Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Жилье строим. О дорогах думаем?

Развитие территорий требует продуманного транспортного планирования

В очередной раз обратиться к вопросу транспортной доступности меня побудила дискуссия, развернувшаяся на одной из сессий прошедшего недавно в рамках Транспортной недели — 2021 международного конгресса ROAD TRAFFIC RUSSIA «Организация дорожного движения в Российской Федерации». В какой степени совершенствование транспортной инфраструктуры может влиять на социально-экономическое развитие территории? Так ли уж велика роль транспортного планирования и организации дорожного движения в обеспечении мобильности, комфортности и безопасности передвижения? — задавали вопросы участники дискуссии.

Вспомнились слова заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко об определяющей роли качественного планирования в комплексном развитии российских городов и регионов. «Сначала нужно определиться с особенностями транспортных потоков конкретного района, — считает он. — Подготовить четкий план. И только потом строить объекты. А то очень часто складывается парадоксальная ситуация: к уже возведенному жилому комплексу пытаются подвязать транспортную сеть».

СТИСНУВ ЗУБЫ, СТОИМ В ПРОБКЕ
Насколько узнаваема и типична подобная ситуация! Вот, к примеру, возвели строители в Ленинском районе Подмосковья жилой комплекс «Пригород Лесное». Несколько миллионов квадратных метров жилья, школы, детские сады. И все это вблизи мегаполиса. Одна незадача: выезд из огромного жилого квартала возможен только по старой двухполосной дороге. Вот и приходится жителям для преодоления на своих автомобилях нескольких километров, отделяющих микрорайон от Москвы, подолгу стоять в пробках. Иногда на дорогу до столицы уходит около двух с половиной часов!

Сложнее всего пассажирам общественного транспорта. Только для того, чтобы оказаться в общем потоке на двухполосном шоссе, им приходится около часа проводить в очереди на маршрутку или автобус. Вереница автомобилей выстраивается с шести утра. Стремясь обогнуть эту очередь и выехать из микрорайона, кто-то нарушает правила дорожного движения. Но даже когда первая задача — выбраться любой ценой на Володарское шоссе — решена, автомобилисты оказываются в многокилометровой пробке, которая тянется до Каширского шоссе.

Решить проблему поможет реализация проекта реконструкции участка трассы от пересечения Каширского и Володарского шоссе до деревни Мисайлово. Как раз в том месте, где находится жилой комплекс «Пригород Лесное». О начале ремонтных работ на региональной автодороге Каширское шоссе — Молоково — Андреевское сообщили в Ленинском городском округе Подмосковья. В конце сентября стартовал первый этап реконструкции участка трассы М-5 Урал — поселок Володарского — Каширское шоссе: от ЖК «Пригород Лесное» до съезда на федеральную дорогу А-105 (подъезд к аэропорту Домодедово от Москвы).

Кроме того, в ближайшее время планируется провести конкурсные процедуры на выполнение работ по реконструкции моста над трассой А-105, а также модернизации развязки на Каширском шоссе. Проектом предусматриваются реконструкция участка дороги от Каширского шоссе до деревни Мисайлово и строительство нового направления от Мисайлово до деревни Нижнее Мячково. Важным преимуществом здесь будет строительство развязок с бессветофорным движением на перекрестках с Володарским и Белокаменным шоссе.

ТУРИСТЫ РВУТСЯ К ВОДОЕМАМ
В чем-то похожая ситуация сложилась в подмосковном городском округе Мытищи, где пострадавшими себя считают жители деревни Пирогово, находящейся у основания своеобразного полуострова, окруженного с разных сторон каналом имени Москвы, Пяловским, Учинским и Пироговским водохранилищами. По словам местных жителей, в Пирогово строится многоэтажное жилье, хотя транспортной инфраструктуры там фактически нет. На «полуостров» ведет одна-единственная сельская дорога, обслуживающая расположенные там деревни. В последние годы в этой водоохранной зоне идет активное коттеджное строительство. Очевидно, что существующая дорожная сеть не справится с растущим потоком дачников и туристов, которые в летнюю пору устремляются на отдых к водоемам.

«Получается, что многоэтажное строительство ведется в ущерб интересам деревенских жителей», — сетует живущая в Пирогово Марина Н. По ее мнению, рост строительства нового жилья не может не повлиять на дорожную ситуацию: встанет в большой пробке Пироговское шоссе, которое и сейчас не справляется с потоком машин. Станет еще больше заторов на Олимпийском проспекте, соединяющем Пирогово с Ярославским шоссе.

Долгое время в муниципалитете существовала железнодорожная ветка Мытищи — Пирогово, проходившая по территории города и Пироговского лесопарка. По ней ходила электричка, на которой москвичи добирались летом до пляжа. Теперь на месте расположения платформы разместился ЖК «Афродита». Полоса отвода железной дороги тоже застраивается. Местные жители опасаются, что в результате они лишатся доступа к водным объектам. Разве это справедливо? Водохранилища — не частная собственность, все люди имеют право отдыхать на природе.

Как же думают решить эту транспортную головоломку местные власти? В границах Мытищ, куда входит и деревня Пирогово, расположены автодороги как местного, так и регионального, федерального значения. Так вот, по мнению муниципальных властей, наиболее часто автомобильные заторы случаются на областных трассах. В рамках госпрограммы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2024 годы» предусмотрено строительство автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка. Ввод этого объекта и поможет снять напряжение на дорожной сети. Кроме того, согласно той же программе ведется строительство автодороги Осташковское шоссе — деревня Ульянково. Планируемый срок сдачи объекта — 2022 год.

Понятное дело, решать проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в Московской агломерации, где при планировании и прокладке коммуникаций приходится учитывать интересы муниципалитетов, области и столицы, намного сложнее, чем в любом другом регионе страны. Но подобного рода сложности, конфликты интересов разных групп населения часто возникают и на других российских территориях. Правда, там масштабы другие.

ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ
К примеру, в Новосибирской области, рядом с селом Каменка, инвалидам и многодетным семьям выделили садовые участки. Но оказалось, что к ним нельзя проехать. Грунтовая дорога обрывается возле оврага. Но и до него добраться на автомобиле сложно: всюду рытвины и ухабы, преодолеть которые сможет только строительная техника. Там, где на кадастровой карте значатся участки для малоимущих и инвалидов, растет березовый лес. В некоторых местах из земли торчат палки, обозначающие границы участков. В итоге примерно 250 человек, получив помощь государства, не могут обустроить свои наделы. В местной администрации разводят руками: дорогу строить надо, но денег на нее нет.

Еще одна существенная деталь: выделенные участки располагаются между двумя коттеджными поселками закрытого типа: «Близкий» и «Скандинавия». Оба они принадлежат ООО «Гелеон Сервис». Один из вариантов добраться до участков льготников — через коттеджный поселок «Близкий». Но чтобы попасть на его территорию, нужно проехать через шлагбаум. Пропуск для проезда стоит денег.

Земельные участки, предоставленные льготным категориям граждан, ранее входили в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежавших ЗАО «Чкаловское». Они включены в территорию села Каменка совсем недавно. Теперь участки, которые должны стать дорогой, передаются в собственность Каменской сельской администрации, которая и должна заниматься обустройством дороги, поясняют в областном департаменте имущества и земельных отношений.

Но администрация села не в силах осуществлять строительство дорог и инженерных коммуникаций, поскольку доходы ее бюджета по своим размерам крайне малы. Правда, есть обнадеживающая информация: вопрос обеспечения территорий, на которых предоставлены земельные участки льготникам, необходимой транспортной инфраструктурой рассматривается в правительстве Новосибирской области, сообщили в Каменской сельской администрации. Надеемся, решение в пользу строительства дороги не затянется на годы. А ведь логичнее было бы вначале решить вопрос с прокладкой дороги, а уж потом рапортовать о выделении участков малоимущим.

КОМФОРТНЫЙ ВЫЕЗД ИЗ ДОЛИНЫ
Более активно в этом плане действуют региональные и муниципальные власти в Волгоградской области. Так, параллельно с развитием жилого квартала в Советском районе областного центра совершенствуется инфраструктура, обеспечивающая транспортную доступность этой территории. Муниципалитет объявил аукцион по отбору компании-подрядчика на строительство четырехполосной автодороги в Советском районе Волгограда. Полуторакилометровая дорога обеспечит жителям микрорайона Родниковая долина комфортный выезд с улицы Курсекова прямо на проспект Университетский.

Задачу построить новую дорогу в развивающемся микрорайоне на одном из выездных совещаний поставил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Был подготовлен и утвержден проект планировки и межевания территории, завершено проектирование дорожного объекта, документация прошла госэкспертизу.

Новую трассу условно можно поделить на три участка. Самый большой по протяженности пройдет по уже существующей дороге, сейчас она представляет собой узкий проезд с неухоженными обочинами, заросшими камышом. Два других участка строители возведут с нуля. Один из них примыкает к Университетскому проспекту, другой — к улице Курсекова. Новая четырехполосная трасса напрямую выведет транспортные потоки из микрорайона Родниковая долина.

Для общественного транспорта обустроят остановочные карманы, а для тех, кто любит прогуляться пешком, уложат тротуары. Строить магистраль будут в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Согласно контракту основные работы по ул. Родниковой начнут в 2022 году. Дорожникам предстоит возвести также подпорную стенку со стороны оврага и ливневую канализацию, переустроить инженерные сети, в том числе линии электроснабжения. Ввести объект в эксплуатацию планируют весной 2024 года.

Жилой квартал в Советском районе Волгограда продолжает активно развиваться. В дальнейших планах муниципалитета — построить в Родниковой долине еще одну школу. Прокладка дороги, которая соединит микрорайон с Университетским проспектом, станет очередным этапом комплексного развития этой территории.

ПРОЩЕ БУДЕТ ДОБИРАТЬСЯ
Специалисты постарались заранее проработать транспортную схему и для будущего жилого квартала с многоквартирными и частными домами под Белгородом. Близ села Шагаровка, на участке площадью 145 га, граничащем с селом Таврово и объездной дорогой, планируется возвести микрорайон Московский. Внешне он будет напоминать художественную палитру, сформированную транспортной и планировочной сетью, которая разделит микрорайон на четыре части. В точке пересечения дорожных коммуникаций будут образованы транспортный и рекреационный узлы.

В центре микрорайона расположатся детский сад на 350 мест, спортивный комплекс и объект культурного назначения. У автодороги проектировщики предложили разместить торговый центр, чтобы до него было проще добираться. По их замыслу вокруг социальных и коммерческих объектов должны находиться четырехэтажные жилые дома с магазинами.

Что касается школы, то сначала проектировщики расположили ее в центре микрорайона, однако региональное управление архитектуры и строительства посоветовало разместить учреждение на 1000 мест на транспортной оси для доступности прилегающих территорий. На дорогах внутри жилого квартала специалисты предлагают создать периметр с общественным транспортом внутри микрорайона и транспортную развязку на пересечении улиц.

ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА
По другому сценарию развиваются поселки Знаменский и Новознаменский, расположенные в северо-восточном пригороде Краснодара. Эти населенные пункты, где сегодня проживают около 20 тыс. человек, фактически отрезаны от других микрорайонов краевого центра железной дорогой и федеральной трассой М-4 «Дон», там отсутствует нормальная автодорожная инфраструктура. Тем не менее в Знаменском и Новознаменском возводятся четыре крупных жилых комплекса, квартиры в которых довольно активно раскупаются.

Оптимизма новоселам прибавляют обещания региональных и муниципальных властей о строительстве двухуровневой развязки над автодорогой «Дон», которая предполагает распределение транспортных потоков, на нижнем уровне соединив Знаменский и Новознаменский, а на верхнем — направление Краснодар — Ростов-на-Дону. Сейчас людям приходится выезжать на загруженную трассу, что создает заторы и проблемы для жителей Краснодара и туристов, едущих к Черноморскому побережью.

Власти Краснодара рассматривают северо-восточные пригороды краевого центра как перспективное направление для развития города, население которого, по данным переписи 2021 года, выросло до 1,7 млн человек. Поэтому специалисты, планируя застройку этих территорий, увязывают ее с развитием социальной и транспортной инфраструктуры. Ведь люди, выбирая квадратные метры в новых перспективных микрорайонах, хотят понимать, где они будут совершать покупки, в какой сад пойдут их дети, в какой школе они будут учиться. И не менее важно — как в каждое из этих учреждений соцкультбыта можно будет добраться.

Решить проблему транспортной доступности поселков Знаменский и Новознаменский поможет, по мнению властей, новый транспортный маршрут, который планируют проложить от улицы Володарского в районе стадиона «Кубань» и далее по улице Тихорецкой вдоль железнодорожного полотна до трассы М-4 «Дон». Новая инфраструктура решит часть внутригородских проблем, связав районы, которые сегодня хоть и располагаются территориально неподалеку, но не имеют прямого автомобильного сообщения, отмечают в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства. Кроме того, она позволит транспорту из центра Краснодара быстро попадать на восточный обход. Это снизит уровень автомобильных заторов на улице Северной, обеспечит новый магистральный въезд в центр Краснодара и транспортную связность нового жилого района с поселками Знаменский, Пригородный, Лорис, Индустриальный и Новознаменский, считают специалисты. Строительство будет проходить в несколько этапов, его планируется завершить к 2025 году.

Социально-экономическому развитию поселков Знаменский и Новознаменский может также способствовать строительство нового терминала международного аэропорта Краснодар. Планируется, что это будет большой транспортный хаб, куда построят новую дорогу (в том числе железную), которая соединит аэровокзальную площадь с трассой М-4 «Дон».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться