Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Если дышит на ладан мост…

Как будет решаться проблема восстановления аварийных искусственных сооружений

К сожалению, «неожиданное» разрушение моста в Химках в декабре 2020 года — случай не единичный, подобные сооружения в последние годы рушатся часто, особенно на автомобильных дорогах, и специалисты находят в этом некую фатальную закономерность. Какую? Попробуем разобраться.

Значительная доля мостовых сооружений на автодорожной сети России — преклонного возраста. Построенные несколько десятилетий назад, они постепенно теряют свою прочность. Наибольшее количество аварийных мостов находится на балансе муниципалитетов, у которых нет средств на их восстановление. Регионы средства на дорожные нужды в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» получают, и немалые, но до ремонта (а тем более строительства) мостов чаще всего дело не доходит: уж очень капиталоемки эти искусственные сооружения!

По данным специалистов, ремонт километра дороги в среднем по стране обходится в 14–18 млн руб., а стоимость одного лишь погонного метра мостового сооружения — минимум в 2 млн.

Между тем на автодорогах насчитывается более 71 тыс. мостов и путепроводов. Выход из строя моста — серьезная проблема для экономики не только отдельного региона, но порой и страны в целом. Вспомним:
• в октябре 2018 года в городе Свободный (Амурская область) во время проезда большегруза два пролета бетонного автомобильного моста упали на железнодорожные пути, движение поездов (в том числе с транзитными грузами, следующими из Китая в Европу) по Транссибирской магистрали удалось полностью восстановить только через два дня.
• 1 июня 2020 года из-за интенсивного таяния снега и подъема воды в реке Кола обрушился железнодорожный мост на единственной магистрали, связывающей Мурманск с остальной частью России. Железнодорожное сообщение с регионом было восстановлено в обход рухнувшего искусственного сооружения лишь спустя 18 дней. На строительство нового моста взамен разрушенного ушло более ста дней.
• 7 июня 2020 года в Красноярском крае, на 65-м км автодороги Партизанское — Мина, произошло частичное разрушение мостового сооружения из-за непрекращающегося дождя. В течение нескольких дней, пока шел ремонт моста, автомобильное сообщение с населенными пунктами Кой, Мина, Кутурчин, Хабайдак и Мана осуществлялось по обходному маршруту.

КТО ВИНОВАТ?
Нередко мосты разрушаются и по причинам, не связанным с непогодой. Аварии на мостах из-за превышения допустимых весогабаритных параметров проезжающих транспортных средств, увы, случаются часто.

Разрушению мостов может способствовать неудовлетворительное состояние покрытия проезжей части и подходов к ним. Оно приводит к просачиванию влаги на главные балки и опоры.

Потере прочности железобетонных конструкций мостов могут способствовать процессы карбонизации защитного слоя бетона (изменение его щелочной среды на кислую за счет насыщения углекислым газом), а также исчерпание первоначального ресурса морозостойкости бетона под воздействием воды и переменных температур. Грамотное применение добавок при изготовлении бетонных смесей для мостовых железобетонных конструкций может существенно увеличить межремонтные периоды и в целом долговечность построенных мостовых сооружений.

Сложностей в развитие отечественного мостостроения добавляет и то, что типовые проекты не пересматриваются десятилетиями. Новые достижения науки в области мостостроения внедряются в практику с большим трудом. Часто к моменту их применения они уже морально устаревают.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Чтобы определить масштабы предстоящей работы по восстановлению аварийных мостов и путепроводов, Росавтодор при плотном взаимодействии с региональными властями и Ассоциацией «РАДОР» сформировал перечень самых проблемных искусственных сооружений. Их количество — до 5,7 тыс., общая протяженность  —  290 тыс. По подсчётам специалистов, чтобы привести эти мосты к 2024 году в нормативное состояние, понадобится федеральная поддержка в размере 370 млрд руб., а к 2030 году объем этой помощи может составить 527 млрд.

Конечно, возможности федерального бюджета не безграничны. Поэтому, считают в Росавтодоре, придется выбрать приоритетные объекты, исходя из их важности и значимости для сети региональных и местных автодорог, которые активно ремонтируются благодаря национальному проекту БКАД.

Финансирование работ по ремонту искусственных сооружений планируется за счет средств, которые станут поступать в региональные бюджеты в связи с изменением порядка распределения налоговых доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы.

Так, согласно паспорту нацпроекта БКАД в 2022 году субъекты РФ будут получать до 83,3% всех поступлений от акцизов на ГСМ, в 2023 году — до 91,6%, а в 2024 году все доходы от акцизов в объеме 100% должны будут оставаться в региональных бюджетах. В Росавтодоре предлагают закрепить принцип окрашивания для той части средств, поступающих в региональные дорожные фонды, которая будет предназначена именно для решения задачи приведения в нормативное состояние искусственных сооружений.

Что касается программы восстановления аварийных мостов, то она должна стать составной частью нацпроекта. Включить в проект БКАД мероприятия по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений и путепроводов предложил Минтранс России. К началу декабря новая редакция паспорта нацпроекта была согласована со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одобрена на заседании комитета по нацпроекту БКАД. Окончательное решение должно быть принято на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

На фото: обрушившийся железнодорожный мост через реку Кола

Полностью статью «Если на ладан дышит мост…» можно прочитать №1 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: podpiska2007@list.ru.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться