Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Зона особого внимания

Развитию Дальнего Востока – комплексный и скоординированный подход государства и бизнеса

Дальний Восток – важный регион для России с экономической и геостратегической точки зрения. Он обладает большим потенциалом не только как место добычи природных ресурсов, но и как место создания высокой добавленной стоимости во многих отраслях. Расположение между крупнейшими рынками Европы и Восточной и Юго–Восточной Азии определяет одно из главных конкурентных преимуществ Дальнего Востока – удобство создания международных торговых и пассажирских коридоров.

Однако большая территория с низкой плотностью населения при отсутствии крупных городских агломераций, высокая удаленность от основных экономических центров России, а также физико–географические факторы оказывают существенное сдерживающее влияние на развитие Дальневосточного федерального округа. Именно поэтому Дальний Восток нуждается в комплексном и скоординированном подходе государства и бизнеса для решения главной проблемы – миграционного оттока населения.

В рамках «правительственного часа» на 516–м заседании Совета Федерации министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал о мерах по социально–экономическому развитию Дальнего Востока. Алексей Чекунков напомнил, что Правительство РФ реализует комплекс мер для ускорения роста экономики и повышения качества жизни дальневосточников. За восемь лет в интересах опережающего развития Дальнего Востока приняты 62 федеральных закона.

«Совет Федерации принимал живое участие в создании ключевых механизмов, таких как «территория опережающего развития», «свободный порт Владивосток», «дальневосточный гектар» и другие, и внимательно контролирует, как они работают», – подчеркнул Алексей Чекунков. По его словам, с момента старта государственной политики по опережающему развитию Дальнего Востока темпы роста промышленного производства в регионе в два раза превысили среднероссийские показатели.

С применением мер господдержки на Дальнем Востоке реализуются более 2600 проектов, 60 из них – крупнейшие, объемом более 10 млрд руб. каждый. Введено в эксплуатацию 451 предприятие, созданы почти 87 тыс. новых рабочих мест.

Министр отметил, что государственные инвестиции, вложенные в развитие Дальнего Востока в форме преференций и субсидий на строительство инфраструктуры, уже окупились: «Даже с учетом льгот объем налогов от построенных предприятий составляет более 165 млрд руб. Таким образом, средства, вложенные из бюджета РФ в развитие экономики Дальнего Востока, на сегодняшний день принесли в бюджет 41 млрд руб. прибыли». При этом только четверть новых инвестиций пришли в добывающие отрасли, 75% – в глубокую переработку, машиностроение, судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм.

Сегодня людей на Дальнем Востоке больше всего волнуют четыре проблемы. На первом месте – высокая стоимость жизни, на втором – качество дорог, далее – высокие цены на продукты и жилье. В ДФО в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране, доля дорог с грунтовым покрытием, 27% против 7%, что влияет и на обеспечение средней продолжительности жизни.

По поручению Президента РФ правительство в 2020 году приняло национальную программу по развитию Дальнего Востока. За первый год реализации были построены (реконструированы), отремонтированы 26,3 тыс. км дорог, план на 2022 год – 27,3 тыс. км.

Еще один приоритет – связанность Дальнего Востока со всеми регионами России и связанность регионов Дальнего Востока между собой. В 2021 году из федерального бюджета на субсидируемые перелеты дальневосточников из ДФО в центр были выделены 5,5 млрд руб., в 2022 году на эти цели планируется выделить 6,5 млрд руб. В итоге тариф из Владивостока до Москвы или из Анадыря до Москвы составляет 10 200 руб., из Благовещенска до Москвы – 9700 руб.

На финансирование субсидируемых перелетов льготников для ДФО в 2021 году были выделены 4,4 млрд руб. Доступный тариф по маршруту Якутск – Москва составляет 7 тыс. руб., из Хабаровска в Иркутск можно улететь за 3 тыс. руб.

«Принято очень важное решение об «автоматическом» субсидировании льготников, будут гарантированные квоты в самолетах. Авиакомпании больше не смогут манипулировать квотами, в любой сезон не менее 30% мест должны выделяться для льготных категорий пассажиров», – заявил Алексей Чекунков.

На базе авиакомпании «Аврора» создана единая дальневосточная компания. В состав ее акционеров вошли все регионы ДФО. В 2021 году компания запустила 20 новых субсидируемых маршрутов внутри ДФО. Объем субсидирования в 2022 году увеличен в пять раз – с 1,2 млрд руб. до 5,9 млрд руб. Планируется осуществление перевозок по 36 социально значимым маршрутам и перевозка до 250 тыс. пассажиров. «Если раньше путь от Советской Гавани до Южно–Сахалинска занимал 27 часов и билет стоил 15 тыс. руб., сейчас – это 1,5 часа и 2200 руб.», – привел пример министр.

Общий объем субсидий дальневосточных авиаперевозок по всем программам на 2022 год запланирован на рекордном уровне, почти 19 млрд руб. Все маршруты, которые заявлялись субъектами, вошли в программу субсидирования с увеличенным финансированием.

Одна из новых мер поддержки на Дальнем Востоке – повышение эффективности северного завоза, в котором нуждаются 25 регионов с населением более 3 млн человек. Потребность – 3,1 млн тонн грузов. Расходы бюджета – 14,2 млрд руб. По словам Алексея Чекункова, готовится пакет предложений, направленных на совершенствование всей логистической цепочки доставки грузов, создание цифровой системы, которая позволит эффективно планировать и управлять процессом. В тестовом режиме эта система уже работает на территории РС(Я) и в случае успеха будет распространена на всей территории ДФО.

Поскольку в современном законодательстве отсутствует понятие «северный завоз», разрабатывается федеральный закон, определяющий полномочия и ответственность всех участников процесса, систему и порядок статистического наблюдения, планирования и мониторинга.

С 2013 по 2020 год более чем вдвое сократился миграционный отток населения с Дальнего Востока, проинформировал министр. Однако аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова отметила, что пока не удалось переломить давно сложившуюся тенденцию оттока населения: «За три года миграционный отток составил около 30 тыс. человек. Средняя заработная плата в округе за 10 месяцев 2021 года составила 63 тыс. руб., но разрыв между регионами огромный». По ее словам, необходимо решить ряд системных задач: обеспечить новое качество управления институтами развития, сформировать комплексную политику привлечения инвесторов, предусмотреть участие регионов в отборе инвестиционных проектов.

В заключение министр ответил на вопросы сенаторов, касающиеся повышения доступности авиаперевозок для дальневосточников, организации северного завоза в рамках реализации нацпрограммы социально–экономического развития Дальнего Востока, модернизации инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог. По итогам обсуждения принято за основу постановление СФ «О мерах по социально–экономическому развитию Дальнего Востока».

Надо сказать, что вопросы развития Дальнего Востока и Арктики находятся в зоне пристального внимания СФ. Создан Совет по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации – постоянно действующий экспертно–консультативный орган, одно из заседаний которого было посвящено стратегическим направлениям развития Дальнего Востока. Его провел председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, первый заместитель председателя совета Андрей Шевченко.

Говоря о создании комфортных условий для жителей Дальнего Востока, Андрей Шевченко обратил внимание на ряд факторов, сдерживающих развитие ДФО, в частности, 40% жителей Дальнего Востока не удовлетворены авиационной доступностью. В 2021 году маршрутная сеть ДФО насчитывала 693 маршрута, из которых 537 располагаются внутри ДФО и 157 маршрутов связывают ДФО с 22 субъектами центральной европейской части РФ.

В целях повышения доступности воздушных перевозок и расширения маршрутной сети ДФО в 2021 году была продолжена реализация программ субсидирования региональных перевозок (постановление № 1242) и перевозок наименее социально защищенных слоев населения (постановление № 215). Дополнительно были утверждены две новые программы субсидирования авиаперевозок дальневосточных авиакомпаний с бюджетом 1,23 млрд руб. и туристических перевозок с бюджетом 1,35 млрд руб.

Всего на субсидирование воздушных перевозок в 2021 году была выделена рекордная сумма – 21,9 млрд руб. Для сравнения: в 2019 и 2020 годах – по 15 млрд руб. в год. Из указанных 21,9 млрд руб. 63% (13,8 млрд руб.) приходятся на Дальневосточный федеральный округ. Это позволило обеспечить социально значимую маршрутную сеть и перевезти 4,1 млн пассажиров.

К слову, итогом обсуждения на заседании совета стали предложения по совершенствованию механизмов субсидирования авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе, включая перевозки с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, устанавливающих «автоматическое» увеличение субсидий и предусматривающих меры, обеспечивающие бесперебойность реализации льготных билетов, а также увеличение количества рейсов в периоды высокой загрузки.

В 2022 году для обеспечения доступности авиаперевозок реализуются три программы государственной поддержки, направленные на повышение доступности авиаперевозок граждан, развитие региональных перевозок и субсидирование авиакомпании «Аврора».

На указанные цели из федерального бюджета выделен беспрецедентный объем финансирования – 27,5 млрд руб. Это позволит перевезти около пяти млн пассажиров. Из указанных 27,5 млрд руб. 18,7 млрд руб., или 68% приходится на Дальневосточный федеральный округ, что позволит расширить маршрутную сеть, включая полеты в такие города, как Якутск, Чита.

В отношении перевозок льготных категорий граждан Минтрансом России выработаны подходы и утверждены Правительством РФ решения по обеспечению гарантированного права приобретения каждым гражданином льготной категории (в основном это Дальневосточный федеральный округ) до четырех авиабилетов в одном направлении или двух билетов в направлении «туда и обратно» по специальным тарифам в течение всего календарного года.

Всем гражданам, проживающим на территории Дальневосточного федерального округа, также обеспечено право приобретать до четырех авиабилетов или двух билетов в направлении «туда и обратно» по специальным тарифам на протяжении всего календарного года при условии, что срок бронирования не превышает шести месяцев. Данное ограничение не распространяется на полеты в обратном направлении.

Для повышения доступности региональных перевозок на Дальнем Востоке в программе развития региональных перевозок увеличена доля субсидирования дальневосточных маршрутов в целом до 30% (ранее доля не превышала 22%).

Андрей Шевченко также обратил внимание на необходимость сохранения и развития малых аэропортов и посадочных площадок, особенно в отдаленных и труднодоступных местностях. «В настоящее время к ним предъявляются серьезные сертификационные требования, почти как к крупным аэропортам. По мнению специалистов, многие из этих требований излишни и трудновыполнимы. Для таких аэропортов требования могут быть смягчены, конечно, не в ущерб безопасности полетов», – подчеркнул сенатор.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай проинформировал, что Правительством РФ в октябре 2020 года издано постановление № 1603, утверждающее требования по обеспечению транспортной безопасности для отдельных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, включая посадочные площадки, вертодромы, а также аэродромы, используемые для перевозки воздушными судами малой пассажировместимости. Этим же постановлением Минтрансу России было поручено провести работу по анализу практики его применения. «По результатам проведенной работы было выявлено, что многие аэродромы и посадочные площадки, расположенные в отдаленных труднодоступных местах РФ, не имеют высокого пассажиропотока и в отдельных случаях являются безальтернативными для перевозки пассажиров и доставки грузов. Сделан вывод о том, что для большей части данных объектов необходимы новые оптимальные подходы, обеспечивающие защиту от актов незаконного вмешательства», – сказал заместитель министра транспорта.

По состоянию на 1 ноября 2021 года в реестр Росавиации по транспортной безопасности включены 179 аэродромов, посадочных площадок и вертодромов, в отношении которых применяется постановление № 1603. Из них только в состав 18 входят особо опасные и технически сложные объекты. Согласно новой редакции для тех аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, в состав которых опасные и сложные объекты не входят (161 объект, или 90% всех включенных в реестр), не требуется оснащение инженерно–техническими системами, а также привлечение подразделений транспортной безопасности и организация пропускного режима. «Предлагаемое регулирование в сравнении с постановлением № 1603 в среднем позволит достичь сокращения финансовых затрат для 90% аэродромов, вертодромов и посадочных площадок с 25 млн руб. до 1 млн руб. и менее», – подчеркнул Александр Пошивай.

Переходя к проблемам водного транспорта, Александр Пошивай отметил, что на территории ДФО действуют 28 морских портов общей мощностью 292,7 млн тонн в год. Общий грузооборот указанных портов по итогам 2020 года составил 224,6 млн тонн, что на 4,6% выше показателя за 2019 год. По итогам 9 месяцев 2021 года грузооборот этих портов составил 169,7 млн тонн.

В рамках Федерального проекта «Развитие морских портов» транспортной части КПМИ предусмотрена реализация 17 мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры. По результатам завершения указанных мероприятий производственная мощность морских портов ДФО увеличится на 76 млн тонн и составит 368 млн тонн.

Важным направлением национальной программы социально–экономического развития Дальнего Востока является ускорение экономического роста за счет инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики, в том числе судостроительной. «В настоящее время судовладельцы предпочитают производить ремонт своих судов на зарубежных верфях. Это объясняется тем, что отечественные судоремонтные предприятия имеют высокие издержки и не выдерживают конкуренции. По мнению дальневосточных регионов, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на все виды судоремонта», – сказал Андрей Шевченко.

Совет Федерации предложил Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о стимулировании отечественных судовладельцев к осуществлению ремонта судов и морской техники на российских судоремонтных предприятиях, в том числе за счет установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость для работ (услуг) по техническому обслуживанию и всем видам ремонта, модернизации, реконструкции, переоборудования морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания, включая корабли Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняемых российскими организациями.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться