Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Оценка уязвимости

с учетом изменения характера угроз транспортному комплексу

В рамках XXVI международной выставки технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты Securika Moscow 2021, прошедшей недавно в Москве, был организован «круглый стол» «Транспортная безопасность: новые требования по обеспечению и применение современных технических средств».

В центре внимания участников встречи, подготовленной АНО «Индустрия безопасности», были современные технические средства обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) и программное обеспечение для них, сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), вопросы обеспечения пожарной безопасности на транспорте.

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДЕ СВЫСОКА

Павел Марголин, менеджер по продажам группы компаний «ЦРТ», рассказал об обеспечении безопасности транспортных объектов с помощью системы распознавания лиц и средств аудиозаписи.

Сегодня компьютеры научились понимать обыкновенную речь, распознавать голоса и лица. При авторизации в мобильном банке уже не нужен пароль, вместо него – лицо и голос. Все это происходит благодаря технологиям синтеза и распознавания речи, анализа аудио– и видеоинформации, мультимодальной биометрии.

Речевая аналитика, так же как и видеоаналитика, позволяет операторам минимизировать время, затрачиваемое на прослушивание записей. Опыт внедрения системы речевой аналитики можно наблюдать в поездах–аэроэкспрессах, при анализе диалогов кассиров и пассажиров на вокзалах, а также с мобильными кассирами в поездах, использующими диктофоны «Гном–Сити».

РАЗГАДАТЬ «ЛОГИКУ» ПОЖАРА

Об особенностях противопожарной защиты объектов Московского метрополитена и ОАО «РЖД» рассказал генеральный директор ООО «Пожтехника–проект» Ренат Курбатов.

Он доложил об основных рисках, которые в силу специфики рельсового транспорта зачастую имеют место. Это пожар в подвижном составе, на станциях, в притоннельных сооружениях, в производственных и складских помещениях. Это возгорание электрооборудования и кабелей под напряжением, массовое пребывание людей в подвижном составе и на станциях, особенно в часы пик. К числу рисков относятся также наличие на транспортных объектах маломобильных граждан, паника при пожаре в замкнутом пространстве, а также довольно длительный процесс снятия напряжения с контактного рельса или иных токоведущих частей при пожаре. Кстати, в Московском метрополитене на обесточивание контактного рельса требуется не менее 20 минут.

Значительную часть замечаний при проведении экспертизы того или иного объекта получают пожаробезопасные зоны для маломобильных групп населения. Замечания эти касаются их недостаточного количества, сложной доступности, необходимости оснащения системами пожаротушения и т. д. Между тем такие помещения должны быть оснащены противопожарными перегородками со степенью огнестойкости не менее 60 минут.

К специализированным системам, которые нашли применение на линейных объектах РЖД и столичного метро, относится такой прибор, как оптический тепловой извещатель для тоннелей, мостов и других протяженных линейных объектов транспортной инфраструктуры.

СКЛАДСКИЕ «СЕКРЕТЫ»

Тему противопожарной безопасности продолжил начальник химико–технологического бюро ГК «Эпотос» Вадим Колчин. Он рассказал об особенностях пожаротушения тяговых литий–ионных аккумуляторов на электротранспорте.

В качестве примера Вадим Колчин привел ЧП, случившееся в Норвегии в 2015 году. Там электромобиль столкнулся с поездом, но возгорание машины произошло спустя два часа. Между тем проблема пожарной безопасности литий–ионных аккумуляторов намного шире, поскольку охватывает как крупногабаритные транспортные средства – электробусы, так и мелкогабаритные – бытовые электросамокаты, мотоколеса. Кроме того, есть склады по хранению литий–ионных аккумуляторов, грузовые отсеки для их транспортировки. В большинстве случаев возгорания на таких объектах очень сложно ликвидировать. Причин две. Во–первых, это непредсказуемость горения литий–ионных аккумуляторов, во–вторых, отсутствие прямого доступа к аккумуляторной ячейке.

Так как в числе направлений деятельности ГК «Эпотос» разработка и производство генераторов огнетушащего аэрозоля, компания провела их тестирование на горящем в открытом пламени литий–ионном аккумуляторе, чем подтвердила эффективность аэрозоля. При этом аэрозоль не охлаждает аккумуляторную ячейку, а подавляет активность горючих газов, выделяющихся в результате химических реакций.

ВЫРУЧАЮТ ШТОРЫ–ЗАВЕСЫ

О специфике обеспечения транспортной безопасности на Московском метрополитене сообщил заместитель главного инженера службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» Юрий Шаповалов. Он подчеркнул, что за минувший год реализован ряд пилотных проектов по обеспечению безопасности столичной подземки, один из которых был направлен на создание системы для обнаружения горючих, ядовитых, биологически опасных жидкостей. В результате принято решение о приобретении соответствующего оборудования для постепенного оснащения всех объектов метрополитена. Но, учитывая, что таких объектов несколько сотен, приобретение и установка оборудования будут осуществляться поэтапно.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении вентиляционных шахт. Здесь тоже необходима реализация комплекса мер по своевременной идентификации отравляющих веществ и реагированию на них.

«Сегодня в нашем метро почти тысяча вентиляционных шахт, построенных в 30–50–е годы прошлого столетия, и установленное там оборудование физически и морально устарело, оно не успевает оперативно реагировать на сигнал. Но мы на месте не стоим, реконструируем вентиляционные шахты, в том числе вентиляторы. Либо будут устанавливаться новые, либо мы применим шторы–завесы».

 Юрий Шаповалов

Еще одна проблема, которую затронул Юрий Шаповалов, касается вестибюлей, где установлены несколько десятков тысяч единиц видеокамер, приборов по обнаружению взрывчатых веществ и другого оборудования. Но, несмотря на это, в московском метро отсутствует хороший интегратор. Впрочем, первый шаг сделан: есть оборудование, которое интегрировало в себе металлодетектор, видеоаналитику, приборы радиационного контроля и даже оборудование, определяющее взрывчатые и отравляющие вещества.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»

Полностью статью «Оценка уязвимости» можно прочитать в №21 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться