Эксперты составили «коктейль» из зерна, угля и… щепотки пандемии
Грузооборот морских портов России продолжает расти. За январь — июль 2021 года он вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5%, до 482,88 млн тонн. Напомним: в 2020 году впервые за десятилетие грузооборот российских портов сократился, а до этого момента он демонстрировал стабильный рост.
Перевалка наливных грузов продолжает снижаться за счет падения нефти, однако сухие грузы идут вверх: за семь месяцев — на 7,1%. Стоит отметить, что наибольший прирост среди сухих грузов показала перевалка угля и кокса на 16,4%, грузов в контейнерах — на 7,5% и сахара — в 9,8 раза. Наилучший результат показали морские порты Азово-Черноморского бассейна — увеличение оборота сухих грузов составило 10,4%.
Посткризисную логистику Азово-Черноморского бассейна, новые контейнерные и зерновые маршруты Юга, перспективы перевалки угля, железорудного сырья, серы и минеральных удобрений через южные порты России и мира обсудили участники XVII Транспортного форума «ЮгТранс», среди которых были представители портовой и железнодорожной отраслей, стивидорных компаний и грузовладельцев, научного сообщества. Форум прошел в Новороссийске, организаторы мероприятия — компания «ICF — Международные конференции».
ГРУЗОВ — НАВАЛОМ
Южные порты играют значительную роль в перевалке руды, угля, минеральных удобрений и иных навалочных грузов, считает вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая. Общая мощность портов Азово-Черноморского бассейна по навалочным грузам на 1 января 2021 года составила 54 млн тонн. Объем перевалки навалочных грузов составляет 33 млн тонн. Общая загруженность мощностей бассейна — 61%.
По словам эксперта, к 2035 году прогнозируется рост перевалки основных навалочных грузов в Азово-Черноморском бассейне. Руда должна показать увеличение в 2,2 раза — с 5,5 в 2020 году до 12 млн тонн согласно базовому сценарию (оптимистичный сценарий закладывает цифру 19 млн тонн). Это произойдет за счет высокой маржинальности производителей, роста добычи, сопоставимого с темпами роста выпуска стали, и переориентации российских потоков из портов Украины.
Дальнейшее развитие портов АЧБ сдерживается наличием ряда проблем, таких как ограниченность пропускной способности железнодорожных подъездных путей, географические препятствия по развитию портовой и припортовой инфраструктуры для мелководных замерзающих портов, недостаток инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры на основе механизмов государственно-частного партнерства, риск уменьшения объемов по перевалке угля в долгосрочном периоде.
Решение этих проблем Центр стратегических разработок видит в регулярной синхронизации ввода мощностей в морских портах и на железнодорожных подходах; обеспечении соответствия инфраструктуры портов нормативным требованиям по перевалке агрохимикатов и пестицидов; обеспечении соответствия российских портов АЧБ современным требованиям по цифровизации и качеству услуг.
ДОРОГА — ПОРТ
О необходимости развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна упоминали в своих выступлениях практически все эксперты форума. Заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги (по территориальному управлению) Михаил Щербаков рассказал, что предпринимается в данном направлении. При этом он подчеркнул, что выгрузка припортовых станций с 2011 по 2021 год выросла с 59 млн тонн до 104 млн тонн, то есть на 56%.
Были отмечены преимущества перевозок в контейнерах, которые минимизируют просыпание, выдувание или пролив. Перевозка опасных грузов в контейнерах в 14,5 раза безопаснее, чем перевозки аналогичного груза в вагонах. Перевозка каменного угля в контейнерах open-top осуществляется без дополнительной перевалки и дополнительного пыления. С начала года объем угля, перевезенного таким способом, составил 400 тыс. тонн.
Другой важный экологический тренд — отказ от бумаги в пользу применения электронного документооборота. В настоящее время большинство грузоотправителей Северо-Кавказской железной дороги уже оценили возможность удаленного оформления перевозочных документов. Порядка 86% всех грузовых отправок в первом полугодии оформлялись дистанционно. Для сравнения: за аналогичный период 2020 года этот показатель составил 73%, а 2019 года — 45%. При этом на станциях магистрали с применением электронной подписи оформлено свыше 3,6 млн перевозочных документов, что в полтора раза выше уровня прошлого года.
В личном кабинете клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок теперь доступен экологический калькулятор сокращения выбросов СО2 в окружающую среду при выборе услуг железнодорожного транспорта.
Полностью статью «Южный фрахт: низких ставок не ждать» можно прочитать в №37 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.