Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Форпост надежности

в защите транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. 

В настоящее время в столице реализуется государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы», утвержденная правительством Белокаменной еще в феврале 2011 года. Направлена она на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей безопасности, привлекательности и удобной для всех групп населения транспортной системы как части московского транспортного узла.
Транспортная система столицы включает в себя Метрополитен, Малое кольцо железной дороги, железнодорожный транспорт, наземный городской пассажирский транспорт (все его виды) и внутренний водный транспорт.
Всего в Москве эксплуатируется 801 объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) различных форм собственности. В ходе реализации мероприятий по развитию транспортной системы столицы существенно увеличена оценка метростроения, значительно повысилась эффективность наземного городского пассажирского транспорта. В результате оптимизации маршрутов проведено обновление подвижного состава, развернуты работы по развитию железнодорожного транспорта, сформированы пешеходное и велосипедное пространство для горожан.
Одной из приоритетных задач вышеназванной программы является повышение безопасности транспортной системы, в том числе и транспортной безопасности, в рамках № 16–ФЗ. Ежедневно на ОТИ заступают тысячи работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ). ОТИ оборудованы современными техническими средствами (ТС) обеспечения ТБ.
И как закономерный результат – на объектах транспортного комплекса (ТК) Москвы за последние годы не допущено ни одного акта незаконного вмешательства (АНВ).
На сегодняшний день самым крупным субъектом ТК является ГУП «Московский метрополитен». В ведении предприятия – 606 ОТИ, пять международных автовокзалов и две автостанции. В декабре прошлого года открыт новый автовокзал «Красногвардейский». Защиту указанных объектов на основании заключенного соглашения с ГУП «Московский метрополитен» обеспечивают ПТБ АНО «Ведомственная охрана правительства Москвы», образованная по указу Президента РФ в ноябре 2022 года.
Аккредитованы эти ПТБ в трех федеральных агентствах –
Росавтодоре, Росжелдоре и Росморречфлоте.
По существу, столичный метрополитен обеспечен проведением утверждения оценок уязвимости в 588 объектах не только у себя, но и на МЦК. Обеспечена также разработка планов в 570 объектах внеуличного транспорта. Надо отметить, что после реорганизации ГУП провайдерам переданы в управление все трамваи, то есть все, что связано с рельсами, входит в состав столичного метрополитена.
Системы обеспечения транспортной безопасности объектов интегрированы в единый пункт управления ОТБ. Все это сделано для обеспечения централизованного управления силами ОТБ своевременного реагирования на нештатные ситуации и немедленного информирования соответствующих структур. На базе бывшего кинотеатра «Ереван» создан такой пункт единого управления ТБ. Это огромный комплекс, познакомиться с которым приезжают не только коллеги из других регионов РФ, но и иностранные делегации.
Все объекты ГУП «Московский метрополитен» оборудованы необходимым и достаточным количеством сертифицированных ТС ОТБ: рентгено–телевизионными установками, стационарными рамками металло–детекторов, автоматическими комплексами радиационного контроля, системами видеонаблюдения и системами контроля управления доступа. На объектах метрополитена и МЦК ежедневно досматриваются до 85 тыс. пассажиров, 450–500 тыс. единиц багажа, ежесуточно выявляются 350–400 единиц опасных предметов.
За 2023 год досмотрено 309 млн пассажиров, 177 млн единиц багажа и выявлено 137 тыс. опасных предметов. По каждому факту через правоохранительные органы приняты все соответствующие решения.
На объектах наземного автомобильного транспорта осуществляется 100% досмотр пассажиров и багажа. За минувший год досмотрены 4,9 млн пассажиров, 6,7 млн единиц багажа, выявлено свыше 23 тыс. единиц опасных предметов. Так, в ходе проведения досмотровых мероприятий прошлой весной на вокзале «Центральный» у пассажира было найдено 792 г наркотических веществ. Экспертизой было установлено, что это героин. Примерно в то же время на автостанции «Саларьево» выявлено и изъято 30 патронов калибра 7,62 мм.
Месяц спустя на том же вокзале радиолокационной станцией было выявлено спецоружие, стреляющее бесшумными боеприпасами.
Соответственно, в отношении всех нарушителей были возбуждены уголовные дела.
Теперь о ГУП «Мосгортранс». В управлении находятся более 8 тыс. единиц наземного городского транспорта. При этом каждый год идет замена автобусов на электробусы. Это дает заметный экономический эффект, а также повышает комфорт для пассажиров – техника бесшумная, минимум выбросов в окружающую среду.
Здание Северного речного вокзала (СРВ), открытое после масштабной реконструкции в 2020 году, тоже входит в состав ГУП «Мосгортранс».
Объект оборудован всеми техническими средствами, находится под надежной защитой частного охранного предприятия. Причалы СРВ обслуживают как суда круизного прогулочного флота, так и суда паромной переправы Северный речной вокзал – Захарково. Защиту объекта осуществляет все та же АНО «Ведомственная охрана правительства Москвы». Также в состав ГУП входит обновленный Южный речной вокзал (ЮРВ), открытый в апреле прошлого года. На объекте размещены два просмотровых КПП для обслуживания круизных лайнеров, пункт управления ТБ. Ведущая организация обеспечила проведение оценки уязвимости, разработку и утверждение плана обеспечения ТБ комплекса причальных сооружений ЮРВ. За 2023 год здесь досмотрены свыше 10 тыс. пассажиров, 21 тыс. единиц багажа, выявлены 12 опасных предметов.
Департаментом транспорта столицы и подведомственными организациями реализуется масштабный проект по возрождению регулярных пассажирских перевозок по Москве–реке. В этих целях в хозяйственное ведение ГКУ «ЦОДД», подведомственное департаменту, были переданы 44 объекта причальной инфраструктуры: это причальная стенка СРВ и 43 причала в акватории Москвы–реки. Защита указанных объектов осуществляется АНО «Ведомственная организация правительства Москвы». Учитывая, что объекты причальной инфраструктуры Москвы–реки, находящиеся в границах города–героя, будут использоваться в качестве остановочных пунктов, аналогичных остановочным пунктам наземного городского транспорта, столичный департамент транспорта совместно с Минтрансом России, Росморречфлотом и другими заинтересованными органами проводят работу по активизации требований по ТБ объектов речного транспорта в целях приведения меры исполнения требований ТБ на причалах к уровню, сопоставимому с остановочными пунктами наземного городского пассажирского транспорта, причем без снижения уровня их защищенности. В то же время указанные объекты планируется оборудовать системами интеллектуального видеонаблюдения, качественным освещением и, соответственно, тревожной сигнализацией для оперативного вызова экипажей быстрого реагирования ПТБ.
ГКУ «ЦОДД» обеспечило проведение оценки уязвимости всех 44 объектов, включая инфраструктуру.
Что касается МЦД, то там на сегодняшний день эксплуатируются 136 остановочных пунктов. Принимая во внимание, что остановочные пункты МЦД в соответствии с требованиями ОТБ железнодорожного транспорта согласно постановлению Правительства РФ № 2449 являются некатегорированными объектами, досмотровые мероприятия на них не проводятся. Однако в целях повышения безопасности силами ПТБ ОАО «РЖД» с начала прошлого года организовано патрулирование всех остановочных пунктов МЦД.
Еще один нюанс: под крылом столичного департамента есть коммерческие перевозчики. В соответствии с действующим госконтролем на маршрутах городского наземного пассажирского транспорта осуществляют деятельность пять субъектов ТИ коммерческих форм собственности с общей численностью подвижного состава 1682 единицы. У них разработаны паспорта обеспечения ТС. Указанными субъектами используются 13 эксплуатационных площадок, парков для отстоя транспортных средств, на которых организованы, соответственно, охрана и пропускной режим.
На постоянной основе проводится осмотр салонов ТС на наличие бесхозных предметов, места стоянки на отстой на разворотных площадках, организовано проведение инструктажей с водительским составом в порядке действия при возникновении нештатных ситуаций, обеспечен внутриобъектовый режим эксплуатационных площадок с целью запрещения несанкционированного допуска на объект.
Теперь что касается работы государственной автоматизированной информационной системы ГАИС «Сфера». Создана она во исполнение постановления правительства Москвы № 328 2021 года для автоматизации процесса централизованного сбора, обработки и хранения информации в целях обеспечения ТБ на объектах столицы. Ежегодно я довожу результаты, которых мы добились. За прошедшее время задержаны 10 тыс. 121 человек, из них 80% разыскиваемых за совершение преступлений, 17% – без вести пропавших, 3% – несовершеннолетних. За 2023 год задержан 3891 человек. В настоящее время системой «Сфера» интегрированы все станции Московского метрополитена, остановочные пункты МЦК, автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорты Внуково, Шереметьево, Домодедово, турникеты «Аэроэкспресса». Почти 2500 камер ГАИС установлены на наземном городском пассажирском транспорте, причалах речного транспорта. Новая техника, которая к нам поступает, а это трамваи, электробусы, уже на заводах–производителях согласно контракту оснащаются соответствующим оборудованием.

Александр ГАРАКОЕВ, заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы (из выступления на форуме «ТБ–2024»)



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться