Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Южная хорда» — будущее Подмосковья

«Южная хорда» — будущее ПодмосковьяСкоростной трамвай может решить проблемы межмуниципального сообщения

«Южная хорда» — будущее ПодмосковьяКомпания «Домодедово Транс Девелопмент» представила на рассмотрение в Минтранс России проект создания межмуниципальной сети скоростного пассажирского транспорта (МССПТ) «Южная хорда» – хордового соединения юго–восточной, южной и юго–западной частей Московской области с радиальными выходами в соответствующие зоны г. Москвы. В рамках МССПТ «Южная хорда» планируется создание четырех веток скоростного трамвая.
О проекте рассказывает Анна Краснова, директор по развитию «Домодедово Транс Девелопмент».
– Анна Юрьевна, возможность создания линий скоростного пассажирского транспорта как вариант решения актуальных проблем транспортного обеспечения широко обсуждается в последнее время. Почему ваша компания занялась разработкой именно хордовых маршрутов на территории Московской области?
– У нас изначально было понимание, что разрабатываемые маршруты не должны конкурировать с действующими линиями пригородных электропоездов и «Аэроэкспресса», а гармонично дополнять их. Проведенные нами исследования выявили наличие перспективных межмуниципальных пассажиропотоков вне существующей радиально–кольцевой модели транспортной системы Московского региона.
Наличие маятниковых миграций по этим направлениям свидетельствует о потребности населения в транспортном обслуживании. Между рядом муниципальных районов Московской области прямые маршруты общественного транспорта вообще отсутствуют, а по имеющимся маршрутам общественный транспорт следует с большими задержками и пропусками рейсов. Естественно, в таких условиях жители вынуждены совершать поездки через Москву, тем самым перегружая действующую транспортную систему.
Реализация проекта создания межмуниципальных хордовых маршрутов внеуличного скоростного пассажирского транспорта на территории Московской области под выявленную трудовую миграцию создаст точки роста экономики и позволит реорганизовать сложившуюся радиально–кольцевую транспортную инфраструктуру в сетевую, обеспечивающую множественность перераспределения пассажирских и грузовых транспортных потоков с использованием различных технологий.
Примером такого типа инфраструктуры является транспортная сеть региона Иль–де–Франс. Здесь выстроена единая мультимодальная транспортная сеть наземного пассажирского транспорта, объединяющая Париж с ближними и дальними пригородами и включающая в себя линии метро, пригородных поездов, трамвая и автобусов.
– То есть, по вашему мнению, проект «Южная хорда» поможет решить проблемные вопросы межмуниципального сообщения?
– Убеждена в этом. Мы провели исследование маятниковых трудовых миграций на территории Одинцовского, Ленинского, Подольского и Раменского муниципальных районов, городского округа Домодедово, городских поселений Подольск и Щербинка. Здесь существует сформированная улично–дорожная сеть, организованы маршруты общественного транспорта, курсируют пригородные электрички Курского, Павелецкого и Киевского направлений, функционируют автомобильные дороги федерального значения.
Однако вдоль хордового направления Раменское – Домодедово – Щербинка – Бутово – Солнцево – Сколково с заходом в аэропорт Домодедово и аэропорт Внуково улично–дорожная сеть развита слабо, практически отсутствуют скоростные автомобильные дороги.
Полагаясь на экспертные выводы коллег из градостроительных институтов, а также опираясь на собственные расчеты, мы пришли к заключению, что линии МССПТ «Южная хорда» создадут устойчивую систему межмуниципальных транспортных коммуникаций и дадут толчок к дальнейшему социально–экономическому развитию этих территорий. Особенно принимая во внимание планируемое расширение Москвы в юго–западном направлении, наличие двух крупных авиаузлов: Внуково и Домодедово, и перспективное развитие муниципальных образований Московской области.
– А почему именно скоростной трамвай?
– Это экономически оправданно. Экспертные данные показывают, что использование скоростного трамвая оптимально в транспортных коридорах с пассажиропотоком от 4 до 30 тыс. пассажиров в час, – это первое.
Стоимость строительства километра линии скоростного трамвая в 3–8 раз ниже стоимости строительства километра линии метро. Качество же перевозки – скорость, надежность, беспересадочное сообщение – остается на том же уровне, – это второе.
Кроме того, возможность рекуперации энергии существенно оптимизирует затраты на энергоснабжение, – это третье.
Сегодня ни один вид транспорта не может сравниться с современным трамваем: он является самым бесшумным и экологичным видом транспорта, располагает современными средствами безопасности, комфортабелен и способен к интеграции в городском ландшафте.
– Каков планируемый объем инвестиций в проект «Южная хорда» и за счет каких средств планируется его реализовать?
– По нашим расчетам стоимость проектирования и строительства «под ключ» пилотного участка (протяженность около 30 км) составит 350–400 млн евро. Текущим инвестором является «Домодедово Транс Девелопмент» – разработчик проекта. Для финансирования проектных и строительных работ нами предварительно проработана вполне реальная схема привлечения кредитных средств европейских банков. Реализация этой схемы возможна в рамках государственно–частного партнерства, модель которого согласовывается в настоящий момент в рамках Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области.
– При создании МССПТ планируется использование европейских технологий?
– Да, планируется. Мы находимся в постоянном рабочем контакте с европейскими коллегами – компаниями, которые производят подвижной состав, специализируются на инжиниринге систем скоростного трамвая, занимаются эксплуатацией соответствующих транспортных объектов. Естественно, в рамках реализации проекта «Южная хорда» мы планируем и дальше работать с ними.
Однако, пройдя предпроектный этап, мы поняли, что процесс разработки и создания систем скоростного трамвая в России требует более глубинного подхода – целесообразно создание национальной «проектной лаборатории» технологии скоростного трамвая. Таким образом, мы приняли решение о создании Научно– исследовательского и проектного института легкорельсового транспорта (НИиПИ ЛРТ).
– Чем будет заниматься НИиПИ ЛРТ?
– Полагаем, что основными задачами станут изучение и систематизация зарубежного опыта развития и функционирования систем скоростного пассажирского легкорельсового транспорта; выполнение НИР по вопросам перспективного развития скоростного пассажирского легкорельсового транспорта; подготовка ТЭО, проектирование.
Одним из приоритетных направлений станет разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки персонала для обеспечения функционирования систем ЛРТ в партнерском взаимодействии с нашими зарубежными коллегами.
Считаю, что уже сейчас – на этапе предпроекта – нужно думать, как и кем будет обеспечена эксплуатация МССПТ. Это позволит нам подойти к моменту завершения строительства полностью подготовленными.

Беседу вел Юрий НИКИТСКИЙ

17.11.2011



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться