Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Что внушает оптимизм

О современном состоянии лизинговых услуг в России

Подошел к концу 2021 год. Каким он был для транспортного комплекса и для отраслей, связанных с ним, в частности для лизинга, без которого деятельность ТК в настоящее время практически невозможна? Окончательными данными мы будем располагать в следующем, 2022 году. Но уже сегодня по показателям девяти месяцев текущего года можно понять, как рынок лизинга будет выглядеть к началу нового года, воспользовавшись результатами исследования рейтингового агентства «Эксперт РА».

ДРАЙВЕР НАЦПРОЕКТОВ
По данным отчета, подготовленного подкомитетом ТПП России, по итогам девяти месяцев 2021 года в стране действовали 463 лизинговые компании. С января по сентябрь они заключили 295,8 тыс. договоров на передачу в лизинг 417 тыс. единиц техники и оборудования. Для сравнения: за весь 2020 год на рынке были оформлены 296,9 тыс. договоров, переданы 391,6 тыс. предметов лизинга.

Больше всего сделок по итогам трех кварталов заключили лизинговые компании Москвы (218,8 тыс.), Московской области (81,5 тыс.), Санкт-Петербурга (57,1 тыс.), Калининградской области (15,7 тыс.) и Республики Татарстан (10,4 тыс.). Наибольшее число предметов лизинга передано лизингополучателям Москвы (100,2 тыс.), Санкт-Петербурга (29,4 тыс.), Московской области (26,9 тыс.), Ханты-Мансийского АО (28,2 тыс.) и Республики Татарстан (15,5 тыс.). Всего лизингополучателями стали 63,6 тыс. компаний и ИП.

По итогам девяти месяцев 2021 года на первом месте в рейтинге лизинговых компаний располагается ГК «Газпромбанк Лизинг», нарастившая объемы нового бизнеса в 2,6 раза к аналогичному периоду прошлого года. На вторую строчку поднялась компания «ВТБ Лизинг», объем нового бизнеса которой увеличился на 78%, третью позицию занимает «Сбербанк Лизинг» (+24%). В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний в объеме нового бизнеса за девять месяцев 2021-го снизилась до 28% против 35% годом ранее. Четвертую позицию в общем рейтинге занимает ГТЛК.

Объем нового бизнеса за девять месяцев 2021-го составил 1,5 трлн руб., что на 53% больше аналогичного периода прошлого года, по данным анкетирования лизинговых компаний. 17 из 19 выделяемых сегментов показали положительную динамику. При этом, если рассматривать отдельно корпоративные (куда относится железнодорожный и авиализинг, сегмент морских и речных судов, а также лизинг недвижимости) и остальные сегменты, то очевидно, что рост рынка во многом обусловлен динамикой вторых (график).

Увеличение стоимости предметов лизинга и рост количества новых заключенных сделок положительно отразились на сумме лизинговых договоров, которая по итогам девяти месяцев 2021 года выросла на 54% и составила 2,2 трлн руб. Объем лизингового портфеля на 1 октября 2021 составил 5,8 трлн руб., показав рост на 14% к данным на начало текущего года.

Сегменты железнодорожного и авиализинга за девять месяцев 2021 года показали двузначные темпы роста. Повышение цен на уголь и, как следствие, увеличение объемов его погрузки подстегнули спрос на лизинг железнодорожной техники. Авиализингу оказала поддержку постепенная разморозка международных направлений совместно с расширением внутренних региональных перевозок. В то же время сегмент морских и речных судов сократился на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит отметить, что в совокупности крупные корпоративные сегменты еще не достигли объемов двухлетней давности, что свидетельствует о довольно слабом восстановлении объемов нового бизнеса в сегментах авиа— и железнодорожного транспорта.

 

Восстановление бизнеса в 2021-м после локдауна совместно с мерами господдержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования способствовало почти двукратному росту нового бизнеса строительной техники (+88%) в первом полугодии. А господдержка аграриев через механизм субсидирования льготного лизинга привела почти к двукратному росту объема нового бизнеса сегмента сельскохозяйственной техники.

Основной прирост показал сегмент автолизинга (+73%), что связано преимущественно с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга на фоне их падения в первом полугодии 2020 года. При этом доля сегмента малого и среднего бизнеса, являющегося основным драйвером автолизинга, выросла за год с 58 до 61% в объеме нового бизнеса.

По данным агентства Russian Automotive Market Research, с января по июль 2021 года в финансовый лизинг было выдано 97 тыс. легковых автомобилей (+84% к аналогичному периоду прошлого года). Из них 23,9 тыс. автомобилей получили компании, предоставляющие услуги такси; 20,6 тыс. автомобилей приобрели торговые компании, 10,4 тыс. взяли участники строительного рынка.

Если драйвер отечественной экономики сегодня — это национальные инфраструктурные проекты, в первую очередь БКД, то механизмом, способствующим их реализации, безусловно, является лизинг всех видов техники. Это касается как общественного транспорта, так и дорожно-строительной техники.

5 что график

Высокую динамику показывает и сегмент специальной техники. Это связано с ужесточением законодательства в сфере мусоропереработки. Новые требования напрямую влияют на необходимость совершенствования компаниями своих парков техники.

Рост лизингового рынка в 2021 году наряду с восстановлением спроса связан также с повышением цен на все виды оборудования и автомобилей. Из-за роста цен решения о покупке сейчас принимаются быстрее, чем это было раньше. Согласно данным Russian Automotive Market Research, средние цены на новые грузовые автомобили в августе 2021 года увеличились на 31,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост средних цен показали грузовые автомобили китайских брендов (+45,8%).

НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Значительный рост лизинговой отрасли в 2021 году эксперты и сами участники рынка связывают не только с низкой базой 2020 года, но и с массовым выходом лизинговых компаний на фондовый рынок. Ведь, несмотря на объективную рыночную конъюнктуру, лизинговый бизнес не показал бы такого стремительного роста, не будь у лизингодателей средств для финансирования проектов. Если еще несколько лет назад основным финансовым источником в отрасли были банковские кредиты, то сейчас лизинговые компании все чаще стремятся занять деньги на фондовом рынке. Так, по состоянию на конец III квартала 2021 года на рынке долговых обязательств в обращении находятся 116 выпусков облигаций 23 лизинговых компаний общим объемом 452,9 млрд руб. Из них 30 выпусков на 114,3 млрд руб. были размещены в 2021 году.

Выпуск облигаций — более удобный способ фондирования для лизинговых компаний по сравнению с банковскими кредитами. Привлекая деньги в форме публичного долга, компания не должна ни с кем согласовывать параметры лизинговых сделок, финансовое состояние лизингополучателей, отчитываться о целях расходования средств, оформлять залоги. Таковы основные плюсы займов на фондовом рынке. Увеличение доли облигационного фондирования позволяет лизинговым компаниям более гибко подходить к структурированию лизинговых сделок, зачастую проявляя большую лояльность по отношению к лизингополучателям.

Растет скорость рассмотрения сделки. У лизингодателя нет необходимости ждать ее одобрения в банке. Финансирование можно осуществить сразу, по факту принятия решения внутри компании. Важным положительным фактором также является возможность для лизинговой компании зафиксировать ставку фондирования, что крайне важно в текущих условиях нестабильных рынков и категорически невозможно при работе с банками, которые всегда оставляют за собой право менять в процессе исполнения кредитного договора процентную ставку.

Облигационное финансирование позволяет расширять масштабы лизинговых услуг, открывает, что очень важно, доступ к финансированию для небольших игроков, а значит, способствует развитию конкуренции, повышению предложения и качества услуг.

Интерес инвесторов к лизинговому рынку объясняется тем, что отрасль воспринимается держателями облигаций как довольно надежная. Определенную роль в этом играет наличие залогов у лизинговой компании, они дают инвесторам ощущение обеспеченности. Кроме этого, лизинговые компании одними из первых вышли на рынок высокодоходных бондов, и инвесторы уже успели привыкнуть к отрасли и сделать ее неотъемлемой частью своего портфеля ценных бумаг.

Надо понимать, что деньги на фондовом рынке доступны далеко не всем лизинговым компаниям.

Во-первых, относительно велики затраты на вход на фондовый рынок. Эмитенту приходится заключать большое количество договоров с различными посредниками: биржей, организатором, андеррайтером, который гарантирует получение выплат в случае убытков, агентством раскрытия информации. Причем с некоторыми посредниками приходится заключать сразу несколько договоров. Пройти этот путь с наименьшим количеством ошибок и сохранить преимущества могут немногие компании. Для этого надо иметь в штате компании соответствующих высококвалифицированных специалистов или привлекать их со стороны.

Во-вторых, небольшие лизинговые компании отличаются низкой информационной прозрачностью — они не ведут отчетность по МСФО, у них нет кредитных рейтингов, что увеличивает для них стоимость привлечения денег на фондовом рынке. Для выхода на биржевой рынок лизинговой компании необходимо пройти процедуру согласования, получить рейтинг кредитоспособности. В настоящее время регулятор в лице ЦБ ограничил возможность покупки неквалифицированными инвесторами облигаций с низким рейтингом. Данные ограничения позволяют уменьшить риск потерь для инвесторов и вместе с тем сужают круг потенциальных покупателей облигаций.

Как следствие, на рынке лизинга формируется тренд на более пристальный отбор эмитентов-лизингодателей как со стороны биржи, так и со стороны инвесторов. Поэтому безупречная репутация и положительная динамика развития лизинговой компании являются обязательными требованиями. Лизинговым компаниям с портфелем менее 3 млрд руб. придется давать покупателям существенную премию к доходности обращающихся сопоставимых бумаг при начальном размещении.

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЛИЗИНГА
Проект поправок к закону «О лизинге» принят в первом чтении более двух лет назад, еще в 2019 году. Дальнейшее его прохождение, на первый взгляд, задерживается. Но специалисты считают, что это нормальная ситуация. С введением в отрасли нового регулирования возникает много нюансов, которые нужно отработать всем участникам рынка. Одна из ключевых причин задержки — расхождения с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в вопросе о том, имеет ли право РФ регулировать лизинговую деятельность. Было обращение ЕЭК в администрацию президента, в Госдуму о том, что принятие законопроекта нарушит договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Основная мысль ЕЭК в том, что лизинг не является финансовой услугой и, по сути, у России нет прав его регулировать. Хотя лизинговая деятельность регулируется сейчас в Белоруссии и Армении — странах — участницах ЕАЭС.

Рассмотрев аргументы российской стороны, суд при ЕЭК вынес решение, полностью подтвердив правоту РФ: по международному праву лизинг — это финансовая услуга, и у России есть все права на регулирование этого рынка. Все разбирательство заняло почти год. Во многом из-за этого и было отложено решение по законопроекту.

В редакции, которая подготовлена ко второму чтению, любое юридическое лицо, заключающее договор лизинга, будет обязано войти в реестр, а компании, которые не раскрывают информацию о своей деятельности, не будут иметь возможности заключать новые лизинговые договоры.

Что касается самого регулирования, то его основные пункты следующие: лизинговые компании должны состоять в отраслевом реестре, предоставлять отчетность по МСФО, быть членами саморегулируемой организации (СРО). Минимальные требования по уставному капиталу устанавливаются на уровне 70 млн руб. для компаний, чья балансовая стоимость активов превышает 500 млн руб., и 20 млн руб. для остальных компаний. Также будут созданы инструменты защиты прав граждан через стандартные требования к раскрытию информации, типовому договору и порядку взаимодействия с клиентом.

По расчетам Минфина России, совокупные одноразовые расходы лизингодателей, связанные с вводом нового регулирования, будут составлять примерно 0,5% годовой выручки. Это сопоставимо с расходами отрасли, например, на программное обеспечение.

Более того, в ЦБ готовы оказывать содействие на переходный период. Например, безвозмездно переобучать персонал компаний, создавать IT-системы. Естественно, издержки есть, но с точки зрения развития самой индустрии эти траты стоят того.

Что касается поправок к Гражданскому кодексу относительно лизинговой деятельности, то здесь есть определенные сложности. Так, в частности, были обращения иностранных лизинговых компаний, что их имущественные права в РФ по сравнению с другими странами менее защищены. Например, не определена процедура урегулирования дефолта по лизинговому договору, нет порядка внесудебного изъятия лизингового имущества и временной приостановки его использования без изъятия. С такими проблемами сталкиваются и российские компании. И все это требует поправок к ГК, но над ними будет идти работа после принятия поправок к закону «О лизинге».

Подводя итог обзору современного состояния рынка лизинговых услуг в РФ, следует отметить, что рынок растет не только количественно, но и качественно, использует современные инструменты привлечения средств, его правовое поле органично вписывается в рамки российского и международного законодательства. Все это позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы его дальнейшего развития.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР», кандидат экономических наук



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться