Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Главный фарватер

Генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов о прошедшей и будущей навигации

– Сергей Александрович, в июле этого года в рамках празднования Дня работников морского и речного флота был торжественно запущен в эксплуатацию первый этап грузового терминала в Нижнем Бестяхе. Инициатором строительства выступило ПАО «ЛОРП». Каковы перспективы грузового терминала?

– Транспортно–логистический центр построен на пересечении путей железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Реализация данного проекта обеспечит устойчивый рост объемов поставляемых товаров в районы Крайнего Севера и расширение товарного ассортимента, а также обеспечит бесперебойность северного завоза. Первоочередной задачей при организации эффективной работы терминала является подведение железнодорожных путей. Это позволит работать по системе «вагон – кран – судно» и значительно ускорит проведение погрузочно–разгрузочных работ. Терминал призван решать вопросы транспортной доступности региона для развития бизнеса и деловой активности, будет создавать новые рабочие места и способствовать росту благосостояния республики. Мощность строящегося грузового терминала составляет более 1 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения до 2 млн тонн после 2035 года. Реализация проекта будет способствовать удешевлению северного завоза жизненно важных грузов. Так, в Якутии при подведении железнодорожных путей к реке появится порт двойного назначения, соединяющий две мощные магистрали – железнодорожную и водную. Это поспособствует совершенствованию логистики: с транссибирской магистрали прямым направлением через весь Ленский бассейн до СМП.

– Какие первоочередные задачи были поставлены перед пароходством в навигацию 2022 года? Удалось ли их решить?

– Традиционно навигационный период в Ленском бассейне начинается с мая и продолжается до середины октября.

В период навигации главной задачей является обеспечение завоза жизнеобеспечивающих грузов на быстромелеющие реки – Амгу и Вилюй. На Амгу традиционный завоз составляет 30 тыс. тонн, на Вилюй – более 100 тыс. тонн.

Хорошая водность в течение всей навигации на верхнем участке реки Лены позволила флоту работать с полной грузоподъемностью. Доставка грузов по реке Вилюй осуществлялась в сжатые сроки ввиду уменьшения периода попусков воды гидроэлектростанцией. Судоходные попуски для поддержания гарантированных глубин были даны лишь на 6 суток и в ограниченном количестве. И тем не менее за счет высокой организации работы удалось «закрыть» и Вилюй.

Другая важная задача – это завоз грузов и топливно–энергетических ресурсов для получателей Арктических районов на реки Оленек, Анабар, Яна, Колыма, Индигирка.

Основной объем перевозок, конечно же, осуществляется по реке Лене. Пароходство производит доставку грузов для жителей республики, предприятий, взаимодействует с Талаканским нефтегазоконденсатным месторождением, участвует в больших всероссийских проектах. С 2014 года флот пароходства перевозит грузы для строительства газопровода «Сила Сибири». В навигацию этого года для крупномасштабного строительства были перевезены более 150 тыс. тонн генеральных грузов, трубы большого диаметра и спецтехника. Помимо транспортировки, осуществляется выполнение погрузочно–разгрузочных работ. С целью обеспечения полного комплекса услуг по доставке грузов от места отправления до места назначения ЛОРП оказывает сопутствующие услуги, связанные с перевозкой грузов, в частности, транспортно–экспедиционное обслуживание, сопровождение грузов, зачистку судов, крепление грузов, аренду контейнеров, аренду и фрахтование судов и т. п.

Основная и главная задача речников ПАО «ЛОРП» – своевременная и безопасная доставка грузов нашим потребителям – жителям республики, Иркутской области и Чукотки.

– Каковы особенности нынешней навигации? В связи с геополитической обстановкой возникли ли дополнительные проблемы?

– Геополитическая обстановка, безусловно, внесла свои коррективы. В связи со специальной военной операцией и санкциями, которые ввели западные страны, возникали трудности в закупке сменно–запасных деталей. Их стоимость повысилась на 30–40%, ввиду чего мы переориентировались с запада на восток, стали сотрудничать с производителями запчастей из Китая. Для предстоящего зимнего судоремонта уже с начала лета производим закупочные процедуры для приобретения сменно–запасных деталей. Ситуация для пароходства стабилизировалась. С учетом того, что вектор экономики в стране изменил направление с запада на восток, многие проекты начали продвигаться. Планируется строительство крупномасштабных объектов, где наш флот будет принимать участие в перевозке грузов. Это строительство газопровода «Сила Сибири – 2», строительство атомной станции малой мощности, моста через Лену. Поэтому ввиду развития данных проектов ущерба по экономической линии фактически нет.

Как и в любой большой организации, возникает множество производственных вопросов, и мы стараемся своевременно находить пути их решения. И, несмотря на внешнюю политическую ситуацию, Ленское пароходство было и остается на трудовом фронте. Речники выполняют работу с чувством гражданского долга. Перевозка жизненно–важных топливно–энергетических ресурсов ведется согласно плану. Это в свою очередь способствует общему подъему гражданского духа и укреплению экономики нашей страны.

– Какие объемы перевозок достигнуты в эту навигацию? Как решались проблемы с отгрузкой каменного угля с шахты Джебарики–Хая?

– В навигацию 2022 года Ленским объединенным речным пароходством было запланировано перевезти более полутора миллионов тонн народно–хозяйственных грузов, и, надо сказать, мы преодолели этот рубеж.

В текущую навигацию действительно возникла ситуация, когда при согласованной подаче флота пароходством в оговоренные сроки был сорван график отгрузки угля с шахты «Джебарики–Хая» АО ХК

«Якутуголь». Груза просто не оказалось. При плане отгрузки 110 тыс. тонн угля по факту отгружено только 60 тыс. тонн. ПАО «ЛОРП» приняло вынужденное решение переключить доставку янским потребителям с Зырянского (на Колыме) и Сангарского угольных разрезов вместо шахты «Джебарики–Хая». А это совсем другая логистика, непредвиденные затраты.

– Существует ли проблема старения флота? Насколько флот, построенный в 1980–х годах, отвечает современным требованиям и справляется с нагрузками?

– Флот компании имеет полную линейку судов: от мелкосидящих, которые могут заходить на бары, до морских крупнотоннажных. В основном он состоит из сухогрузных и наливных судов, отвечающих всем требованиям контролирующих организаций. Однокорпусные танкеры модернизируются по соответствующим требованиям с установкой второго дна. Поскольку средний возраст судов составляет 37,5 года, в техническом плане у большинства судов произведена замена двигателей, регулярно проводится работа по смене запасных частей. Ведется работа по улучшению условий проживания экипажей.

В настоящее время пароходство ведет работы по обновлению нефтеналивного флота методом реновации согласно требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также путем строительства нового флота. Всего заявлены на реновацию 22 единицы, на строительство – 10 единиц. С 2016 года 12 судов уже прошли реновацию, до 2025 года планируется пройти реновацию оставшимся. Как уже говорилось, это установка второго дна и бортов, приведение в соответствие с новыми правилами регистра.

В пароходстве эксплуатируются три бункербазы («Юрий Чжан», «Ленанефть–3», «Бункербаза–15»), которые также подпадают под действие технического регламента. Для нас важным вопросом является внесение в техрегламент изменений и требований по установке двойного дна только на судах свыше 600 тонн грузоподъемности. Только в этом случае универсальные суда ПАО «ЛОРП» типа СПН, которые являются и танкером, и сухогрузом, смогут осуществлять завоз на реки Яна, Индигирка, Колыма. В случае их разделения для флота потребуется в два раза больше судов.

В Ленском бассейне в основном используются суда местных проектов, которые по техническим характеристикам адаптированы для реки Лены и ее притоков. На сегодняшний день, например, суда проекта СК–2000К с баржами–приставками являются наиболее эффективными. Сам СК – грузовой теплоход–площадка, но впереди себя толкает приставку.

Общая грузоподъемность состава – 3500 тонн при осадке около 2 м. Экипаж – 9 человек.

– Сергей Александрович, ведется ли строительство новых судов флота для малых рек и сухогрузных барж на замену проектов 16800 и (буксир) Р–33? Каким количеством новых судов пополнился флот ЛОРП в эту навигацию? Сколько судов строятся и по каким проектам?

– Новые суда – это наша задача № 1. Построены наливные крупнотоннажные баржи грузоподъемностью 4000 тонн для работы на морском участке. Ведется строительство своими силами по собственному проекту ТО–1400. Завершена разработка проектов по строительству судов: «СК–4000» и «Морская баржа RDB 01.05 М 01», грузоподъемность последней составляет 7000 тонн. Данные проекты уже согласованы Российским речным регистром. Пароходство готово заключать судостроительный контракт с АО «Жатайская судоверфь», которая с Государственной транспортной лизинговой компанией ищет способы финансирования для строительства новых судов ПАО «ЛОРП».

– Расскажите подробнее о программе возобновления судостроительных мощностей.

– В Жатае строится новая высокотехнологичная судоверфь, на которой будут реализовываться проекты судостроения. В части основной деятельности Жатайской судоверфи по строительству новых судов подготовлен предварительный производственный план на период до 2036 года, предусматривающий строительство флота в общем количестве до 130 единиц. Крайнее устаревание флота Ленского бассейна (средний возраст более 40 лет), а также отсутствие аналогичных по оснащенности судостроительных предприятий позволит гарантированно загрузить судоверфи в перспективе ближайших 10–15 лет.

Комплексный инвестиционный проект «Модернизация и строительство российских мощностей по созданию современного речного флота» является единственным, реализуемым на территории республики в рамках Госпрограммы «Социально–экономическое развитие Арктической зоны РФ». Работы будут выполняться в соответствии с графиком строительства, утвержденным правительством Республики Саха (Якутия), и проектно–сметной документацией, согласованной Главгосэкспертизой.

В перспективный план строительства гражданских грузовых судов вошли суда смешанного (река–море) плавания (АО «ОСК»): самоходные наливные суда (танкеры проекта RST24M), самоходные сухогрузные суда (сухогрузное судно проекта RSD59), морской буксир класса М проекта 3,0; и речные суда (АО «Жатайская судоверфь»): самоходные сухогрузные суда СК–4000, самоходные наливные суда ТО–4000, самоходные комбинированные суда для наливных и сухогрузных перевозок СПН–1800, СПН–3000, несамоходные комбинированные суда для наливных и сухогрузных перевозок МПН–1000, МПН–2000, самоходные буксирные суда внутреннего плавания (буксиры, буксиры–толкачи), буксиры класса «О» 2,0 проекта 428 типа «ОТ–2000», буксир – аналог проекта 81172.

– Как проходит реконструкция Жатайского судоремонтного завода и строительство новых объектов инфраструктуры?

– Реконструкция завода производится с целью освобождения территории для строительства современной высокотехнологичной судоверфи. На судоремонтном заводе ПАО «ЛОРП» завершается строительство ремонтно–механического цеха (РМЦ) общей площадью 1284 кв. м, хозяйственного блока РМЦ площадью 519 кв. м. Заложен фундамент РМЦ, выполнены работы по устройству хозблока РМЦ, монтажу металлоконструкций каркаса, смонтированы ограждающие конструкции стен и перекрытий. Проведены внутренние отделочные работы и монтаж внутренних инженерных сетей. Введен хозяйственный блок здания РМЦ с бытовыми и административными помещениями. Завершаются работы по благоустройству территории на объекте. Ввод объекта в эксплуатацию планируется до конца 2022 года.

Для начала строительства судокорпусного цеха (СКЦ) выполнен снос построек и подготовлена стройплощадка. В настоящее время ведутся работы по возведению объекта с помещениями ремонта ДВС общей площадью 1306 кв. м. Завершение строительства СКЦ планируется до конца текущего года.

Также по проекту ЛОРПа, но уже за счет федеральных средств осуществляется программа по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи. В программу включено возведение мощностей для судостроения и судоремонта. Работы будут проходить в два этапа. Техническая готовность первого этапа проекта составляет порядка 40%. На данный момент выполняются работы по строительству блока корпусных производств, а также реконструкция открытых стапельных мест с увеличением площади горизонтальной части стапеля. Плановый срок завершения мероприятий первого этапа – конец 2023 года.

По второму этапу завершается корректировка проекта, связанная с разделением объекта на очереди:

1–я очередь:

– дооборудование блока корпусных производств;

– достроечная набережная длиной 100 м с портальным краном г/п 30 тонн;

– покрасочная камера;

– достроечный цех;

2–я очередь:

– реконструкция поперечного гребенчатого слипа;

– грузовой причал;

– блок цехов верфи;

– блок вспомогательных производств.

Учитывая тот факт, что на территории Республики Саха (Якутия) существуют значительные запасы газа, а также экологическую политику в Арктической зоне Российской Федерации, на Жатайской судоверфи планируется строительство нового флота, работающего на сжиженном природном газе.

– Какие планы у пароходства на следующий год?

– Навигация завершилась, сейчас начинается подготовка к следующей. Производится закупка сменно–запасных частей для ремонта флота. Выполняется плановая работа по расстановке флота в межнавигационный период.

Конечно, на предстоящую навигацию 2023 года у нас большие планы. Они связаны с активным развитием экономики республики. Ведется работа по разработке и внедрению новых проектов, в которых задействованы мощности ЛОРПа.

Как упоминалось ранее, один из них – «Строительство атомной станции малой мощности». Строительство АСММ будет осуществляться в рамках программы «Дальневосточная концессия», основанной на использовании модели государственно–частного партнерства. АСММ на базе реакторной установки «РИТМ–200» обеспечит стабильное и чистое энергоснабжение проекта освоения золоторудного месторождения Кючус. Объект будет построен в п. Усть–Куйга Усть–Янского района Республики Саха (Якутия). В настоящее время фундамент станции уже заложен.

Также большим проектом является строительство моста через Лену. Мост объединит федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с федеральной автодорогой «Вилюй» и кратчайшим путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. По транспортной доступности Якутск проигрывает другим городам России и Дальнего Востока, так как движение через Лену осуществляется паромами (летом) и переправой по льду реки (зимой, обычно с декабря по апрель). В межсезонье осуществляется ледокольная проводка паромами ЛОРПа. А в периоды ледохода и ледостава добраться до Якутска можно только по воздуху. Наша задача в проекте строительства моста – это прежде всего перевозка ПГС, доставка дорожной техники и материалов.

Ну и, самое главное, наша надежда на то, что конфликт на Украине в скором времени завершится с благоприятным для России исходом. Для этого мы с самого начала спецоперации оказывали помощь жителям Донецкой и Луганской республик, и сейчас принят ряд необходимых мер по оказанию помощи мобилизованным сотрудникам, принимающим участие в СВО, а также их семьям.

*   *   *

P.S. В этом году Президент России наградил Сергея Ларионова орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Поздравляем со столь высокой наградой. Желаем успехов в нелегком труде!

Беседу вела

Ольга ОВСЯНКИНА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться