, Байкало-Ангарском, Беломорско-Онежском, Волго-Балтийском, Волжском и Камском бассейнах. По просьбе Российской палаты судоходства и судоходных компаний была продлена работа шлюзов Беломорско-Балтийского канала (на 20 суток), Камского, Волжского (Чебоксарский шлюз), Московского бассейнов.

Выполненные объемы путевых и навигационно-гидрографических работ позволили обеспечить безопасное судоходство. В этом году объем дноуглубительных работ выполнен на 107% к плану. Дноуглубительные работы проводились 109 земснарядами на 786 участках общей протяженностью более 1500 км. По данным Ространснадзора, за период январь — сентябрь посадка судов на мель была зафиксирована в 19 случаях, что на 70% меньше, чем в 2020 году. При этом анализ причин навигационных транспортных происшествий свидетельствует, что они явились следствием невыполнения экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, и не связаны с содержанием путей.

В результате начиная с 2020 года общая протяженность лимитирующих участков уменьшилась на 808 км, что позволило увеличить пропускную способность на них на 6,8 млн тонн. В то же время на эффективную работу грузового и пассажирского флота повлияла маловодность. В этом году географический охват участков внутренних водных путей, на которых вводились ограничения по осадке судов вследствие снижения уровней воды меньше проектных отметок, составил 16% от протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.

При этом необходимо отметить, что за последние 20 лет такого масштабного маловодья зафиксировано не было. Особенно это сказалось на судоходстве на нижнем Дону и в районе Нижнего Новгорода, на реках Печора и Северная Двина, Вычегда и Сухона, Кама и Белая, Лена, Вилюй, Индигирка и Яна, Обь и Томь. Анализ выполненных дноуглубительных работ и предлагаемого режима работы гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ, Цимлянского гидроузла показывает, что без этих мероприятий потери провозной способности флота были бы значительно больше.

Судоходные гидротехнические сооружения обеспечили безопасный пропуск судов и установленные отметки уровней воды на судоходных каналах, водообеспечение как для судоходства, так и для других водопользователей. За 10 месяцев навигации 2021 года прошлюзовано более 296 тыс. единиц флота, что в целом — на уровне прошлого года. При этом в ряде бассейнов судопропуск через шлюзы значительно увеличился. Например, в Московском бассейне — на 20%, в Волго-Балтийском — на 18%. В то же время в связи с маловодностью на нижнем Дону произошло уменьшение количества пропуска судов: на шлюзах Азово-Донского бассейна — на 27%, Волго-Донского бассейна — на 25%.

Соответственно, объем пропущенного тоннажа через шлюзы увеличился на Волго-Балте — на 21% и значительно, практически на 30%, снизился через Волго-Донской судоходный канал.

Отмеченные выше факторы, влияющие на судоходство, по предварительной оценке, позволили в минувшую навигацию перевезти 109,6 млн тонн грузов, что в целом — на уровне 2020 года. Анализ грузопотоков на ЕГС показывает, что в 2021 году значительно увеличилась перевозка калийных удобрений — до 904 тыс. тонн (+ 633 тыс. тонн к 2005 году). ПАО «Уралкалий» для наращивания темпов отгрузки ввело в эксплуатацию третий причал. В то же время снизились объемы перевозки серы, зерновых, металла. В 2021 году на 1,2% снизились объемы отправки грузов на Крайний Север (16,5 млн тонн), в том числе каменного угля — на 14%, на фоне увеличения отправки нефтепродуктов на 4,4%, лесных грузов — на 6,7%. При этом завоз жизненно важных грузов по заказам субъектов Российской Федерации выполнен практически полностью.

Грузооборот по сравнению с 2020 годом, согласно прогнозу, увеличился более чем на 7%, что говорит о повышении участия речного транспорта в перевозке грузов на дальние расстояния. Однако в Обском и Обь-Иртышском бассейнах грузооборот снизился соответственно на фоне объемов перевозок грузов. Что касается работы речных портов, можно отметить оживление их активности в транспортном процессе. Исключение составляют порты Енисейского и Северо-Двинского бассейнов.

В секторе пассажирских перевозок по сравнению с 2020 годом ожидается рост на 12%. Однако объем перевозок далеко не достиг уровня 2019 года. Это, возможно, связано с сохранением ограничительных мер и «самозащиты» населения в условиях пандемии.

НА ПЕРСПЕКТИВУ
Начиная с 2022 года перед внутренним водным транспортом поставлены новые задачи в рамках реализации Транспортной стратегии до 2030 года, в которой определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, а также целевые показатели. Так, в 2022 году объем перевозок грузов определен в количестве 113,3 млн тонн (увеличение на 4% к 2021 году), объем перевозок пассажиров — 9,7 млн человек (увеличение на 11,5% к 2021 году).

Также предусмотрено увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей на 8,3 млн тонн нарастающим итогом. Для реализации данных показателей необходимо увеличить протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов на 235 км, с круглосуточным движением судов — на 1061 км. Лимитирующие участки предстоит сократить на 2404 км за счет повышения категории средств навигационного оборудования и увеличения гарантированных глубин. Всего по итогам всех этих мероприятий (повышение категорий, увеличение глубин и сроков работы СНО) судоходные условия будут улучшены на 5310 км ВВП.

Кроме того, в 2022 году продолжится капитальный ремонт объектов инфраструктуры ВВП. Планируется провести 40 строительно-монтажных работ на СГТС и разработать 21 проект для реализации в последующие годы, провести капремонт на 44 судах технического флота.

РЕЧНИКИ РАПОРТУЮТ
ФБУ «Администрация «Волго-Балт» завершило навигацию, проведя последние шлюзования для пропуска технического флота на Нижне-Свирском шлюзе и на шлюзе № 1 Вытегорского гидроузла. С 24 ноября все шлюзы Волго-Балта были переведены на зимний режим. За время навигации (217 суток) было выполнено 36 063 шлюзований, что больше по сравнению с 2020 годом на 9%. Пропущено 64 593 судна, что на 15% больше результатов 2020 года.

Как отметил руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Федор Шишлаков, итоги прошедшей навигации на основной трассе Волго-Балта в очередной раз подтвердили востребованность речного транспорта для страны. При дефиците вагонов, который наблюдался всю вторую половину навигации, речники смогли перевезти необходимое количество строительных грузов с пунктов отгрузки на Ладожском и Онежском озерах.

Путейцы Волго-Балта для этого сделали все возможное — на протяжении всей навигации обеспечивался проход судов с осадкой 375 см. На Вытегорской лестнице было прошлюзовано на 18% больше судов, чем в 2020 году. Всего в бассейне было перевезено 16,7 млн тонн грузов, что на 2 млн больше результатов 2020 года.

В рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» картографическая служба ФБУ «Администрация Амурводпуть» за навигацию-2021 произвела покрытие участков ВВП на протяжении 6094 км в общей сложности 299 ячейками электронных навигационных карт. В дальнейшем с учетом загрузки ЭНК на оборудование (ЭКНИС, СОЭНКИ, ЭКС) будет обеспечен доступ к ним судоводителей и судовладельцев Амурского бассейна.

На конец навигации русловыми партиями филиалов, а также отделом русловых изысканий при картографической службе администрации были выполнены работы на 108 участках, в том числе 83 первичных съемки и восемь укрупненных. Изыскательские съемки в межнавигационный период будут еще раз проанализированы для изучения судоходных условий, сбора материалов и анализа руслоформирующих процессов. Это необходимо для организации путевых работ и правильной расстановки средств навигационного оборудования на реках Амурского бассейна. Все изыскательские материалы, представленные в картографическую службу из филиалов в цифровом виде, также будут использоваться для создания и в дальнейшем издания бумажных навигационных карт, оригиналов карт водных путей, судовых ходов и листов корректуры.

Первыми в череде гидроузлов Волжского бассейна закрылись ворота шлюзов Верхней Волги — 19 ноября последние транзитные теплоходы были прошлюзованы в камерах Городецкого гидроузла. Символично, что среди них был введенный в эксплуатацию в этом году и успешно отработавший свою первую навигацию суперсовременный круизный лайнер «Мустай Карим» (судоходная компания «ВодоходЪ»). За навигацию через Городецкий гидроузел проследовало 14 231 судно — на 18% больше, чем в предыдущем году, выполнено 7733 шлюзования. Коллективом Самарского гидроузла в навигацию было выполнено 6676 шлюзований, через гидроузел проследовали 13 972 теплохода. В связи с поступившими от судоходных компаний заявками этот гидроузел в течение нескольких дней продолжил работу за пределами фиксированных сроков навигации-2021.

Московский бассейн завершил навигацию ростом основных производственных показателей: через судоходные шлюзы было пропущено на 20% больше судов (89 078), чем в навигацию 2020 года, и выполнено на 18% больше шлюзований (45 346). Общий объем грузоперевозок увеличился до 25,4 млн тонн, превысив показатели 2020 года на 12,4%. За семь месяцев внутренними водными путями Московского бассейна воспользовались более 1,6 млн человек. В сравнении с данными 2020 года (632 тыс. человек) этот показатель вырос на 165%. Всего за эту навигацию в акватории Московского бассейна ВВП пассажирские суда в совокупности совершили больше 25 тыс. рейсов. 22 апреля на реке Оке был торжественно введен в эксплуатацию гидроузел Белоомут, входящий в состав Рязанского РГС. С 2015 года там произведена полномасштабная реконструкция, фактически новое строительство.

На Волго-Балте на 15 ноября было произведено почти 36 тыс. шлюзований, что на 9% больше, чем в 2020 году. Количество пропущенных судов — 64,5 тыс., что на 15% больше 2020 года. По основной трассе Волго-Балта перевезено 16,6 млн тонн грузов, что составляет 114% от показателей 2020 года (14,6 млн тонн). Совершено почти 23 тыс. рейсов судов, что составляет 2020 года (16,5 тыс.).

В Беломорско-Онежском бассейне в целом за период судоходства было перевезено 7722,5 тыс. тонн грузов, что на 17,4% больше, чем в соответствующем периоде 2020 года. Объем пассажирских перевозок вырос на 61,3%, перевезено 101,3 тыс. пассажиров. На Беломорско-Балтийском канале проведено 10 283 шлюзования, прошлюзовано 2945 судов, что составляет 111% к навигации 2020 года.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться