Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Грузы идут на Восток

С какими вызовами сталкиваются специалисты, решая задачи по модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба.

В прошлом году в связи с введением беспрецедентных санкций на железнодорожной сети изменилась география грузоперевозок: начали выстраиваться новые маршруты, по которым грузы развернулись с западного направления на восточное. Ускорение модернизации Восточного полигона позволит России обойти санкции и расширить рынки сбыта, отмечают эксперты. Объем перевозок по БАМу и Транссибу в прошлом году составил 148,8 млн тонн, а в 2023 году ОАО «РЖД» планирует перевезти по ним 160 млн тонн. Основными сложностями при реализации проекта по расширению пропускной способности Восточного полигона по–прежнему являются дефицит кадров, необходимость определения источников финансирования и задача по внедрению сложных технологических решений по расшивке «узких мест» и развитию тяжеловесного движения. Но существуют и иные вызовы…

Разлилась река Холодная

В 2023 году железнодорожники сосредоточились на увеличении пропускной способности Байкало–Амурской магистрали в Иркутской области и Бурятии. Всего за этот год Восточно–Сибирская железная дорога (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД») планирует построить на БАМе 17 новых объектов в рамках проектов по реконструкции станций и созданию двупутных вставок, а также 23 объекта, связанных с энергоснабжением магистрали. Конечная цель – снизить интервалы движения поездов до 10 мин. (сейчас на отдельных участках они составляют 15–20 мин.).

В настоящий момент завершена реконструкция станций Переемная, Андриановская, Онохой. Введен во временную эксплуатацию третий путь на участке Слюдянка–1 – Слюдянка–2. Также на 2023 год запланирована реконструкция станции Большой Луг в Иркутской области, откуда начинается сложный горно–перевальный участок к югу от Байкала.

К концу 2023 года железнодорожники закончат II и III этапы модернизации станции Тайшет, где сходятся БАМ, Транссиб и Абаканский ход Красноярской железной дороги.

Новые путепроводы построены на участке ВСЖД Тайшет – Тагул, в месте, где сходятся Транссибирская и Южно–Сибирская магистрали. Один мост возведен на 17–м пикете в границах станции Тайшет, где поезда из Абакана идут над главным ходом Транссиба, второй – рядом, на 19–м пикете, над городской автодорогой в районе перекрестка улиц Калинина и Степана Разина.

Предназначение инженерных сооружений – подвести к Транссибу второй путь перегона Тайшет – Тагул, что позволит увеличить грузопоток, следующий с Красноярской железной дороги в направлении Дальнего Востока, избежав пересечения маршрутов поездов на одном уровне. Благодаря этому станет возможно кратно увеличить объемы вывоза угля из Кузбасса и Хакасии по Абаканской ветке.

Протяженность нового второго пути на перегоне Тайшет – Тагул – 12,9 км. В начале августа его соединили с одним из путепроводов. Теперь энергетикам предстоит смонтировать контактную сеть, а связистам – установить и подключить устройства автоматики и телемеханики.

Перевести движение поездов на всем перегоне Тайшет – Тагул с однопутного на двухпутное решили в конце сентября, приурочив это событие к 20–летию ОАО «РЖД».

Тайшет – крупный железнодорожный узел на Восточном полигоне. По словам начальника ВСЖД Вадима Владимирова, реконструкция, которая здесь идет полным ходом, беспрецедентна. Ее цель – разделить четные и нечетные, грузовые и пассажирские потоки поездов, что увеличит пропускную способность станции.

Реализация масштабного проекта, начатого еще в 2016 году, разделена на пять этапов. После окончания работ через Тайшет по Транссибу будут ежесуточно проходить 100 пар поездов (сейчас 70–80 пар), а с Абаканской ветки на БАМ – около 40 составов с кузбасским углем.

Модернизация БАМа ведется в сложных геологических и климатических условиях. Говоря о Восточном полигоне, надо помнить, насколько этот проект уникален для России, да и в мировом масштабе. Строительство идет на территории шести субъектов РФ, где разные природно–климатические условия – от вечной мерзлоты в Якутии до субтропиков в Приморье.

Жители Тайшетского района Иркутской области, к примеру, не понаслышке знают, что такое разгул стихии. В этом регионе и в соседней Бурятии нередко приходится ликвидировать последствия паводков. Нашумевшим стал один из них, когда в результате сильных ливней в Бурятии произошел прорыв дамбы и из берегов вышла река Холодная, размывшая железнодорожные пути на участке БАМа в Северо–Байкальском районе. Движение поездов было приостановлено.

Пострадал значительный участок железнодорожного полотна – 200 метров, где также вышли из строя десять опор контактной сети. Удручающие фото и видео с места происшествия (из–под железной дороги просто снесло потоком часть насыпи, так что шпалы и рельсы повисли над пустотой) воскрешали в памяти кадры из фильмов–катастроф, но на сей раз речь шла о катастрофе настоящей. Специалисты сначала озвучили весьма неутешительный прогноз – БАМ может встать минимум на неделю. Каждый день простоя грозил для экономики страны миллиардными убытками.

На устранение последствий паводка железнодорожники бросили все силы. Как и в советские времена, героизм и самоотверженность проявляли простые люди, благодаря труду которых восстановительные работы были завершены в кратчайшие сроки. 23 августа в 8:20 по московскому времени, как сообщили в ОАО «РЖД», после завершения восстановительных работ на месте размыва пути первый пассажирский поезд проследовал по перегону Нижнеангарск – Холодная. В ликвидации последствий происшествия участвовали более 250 человек, были задействованы восстановительные и противоразмывные поезда. Всего специалисты уложили 1,8 тыс. метров нового пути, также восстановили 21 опору и 1,2 тыс. метров контактной сети.

Можно ли было предотвратить это происшествие? Глава Бурятии Алексей Цыденов уверен, что прорыва дамбы можно было избежать, если бы нововведения в законы «Об охране озера Байкал» и «Об экологической экспертизе» были бы приняты своевременно. Но, по словам Алексея Цыденова, поправки в законы прошли первое чтение и «зависли» из–за резкой критики так называемых экологических организаций.

Как пояснил Алексей Цыденов, предотвращению инцидента с дамбой на реке Холодная помешала противоречивость законодательства. Так, деньги по линии Минприроды России были выделены, но, к сожалению, байкальские ограничительные нормы не позволили провести необходимые работы по защите железнодорожной инфраструктуры, отметил Алексей Цыденов. Глава региона уточнил, что принятый законопроект позволил бы возводить очистные сооружения, защитные дамбы, решить проблему с созданием инфраструктуры для туризма и строить в прибрежных поселках водоводы и т.д.

Сейчас в республике работает группа федеральных парламентариев во главе с руководителем постоянного Комитета Госдумы России по экологии Дмитрием Кобылкиным. Депутаты уже встретились с жителями бурятских поселков, которые просят внести изменения в законодательство о защите Байкала, поскольку действующая редакция лишает их права на нормальную жизнь. Из–за несовершенств в законах в прилегающих к железной дороге поселках даже невозможно построить водопровод, линии электропередачи, обустроить кладбища и минерализованные полосы для защиты от пожаров, автомобильные дороги. К примеру, власти Бурятии запланировали строительство 21 очистного сооружения. Но все было заморожено – закон не позволяет рубить деревья.

Между тем ОАО «РЖД» взяты дополнительные обязательства по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры. Так, например, в 2020 году в районе Байкала сотрудниками компании было высажено более 80 тыс. сеянцев сосны на площади 20 га. Всего же в рамках строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые требуются для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, на Байкальской природной территории ОАО «РЖД» запланировано строительство 144 объектов.

Представителями ОАО «РЖД» совместно с общественностью, научными организациями, правительствами Иркутской области и Республики Бурятия разработан план дополнительных мер в сфере природоохранной деятельности. Он предполагает развитие системы мониторинга влияния объектов строительства на окружающую среду, внедрение наиболее эффективных «зеленых» практик в сфере обращения с отходами, очистки сточных вод, сохранения биоразнообразия.

Даешь электрификацию!

Модернизация Восточного полигона предусматривает строительство дополнительной генерации и нескольких тысяч километров электросетей вдоль трасс. Без этого увеличить пропускную способность магистрали невозможно, но все упирается в недостаток финансирования. С учетом текущих потребностей ОАО «РЖД» на Транссибе объем получаемой энергии ограничен, поясняют специалисты. Необходима модернизация энергосистемы, которая позволит водить поезда большего веса и с меньшим интервалом времени.

Сегодня, когда транспортные логистические потоки развернулись на восток, в полной электрификации нуждается и БАМ: сейчас электровозы ходят лишь от Тайшета до Таксимо (это примерно треть от общей протяженности БАМа). Отсутствие электровозов, к примеру, сильно тормозит движение на последнем отрезке, ведущем к портам Хабаровского края.

Так что проблема БАМа не только в «узких местах». Несмотря на важность для экономики страны, магистраль до сих пор не полностью электрифицирована. Электрификация может значительно снизить затраты на перевозки и увеличит скорость поездов. Это особенно важно, так как на многих участках магистрали всего один путь: как в тоннелях, так и на отдельных участках поезда не могут одновременно двигаться в разных направлениях.

Электрификация позволит заметно увеличить провозную и пропускную способность БАМа, за счет перехода на электротягу уменьшится энергоемкость перевозок и заметно снизится углеродный след от железнодорожных перевозок.

Затраты на нужды электроэнергетической отрасли для реализации проекта Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 2027–2030 годов составят порядка 600–700 млрд руб. Из 25 энергообъектов «Россети» уже ввели в эксплуатацию 13. Согласно обновленному плану–графику работ на Восточном полигоне первая ЛЭП будет поставлена под напряжение в сентябре 2023 года, остальные – в сентябре следующего года. Сроки ввода трех ЛЭП в эксплуатацию перенесены на сентябрь 2024 года и декабрь 2025 и 2026 годов соответственно. Общая стоимость строительства этих объектов – 114,8 млрд руб.

Схема внешнего электроснабжения Восточного полигона предполагает отказ от строительства новых тепловых электростанций в Советской Гавани (260 МВт) и на юге Приморского края (280 МВт) в пользу модернизации Приморской ГРЭС (без изменения установленной мощности с увеличением времени ее использования до 6500 часов) и расширения Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт.

Таким образом должна быть достигнута экономия затрат на строительство генерирующих объектов. При этом в связи с отказом от строительства новой ТЭС в Советской Гавани потребуется сооружение третьей цепи ВЛ 220 кВ на участке Комсомольск – Селихино – Ванино. Итоговая экономия, сообщили в Минэнерго России, может составить более 30 млрд руб.

В Минэнерго сверстали и предварительный план по строительству генерации для электрификации III этапа расширения БАМа и Транссиба. Реализация проекта БАМ–3 с расширением пропускной способности до 210 млн тонн запланирована после 2024 года. В части электрификации для этого, по расчетам министерства, потребуется еще 1,8 ГВт новой мощности к 2030 году, но с другой стороны, это потребует и пересмотра уже утвержденного в феврале плана, который был нацелен только на II этап модернизации Восточного полигона. Сейчас вопрос упирается в поиск средств, которые необходимы для того, чтобы подготовить инфраструктуру восточного БАМа для электрификации.

В будущем многие отрезки БАМа планируют сделать двухпутными. Уже ведется строительство дополнительных путей на различных участках прохождения трассы: от Усть–Кута (Иркутская область) до Северобайкальска (Бурятия) и от Таксимо (Бурятия) до Тынды (Амурская область). Работу осложняют условия вечной мерзлоты – тысячи километров БАМа проходят через такие регионы. Из–за вмешательства человека лед начинает таять, а это небезопасно для движения поездов, поэтому грунт приходится укреплять. Иначе придется постоянно ремонтировать проседающие пути.

Сложности на БАМе возникают не только при движении поездов, но и при их приеме и отправке на станциях. Многие станции не рассчитаны на длинные составы, поэтому уже несколько лет пути на них удлиняют. Особенно это важно для линии, которая соединяет БАМ и Транссиб, – каждый год на ней сдают в эксплуатацию несколько обновленных станций.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться