Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Время практических решений. О законодательном обеспечении транспортной безопасности в регионах РФ

 

В настоящее время в нашей столице реализуется государственная программа по развитию транспортной системы. Одной из приоритетных ее задач является повышение безопасности в рамках № 16 ФЗ. Ежедневно на объекты транспорта заступают тысячи работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ), объекты транспортной инфраструктуры (ТИ) оборудованы современными техническими средствами (ТС) обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Закономерный результат – на объектах транспортного комплекса (ТК) столицы за последние годы не допущен ни один акт незаконного вмешательства (АНВ).
Об этом стало известно в ходе Международного форума «Технологии безопасности», который берет свое начало с 1996 года.
За неполные тридцать лет он стал масштабным авторитетным мероприятием с широким представительством и неизменно актуальной повесткой, связанной с обеспечением национальной безопасности нашего государства в условиях глобальных мировых вызовов.
Отсюда следует, что миссия ТБ Форума – выработка подходов и мер для опережающего развития в области безопасности и цифровой трансформации во всех ключевых отраслях отечественной экономики. Что касается транспортной составляющей, то в рамках форума была проведена очередная конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». На сей раз разговор шел о практической реализации законодательства в области транспортной безопасности в регионах РФ.
К участникам и гостям конференции от имени Минтранса России обратился с посланием заместитель министра транспорта РФ Евгений Филиппов.
Вот что он передал: «Безопасность является одним из приоритетных направлений государственной политики, которое требует постоянного совершенствования во всех сферах и особенно в транспортной области. С учетом беспрецедентного роста актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса сов-
местные усилия государства и предприятий отрасли приобретают особое значение в рассмотрении широкого спектра вопросов безопасности в интересах противодействия масштабным трансграничным выпадам.
От надежного и бесперебойного функционирования объектов транспорта напрямую зависит стабильность осуществления обеспечение грузовых и пассажирских перевозок, которые обеспечивают территориальное и экономическое единство страны».
Продолжая разговор о Москве, необходимо отметить, что на сегодняшний день самым крупным субъектом ТК является ГУП «Московский метрополитен». В ведении предприятия находятся 606 объектов ТИ. Кроме того, еще пять международных вокзалов и две автостанции. В декабре ушедшего года открыт новый автовокзал «Красногвардейский». Защиту указанных объектов на основании заключенного соглашения с ГУП «Московский метрополитен» обеспечивают ПТБ АНО «Ведомственная охрана правительства Москвы», образованной указом Президента РФ в ноябре 2022 года. Эти подразделения аккредитованы в трех федеральных агентствах – Рос-
автодоре, Росжелдоре и Росморречфлоте. На сегодняшний день столичный метрополитен обеспечен проведением утверждения оценок уязвимости в 588 объектах метрополитена и МЦК. Обеспечена также разработка утверждения планов в 570 объектах внеуличного транспорта.
Система ОТБ объектов интегрирована в единый пункт управления для централизованного управления, своевременного реагирования на нештатные ситуации и незамедлительное информирование соответствующих структур. На базе бывшего кинотеатра «Ереван» создан пункт единого управления ТБ. Необходимо отметить, что все объекты ГУП «Московский метрополитен» оборудованы достаточным количеством сертифицированных ТС ОТБ. Это рентгено–телевизионные установки, стационарные рамки металлодетекторов, детекторы и газоанализаторы паров взрывчатых, отравляющих и наркотических веществ. А также автоматические комплексы радиационного контроля, системы видеонаблюдения, контроля и управления доступа.
Однако есть и определенное напряжение. В связи с проведением СВО департаментом транспорта Москвы выработаны и организованы дополнительные для укрепления объектов транспорта меры, направленные на подготовку работы при возникновении новых угроз совершения терактов, в том числе с использованием беспилотных воздушных судов (БВС). Проводится большой комплекс мероприятий с применением специальных технических средств.
Всерьез обеспокоены проблемой БВС в ФКУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России. В настоящее время БВС широко используются для несанкционированного наблюдения важных объектов, проведения терактов и диверсий, заброски запрещенных грузов (оружия, наркотиков). Малые БВС массой до 5 кг стали доступными для обычного потребителя, причем их оснащение включает видеокамеры, системы навигации и автопилота, что не требует особых навыков управления. Беспилотники изготавливают из композитных материалов и пластика со специальной окраской, которая достаточно плохо отражает электромагнитные волны. Их электродвигатели работают почти бесшумно.
Вопрос обнаружения и противодействия БВС надо решать в ближайшее время, поскольку объем ущерба, наносимого самодельными дронами–камикадзе, не поддается исчислению.
Постановлением Правительства РФ № 969 предусмотрена обязательная сертификация ТС, используемых для ОТБ, и определены основные требования к ним. В последнее время в орган по сертификации МВД России стали обращаться юридические лица, эксплуатирующие объекты ТИ, и поставщики ТС с вопросами сертификации средств обнаружения и противодействия БВС. При отсутствии единых технических требований к данным средствам сертификация подобных ТС затруднительна. Такое положение дел существенно затрудняет построение эффективных комплексов защиты объектов ТИ средствами подавления. БВС работают в основном с гражданскими частотами. Внесение изменений в вышеназванное постановление обязательной сертификациии БПЛА, а также средств обнаружения и подавления БВС поможет повысить эффективность защиты ОТИ.
На сей раз состоялся разговор о транспортной безопасности и в условиях Крайнего Севера. В частности, группы компаний «Норильский никель». Разговор шел о порядке 70 объектов ТИ и свыше 300 ТС, которые представлены во всех видах транспорта.
Это заполярные мурманские тракторные филиалы, это ледокольный флот, это воздушный флот с аэродромом, воздушной компанией и посадочной площадкой, расположенной за полярным кругом. Для полноты картины сюда надо прибавить норильскую железную дорогу протяженностью 500 км и транспортный комплекс автохозяйства для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности. Так что вопросы ТБ и антитеррористической защищенности более чем актуальны. В филиалах и структурах компании были выделены отдельные штатные должности.
Была разработана дорожная карта, создан единый реестр предприятия транспортной сферы, организованы централизованный учет и контроль. Привлекли стратегического партнера – подразделение ТБ «Арктика», которое оказывает услуги компании не только в виде защиты ее объектов от АНВ, но это и проведение оценок уязвимости этих объектов, и разработка плановых паспортов. Также ведется работа, связанная с оснащением объектов инженерно–техническими средствами. Все это дало существенные результаты. Назначено более 500 работников ПТБ, аттестовано более 450. Ежегодно проводятся учения–тренировки. В 2023 году таких мероприятий состоялось 68. Прошли они с участием представителей федеральных органов власти, Службы безопасности и Министерства внутренних дел.
АНВ не допущено. Ежедневно на охрану 90 постов заступают свыше 100 человек. Они экипированы и вооружены средствами специальной защиты. На улучшение ТИ компании инвестировано свыше трех млрд руб.
Конечно, в условиях глобального кризиса не мог не состояться разговор о сотрудничестве правоохранительных органов государств – участников СНГ в деле обеспечения правопорядка на объектах транспорта. Речь шла о том, что на фоне происходящих глобальных сдвигов 2023 год стал временем бурной активизации продвижения инфраструктурных проектов. Как никогда стало актуальным создание новых и расширения использования существующих транспортных маршрутов по другим альтернативным направлениям. Не случайно в конце прошлого года в поле зрения Экономического совета СНГ оказался предложенный Республикой Узбекистан проект по развитию и активизации международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, на период до 2030 года. Развитие ТИ на пространстве СНГ взаимосвязано с китайской инициативой «один пояс – один путь» и подобными проектами ШОС.
Ключевым документом на этом треке является Стратегия обеспечения ТБ на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении. Эта стратегия была принята еще в 2015 году. Сегодня она реализуется в рамках мероприятий на период 2020–2025 годов.
Основной программой, согласно стратегии, в правоохранительной сфере является Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью, в рамках которой ежегодно реализуются комплексные, согласованные и совместные оперативно–профилактические мероприятия по выявлению и пресечению деятельности международных преступных группировок на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автодорогах.
В прошлом году такая операция проводилась в течение июня. По ее итогам к уголовной ответственности привлечено 19 человек, изъято 73 единицы оружия, 41 взрывное устройство и более 520 боеприпасов различного вида.
На заседании Совета глав государств СНГ в октябре 2023 года принята очередная программа на следующую пятилетку до 2028 года.

Виктор ДМИТРИЕВ



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться