Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Микрорайон начинается с дороги

Транспортная инфраструктура — драйвер развития территорий

Уже в 12-й раз площадка международного конгресса ROAD TRAFFIC RUSSIA «Организация дорожного движения в Российской Федерации», прошедшего в рамках «Транспортной недели — 2021», собирает представителей органов власти, научного сообщества, экспертов, активистов гражданского общества и бизнес-структур для обсуждения актуальных вопросов функционирования и развития транспортного комплекса России.

В этом году в дорожном форуме, организаторами которого выступили Минтранс России и Госавтоинспекция МВД России, приняли участие около 200 специалистов из более чем 50 регионов нашей страны. Ключевые темы дискуссий: как совершенствование транспортной инфраструктуры влияет на комплексное развитие городов и регионов страны; роль транспортного планирования в стратегии развития территорий, кадровое обеспечение дорожно-транспортного комплекса и другие.

Для многих из нас довольно узнаваема примерно такая схема возникновения пригородных поселений: объявляет какая-то компания о начале строительства очередного жилого микрорайона с громким названием; реклама захлебывается, расхваливая на все лады преимущества заселяемой территории; новоиспеченные квартиры раскупаются как горячие пирожки. Через энное количество лет на пустыре вырастает крупный жилой массив, и лишь потом муниципальные власти вспоминают, что было бы неплохо проложить к сформировавшемуся поселению, где есть даже школа и промпредприятие (лучший вариант), современную автодорогу. И летят депеши в самые высокие инстанции: мол, помогите восстановить транспортную доступность! Но ведь могло быть по-другому.

В какой степени совершенствование транспортной инфраструктуры может влиять на развитие экономики территории? Насколько велика роль транспортного планирования и организации дорожного движения в обеспечении мобильности, комфортности и безопасности передвижения?

Роль качественного планирования в комплексном развитии российских городов и территорий — определяющая, считает заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Сначала нужно определиться с особенностями транспортных потоков конкретного района. Подготовить четкий план. И только потом строить объекты, отмечает он. А то очень часто складывается парадоксальная ситуация: к уже возведенному жилому комплексу пытаются подвязать транспортную сеть.

Пандемия коронавируса подстегнула развитие внутреннего туризма в стране. В сложившейся ситуации свою роль должна сыграть дорожная отрасль. В рамках этой работы федеральные дорожники в 2021 году планируют привести в нормативное состояние 388 региональных трасс и участков улично-дорожной сети, которые ведут к достопримечательностям нашей страны. Их общая протяженность составит около 2000 км, сообщил Игорь Костюченко.

По словам председателя Общественного совета Минтранса России, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, многие мэры российских городов ставят туризм на одно из первых мест в концепции развития своих муниципалитетов. Оно и понятно. Ведь участившиеся поездки россиян к объектам культурно-исторического наследия становятся стимулом для малого бизнеса, стремящегося развивать придорожный сервис вдоль популярных туристических маршрутов и в точках притяжения путешественников. Таким образом, экономика малых городов, где нередко располагаются такие объекты, получает толчок к развитию.

Однако, как отмечает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков, проехать ко многим туристическим объектам по-прежнему сложно. Большинство экспертов едины во мнении, что ускорившееся развитие внутреннего туризма — это сигнал специалистам дорожной отрасли: нужно усилить внимание к развитию объектов дорожного сервиса, а также модернизации подъездных участков дорог к туристическим объектам. В свою очередь совершенствование туриндустрии подстегнет развитие не только Краснодарского края и Крыма, но и новых территорий страны.

Многие участники дискуссии, развернувшейся на пленарном заседании конгресса ROAD TRAFFIC RUSSIA, сошлись во мнении: в последние годы российские дороги становятся лучше. «Но какой должен быть следующий шаг? — задается вопросом модератор дискуссии, телеведущий Сергей Малоземов. — Строить новые трассы или приводить в надлежащее состояние существующие? Или, может, пора переключить внимание на общественный транспорт?» Значительная часть участников дискуссии проголосовала за приведение в порядок действующих автодорог.

Михаил Блинкин назвал такие результаты голосования логичными. Что касается российских городов, то, по его мнению, транспортная инфраструктура там изначально так спроектирована и развивалась в течение столетий, что «полностью автомобильными» они не будут никогда. Для того чтобы, скажем, в Москве все столичные автомобилисты (их у нас 5 млн) стали с комфортом ездить по всем своим делам на автомобилях, из-за дефицита дорожной сети пришлось бы снести примерно 20% городской недвижимости… Вот почему в крупных городах нет другого выбора, как развивать общественный транспорт.

И такая работа проводится в последнее время довольно активно. Принят ряд решений по оказанию федеральной поддержки регионам, способствующей развитию общественного транспорта, пояснил директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей. Один из городов, воспользовавшихся возможностью привлечения средств на развитие транспортной инфраструктуры, — Челябинск. Он получил возможность обновления подвижного состава и развития инфраструктуры наземного электротранспорта в рамках федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Значительные финансовые ресурсы на обновление подвижного состава общественного транспорта в муниципалитетах предусмотрены в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В то же время строить на просторах нашей Родины новые автодороги еще как надо по причинам не только экономическим, продолжил Михаил Блинкин. Характерный пример — древнейший город Владимирской области Гороховец, через который проходит участок федеральной трассы М-7 «Волга». Транзитные фуры идут прямо под окнами жителей, мимо стен древних монастырей. «Как нам не строить дороги, если существующая федеральная дорожная сеть в большинстве случаев проходит через малые, средние и даже некоторые большие города?» — задает эксперт риторический вопрос.

В дорожной отрасли, конечно, еще немало проблем. Но с точки зрения снижения аварийности на автодорогах Россия действительно сделала серьезный шаг вперед, подытоживает Михаил Блинкин. Есть такая универсальная статистическая закономерность, как кривая Смида. Она отражает, на каком уровне находятся транспортные риски, а также как они коррелируются с автомобилизацией населения страны. Так вот, в начале 90-х годов прошлого века мы на несколько порядков отставали от нормативной «мировой линии». Однако в период с 2015 по 2020 год траектория транспортных рисков в РФ стала располагаться устойчиво ниже этой линии. Это бесспорный успех, которого удалось достичь благодаря реализации дорожного нацпроекта и в целом плодотворной совместной работе всех профильных ведомств, считает эксперт.

Позитивную динамику в сфере безопасности движения отметил и заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин. За девять месяцев текущего года на автодорогах страны наблюдается снижение на 7-9% количества ДТП, погибших и раненных в результате аварий. И хотя в 11 субъектах РФ по показателям снижения аварийности достичь плановых результатов вряд ли удастся, в целом перспективы достижения целевых показателей хорошие. Но нужно по-прежнему прилагать большие усилия не только для повышения качества содержания автодорог, но и для развития социальной инфраструктуры, самосознания участников движения, считает Олег Понарьин.

Тревожный симптом — устойчивый показатель детского дорожно-транспортного травматизма в ряде регионов страны. Причем гибель детей на дорогах чаще происходит не в тех случаях, когда они выступают в качестве пешеходов, а когда они участвуют в движении в качестве пассажиров, то есть виноваты в их гибели взрослые. Водители, перевозя детей, зачастую ведут себя безответственно, игнорируя применение не только детских удерживающих устройств, но даже ремней безопасности. И еще. Анализ времени прибытия к местам ДТП оперативных служб, оказания пострадавшим медпомощи показал, что в некоторых регионах число погибших «в руках медиков» достигает 50%. Хотя в обычной ситуации это примерно 32%. Здесь тоже есть над чем работать.

По словам начальника отдела безопасности дорожного движения Госкомпании «Автодор» Виктора Левандовского, платные участки автодорог, где работает служба аварийных комиссаров, более чем в два раза безопаснее, чем остальные. Аварком — это первый человек, который придет на помощь пострадавшим в ДТП. Он не только фиксирует происшествие, но может оказать медицинскую помощь. Оперативно принятые меры помогают сохранить жизнь и здоровье граждан.

Заметный интерес у участников дискуссии вызвало обсуждение возможных изменений Правил дорожного движения. Алексей Бакирей считает, что подходить к «переизданию» подобного документа нужно максимально взвешенно: «Правила дорожного движения очень чувствительны. Все те изменения, которые вносились с 1993 года, были точечными, тщательно выверенными. Да, многие дорожные проблемы требуют решения здесь и сейчас. Однако необходимо подходить к вопросу комплексно. Нужна серьезная работа всего экспертного сообщества».

Безусловно, одним из важнейших условий безопасности на дорогах является правосознание участников движения, усиление ответственности водителей за нарушение ПДД. Но многое зависит и от того, насколько упорядочено движение транспортных средств и пешеходов, как организован трафик на российских трассах. Три года назад вступил в силу Федеральный закон № 443 об организации дорожного движения в РФ, разработанный Минтрансом России во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями. Продолжается большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере. Теперь важно, чтобы были разработаны комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДы) городских поселений и муниципальных образований, из которых будет ясно, как тот или иной город или район в перспективе планирует развивать свою транспортную инфраструктуру. Все это — документы транспортного планирования. От глубины их проработки в дальнейшем зависит безопасность на дорогах муниципалитетов и агломераций. Этой теме было посвящено выступление заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко.

Традиционно на площадке конгресса ROAD TRAFFIC RUSSIA произошел обмен опытом внедрения эффективных систем организации движения на дорогах в разных регионах страны. В ходе обсуждения был представлен наиболее успешный опыт работы центров организации дорожного движения, примеры эффективных мероприятий, повышающих комфорт и безопасность на дорогах.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться